Статья "Зрительная гимнастика для младших дошкольников с амблиопией и косоглазием"


Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка  заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи

В настоящее время наблюдается увеличение количества людей, страдающих нарушениями зрения. И, к большому сожалению, всё чаще аномалии зрения встречаются у детей.

Нарушения зрения в дошкольном возрасте разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Нарушение зрения в дошкольном возрасте, когда ещё не все функции зрительной системы сформировались, отрицательно сказывается, прежде всего на остроте центрального зрения.

Также известно, что дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. Характерная особенность таких детей – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, сдерживается формирование зрительно-двигательных взаимосвязей. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, и как следствие этого, снижается познавательная активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям падает, ухудшается самочувствие.

Для детей с амблиопией и косоглазием проводится зрительная гимнастика, которая является важной составляющей лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы. Поэтому, в ДОУ для детей кроме проведения фронтальной гимнастики для глаз, обязательно выполняется индивидуальные упражнения, которые назначается врачом офтальмологом в зависимости от этапа лечебно восстановительного процесса, и зрительного диагноза.

Немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз. Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.

Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики.

Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников и младших школьников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление обмена крови и - кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

        Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственно детям старшего дошкольного и младшего школьного возрасти. Переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка,- его здоровье и поведении. Следовательно важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Детей  уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку  в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Основными принципами зрительной гимнастики являются:

Индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

Регулярность  проведения;

Постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

Сочетание с двигательной активностью;

Развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Гимнастические упражнения для развития подвижности моторного аппарата глаз проводятся под музыкальное сопровождение: это может быть лёгкая, спокойная музыка, которая регулирует движение взора. Хорошую, большую амплитуду движений глаз удаётся получить, используя «бегущие огни», расположенные на стене или применив прослеживание взора за движением огонька от фонарика, звёздочки от лазерной указки и других мигающих игрушек.

Для поддержания интереса детей используются гимнастика с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке - указке  или  даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети  тренируют двигательные мышцы глаз.  В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль».  С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать комплексы в рисунках.

В дошкольном учреждении для детей с амблиопией и косоглазием зрительная гимнастика является в важной частью лечебно восстановительного периода, и коррекционно-воспитательной работы

Цель зрительной гимнастики:

Основная цель гимнастики для глаз– тренировка глазных мышц, бездеятельных при выполнении трудовых операций, и расслабление тех,на которые ложится основная нагрузка

Улучшение кровообращения глаз

Профилактика зрительных нарушений

Активизация зрительных функций

Тренировка сетчатки глаза

Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боковой обзор)

Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации)

Выработка бинокулярного зрения

Развитие стереоскопического зрения

Усиление циркуляции внутриглазной жидкости

Нормализация тонуса глазодвигательных мышц

Улучшение аккомодации (что способствует хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Снятие зрительного напряжения

Повышение зрительной работоспособности

Зрительная гимнастика так же влияет на общее оздоровление зрительного аппарата, является профилактикой различных нарушений в работе органов зрения

Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма, косоглазия

Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье ,в частности, об органе зрения

Ребята узнают о ценности зрения

Имеет обучающее значение:

Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот».

Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.

Виды зрительной гимнастики:

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

с предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т. д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе воспитателя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.

офтальмотренажеры В.Ф. Базарного, Э.С.Аветисова, , Г.Г. Демирчогляна.

без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

использованием специальных полей или изображаются какие-либо цветные фигуры с (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе воспитателя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие;

с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда воспитатель подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.


 


 

Правила выполнения зрительной гимнастики:

1.Перед выполнением упражнений рекомендуется предварительно проконсультироваться с врачом – офтальмологом по правильности их выполнения и целесообразности для ребенка.

2.При выполнении упражнений очки и окклюдоры обязательно снять.

3.Исходное положение для упражнений — стоя или сидя, позвоночник и шея выпрямлены, взгляд без напряжения направлен прямо перед собой. Движения выполняются неторопливо, спокойно и равномерно, без напряжения и рывков. При выполнении упражнений не должно возникать болезненных ощущений. Если они появляются, следует уменьшить амплитуду движений и наращивать ее постепенно, по мере укрепления глазных мыш

4.Дыхание детей должно быть равномерным и глубоким.

5.Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться. 6.Зрительная гимнастика выполняется несколько раз в день перед началом зрительной работы и после нее (упражнения на расслабление глаз).

7.Для того чтобы зрительная гимнастика проходила в увлекательной для ребенка форме, для её выполнения можно использовать различные тренажеры: зрительные метки, которые можно приклеить или прикрепить на оконное стекло или дверь, яркие игрушки или карточки (большого размера), с изображением одного предмета.

Есть условие – фон должен быть однотонным, не отвлекающим внимание ребенка от выполнения упражнения. Такие метки можно подвесить к потолку на леску, нитку для совершения движений глазными яблоками в целях нахождения заданных предметов, которые должны иметь крупный размер.

8.При подборе гимнастики для глаз необходимо учитывать возраст ребёнка, состояние зрительных функций, остроту зрения и быстроту реакции.

9.После зрительной гимнастики целесообразно выполнять расслабляющие упражнения, например «пальминг».

10.Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста.

11.Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день.

12.Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

13.Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Виды упражнений зрительной гимнастики:

1.Упражнения на снятие утомления с глаз

2.Упражнения на расслабление зрительной системы

3.Упражнения улучшение циркуляции крови в органе зрения

4.Упражнения на тренировку аккомодационных мышц

5.Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц

6.Пальминг и др.

 


 


 

Упражнения для укрепления аккомодационных мышц

«Метка на стекле». Находясь в 30--35 см от оконного стекла, прикрепить к нему на уровне глаз ребенка круглую цветную метку диаметром 3-5 мм, затем вдали от линии взгляда, проходящего через метку, наметить в окне какой-нибудь объект. Смотреть, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2--3 с, затем перевести взгляд на намеченный объект на 1--2 с, после чего поочередно переводить взгляд то на метку, то на объект.

Повторяйте систематически с перерывами в 10--15 дней. Упражнение можно выполнять 2--3 раза в день.

Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц

Упражнение 1

Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы (8--10 раз).

Медленно переводить взгляд вправо, влево и обратно (8--10 раз).

Медленно переводить взгляд вправо вверх, затем влево вниз и обратно (8--10 раз).

Делать круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении (4--6 раз).

Упражнение 2

Упражнения для глазодвигательных мышц (повороты, круговые движения) снимают умственное утомление. Выполнять их следует примерно в течение 10 мин.

Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом 30 с.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, влево и в обратную сторону.

Последние два задания рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза.

Упражнения для детей с расходящимся косоглазием

Цель: развитие внутренних глазодвигательных мышц.

Оборудование: маска из плотного картона, на которой вырез для переносицы заменен вертикальной щелью шириной 30-35 мм. Щель располагается симметрично относительно носа и обеспечивает два зазора — левее и правее переносицы.

Ход упражнения: ребенок садится левым боком к педагогу и смотрит на действия педагога (другого ребенка правым глазом, используя пространство как можно ближе к переносице).

Примечание:

1. Левый глаз при выполнении упражнения закрыт повязкой (кружком из лейкопластыря).

2. Процесс «смотрения» происходит попеременно каждым глазом (смотрит левый глаз, а ребенок садится к педагогу правым боком).

3. Продолжительность работы в зависимости от состояния зрительной системы и заболевания от 5 до 15 мин. В случае нормальной остроты зрения постепенно продолжительность работы можно увеличить в 2-3 раза.

Упражнения для детей со сходящимся косоглазием

Цель: развитие наружных глазодвигательных мышц.

Оборудование: маска из плотного картона, на которой делаются отверстия диаметром 10 мм. Отверстия смещены на 15-20 мм к виску (по отношению к зрачку).

Ход упражнения: ребенок должен выполнять зрительную работу: чтение книги одним глазом, сильно скашивая его к виску. Ребенка необходимо посадить так, чтобы при «смотрении» правым глазом правое плечо было направлено к книге.

Примечание:

1. Продолжительность работы в зависимости от состояния зрительной системы и заболевания от 5 до 15 мин. В случае нормальной остроты зрения постепенно продолжительность работы можно увеличивать в 2-3 раза.

2. Глаза тренируются попеременно. При косоглазии дольше должен работать глаз, который чаще косит.

3. В период окклюзии при выполнении упражнения окклюдор снимается.

4. Книгу вместе с подставкой необходимо разместить выше поверхности стола на 10-15 см.

Упражнения для близоруких детей, детей группы риска по близорукости

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего — в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

Ноги — на ширине плеч, руки — на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть. Повторить 15 раз.

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на близкий объект. Повторить 15 раз

Уражениня для повышения остроты зрения амблиопичного глаза

Упражнение1

Выполнение заданий, направленных на называние (забрасывание в корзину) цветных предметов (шариков) по указанию (называнию) педагога.

Примечание: по мере продвижения лечения размер предметов и их цветовая насыщенность и яркость уменьшается.

Упражнение2

Выполнение заданий на сортировку по форме и цвету. В ходе занятий постепенно уменьшается их размер, цветовая насыщенность и яркость.

Упражнение 3

Исходное положение (и. п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

И. п. — сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Способствует улучшению кровообращения век.

И. п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, затем опустить руку. Повторить 10--12 раз.

Снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 мин.


 

Упражнения для развития бинокулярного зрения

Выполнение заданий по указанию формы предмета, его расположения в пространстве по отношению к идентичным предметам.

Примечание: дистанция между предметами постепенно уменьшается по глубине расположения, уменьшается цветовая насыщенность и яркость предметов.

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу.

Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем.

Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.

Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.

Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. 

Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). 

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Зрительная гимнастика для дошкольников младшего возраста

При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Для гимнастики можно использовать различные тренажеры. 

Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Можно использовать такие варианты:

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил:

Работают глаза, голова не подвижна.

Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами«Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д.

Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. 

Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей.

Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой.

При выполнения поощряем старания и результаты детей.

Упражнения можно сопровождать стихами.

  1. «Кискины глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в сторону.

  2. «Качели». Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).

  3. «Карусель». Круговые движения глазками.

  4. «День и ночь». Ребёнок на расстоянии вытянутой руки держит перед собой палец. Вначале он смотрит на него двумя глазами, потом только правым при закрытом левом и наоборот.

  5. «Прятки». Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).

  6. «Прищепочка». Большими и указательными пальчиками обеих рук необходимо сдавливать кожу между бровями (как будто скреплять её прищепкой).

  7. «Бабочка». Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка машет крыльями.

Зрительная гимнастика для дошкольников младшего возраста в стихах

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.

 «Белка»

Белка дятла поджидала

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

 «Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

«Кот»

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

С кем играешь, Васенька?

Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

«Качели»

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали

 (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.


 


Полный текст материала Статья "Зрительная гимнастика для младших дошкольников с амблиопией и косоглазием" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клименко Елена Владимировна  Публикатор
13.04.2022 0 566 86

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК