Методический сборник игр и упражнений нам материале Монтессори
Модуль №1. Геометрические пазлы "Треугольники на подставке". Цель: знакомство с желтым цветом, знакомство с геометрической фигурой «треугольник», знакомство с размером (маленький, средний, большой), развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений.
Задание 1.Позвольте ребенку познакомиться с модулем. Пока он играет, расскажите о том, что фигуры называются треугольниками, они желтого цвета и трех размеров: маленький, средний и большой.
Задание 2.Предложите ребенку вставить фигуры в подходящие отверстия. Спросите, как называются эти фигуры и какого они цвета. Попросите показать где маленький, средний и большой треугольники.
Задание 3.Попросите ребенка расставить треугольники в порядке увеличения/ уменьшения размера.
Задание 4.Попросите ребенка расставлять фигуры в определенной последовательности, например: «поставь сначала треугольник в правую ячейку, теперь в левую, а теперь в центральную». Спросите, какой по размеру треугольник находится в правой ячейке, какой в левой, а какой в центральной
Модуль №2. Геометрические пазлы "Квадраты на подставке".Цель: знакомство с красным цветом, знакомство с геометрической фигурой «квадрат», знакомство с размером (маленький, средний, большой), развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений.
Задание 1.Позвольте ребенку познакомиться с модулем. Пока он играет, расскажите о том, что фигуры называются квадратами, они красного цвета и трех размеров: маленький, средний и большой.
Задание 2.Предложите ребенку вставить фигуры в подходящие отверстия. Спросите, как называются эти фигуры и какого они цвета. Попросите показать где маленький, средний и большой квадраты.
Задание 3.Попросите ребенка расставить квадраты в порядке увеличения/ уменьшения размера.
Задание 4.Попросите ребенка расставлять фигуры в определенной последовательности, например: «поставь сначала квадрат в левую ячейку, теперь в центральную, а теперь в правую». Спросите, какой по размеру квадрат находится в правой ячейке, какой в левой, а какой в центрально
Модуль №3. Геометрические пазлы "Круги на подставке".Цель: знакомство с синим цветом, знакомство с геометрической фигурой «круг», знакомство с размером (маленький, средний, большой), развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений.
Задание 1.Позвольте ребенку познакомиться с модулем. Пока он играет, расскажите о том, что фигуры называются кругами, они синего цвета и трех размеров: маленький, средний и большой.
Задание 2.Предложите ребенку вставить фигуры в подходящие отверстия. Спросите, как называются эти фигуры и какого они цвета. Попросите показать где маленький, средний и большой круги.
Задание 3.Попросите ребенка расставить круги в порядке увеличения/ уменьшения размера.
Задание 4.Попросите ребенка расставлять фигуры в определенной последовательности, например: «поставь сначала круг в левую ячейку, теперь в центральную, а теперь в правую». Спросите, какой по размеру круг находится в правой ячейке, какой в левой, а какой в центральной.
Модуль №4. Геометрические пазлы "Квадрат, круг, треугольник на подставке"Цель: закрепление знаний о желтом, красном и синем цветах; закрепление знаний о геометрических фигурах «треугольник», «квадрат», «круг»; закрепление знаний о размерах; развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений, развитие навыка дифференциации цветов и геометрических фигур, развитие памяти, навык понимания сложных инструкций.
Задание 1.Попросите ребенка рассказать, какие геометрические фигуры перед ним, какого цвета и размера каждая из них.
Задание 2.Попросите расставить фигуры в порядке увеличения/уменьшения размера
Задание 3.Попросите ребенка расставлять фигуры в определенной последовательности, давая сложную инструкцию, например: «сначала поставь на место круг, потом квадрат, а в конце треугольник». Ребенок должен начать выполнять задание только после того как услышит его полностью. Инструкция может меняться: «поставь сначала желтую фигуру, потом красную, а потом синюю»
Модуль №5. Шероховатые цифры. Цель: знакомство с цифрами и числами, знакомство с числовой прямой, запоминание образа цифр, формирование навыков счета, формирования навыка составления чисел из цифр, развитие сенсорных навыков
Задание 1.Выложите перед ребенком числовую прямую от 0 до 9. Предложите ребенку внимательно рассмотреть и ощупать таблички с цифрами. Познакомьте ребенка со всеми цифрами на табличках.
Задание 2.Вместе с ребенком последовательно выложите цифры в порядке возрастания, сопровождая действия счетом.
Задание 3.Вместе с ребенком выложите цифры в порядке убывания, сопровождая действия счетом.
Задание 4.Поиграйте с ребенком в игру «Соседи цифры». Педагог называет цифру, задача ребенка – назвать и указать цифры на 1 единице больше и на 1 единицу меньше, например: педагог называет цифру 3, ребенок называет и указывает на цифры 2 и 4.
Задание 5. (групповое).Раздайте детям карточки с цифрами, каждому по одной. По сигналу дети должны построиться по порядку от 0 до 9 и посчитаться;– построиться по порядку от 9 до 0 и посчитаться;– построиться парами так, чтобы одна цифра была больше другой на 1 единицу (дети с названными педагогом цифрами выходят в центр, остальные дети ищут свою пару и подходят к ней)
Задание 6. (групповое)Детям предлагается встать в круг. Педагог дает задание: «Ну-ка, Саша, выходи, 1 + 2 нам покажи». Ребенок должен показать два разных движения столько раз, сколько указано в выражении (пример: 1 наклон, 2 прыжка). Каждому ребенку дается новое задание. Данные модули легко комбинировать не только на индивидуальных, но и на групповых занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Модуль №6. Тепловые таблички Цель: развитие сенсорных навыков, развитие моторики. Задание 1.Дайте ребенку самостоятельно ощупать таблички. Расскажите, что они изготовлены из разных материалов. Покажите, что легче всего проверить насколько они теплые на запястье.
Задание 2.Завяжите ребенку глаза повязкой. Ребенок, опираясь на свои ощущения должен разложить таблички по уровню их теплоты (от теплого к холодному или наоборот).
Задание 3.Подробно расскажите ребенку о материалах, из которых изготовлены таблички. Попросите его рассказать о том, что он запомнил. Дайте ребенку соотнести материал с соответствующей табличкой, проанализировать теплопроводность материала.
Модуль №7. Шероховатые таблички. Цель: развитие сенсорных навыков, развитие мелкой моторики.
Задание 1.Проведите пальцами по табличкам несколько раз, попросите ребенка повторить это действие. Дайте ребенку самостоятельно ощупать таблички. Расскажите, что они изготовлены из бука разной шероховатости и поэтому разные на ощупь.
Задание 2.Завяжите ребенку глаза повязкой и попросите разложить таблички по парам в зависимости от уровня их шероховатости, опираясь лишь на свои ощущения. Когда ребенок выполнит задание снимите повязку и позвольте ему проанализировать правильность выполнения задания.
Задание 3.Завяжите ребенку глаза повязкой. Ребенок, опираясь на свои ощущения должен разложить таблички по уровню их шероховатости.
Модуль №8. Вкусовые баночки. Цель: развитие вкусовых анализаторов, развитие восприятия с помощью вкусовых ощущений, дифференциация вкусовых качеств. Подготовка: в присутствии ребенка педагог готовит 4 раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Каждые 2 банки он заполняет одинаковым раствором. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса. Затем учитель вводит остальные банки. Банки, содержимое которых одинаково по вкусу, ставятся рядом друг с другом.
Задание 1.Назвать вкус жидкостей: сладкий - кислый - горький. Название ребенок должен соотнести со вкусом жидкости.
Задание 2.Найти пары баночек с одинаковым вкусом
Задание 3.Педагог наполняет 4 баночки различными соками (яблочный, персиковый, апельсиновый, вишневый. Задача ребенка определить в какой баночке какой сок.
Задание 4. Педагог готовит 4 раствора. В 4 стакана и наливает в каждый по 100 мл воды. Первый стакан — вода + 2 чайные ложки сахара (самый сладкий).Второй стакан — вода + 1,5 чайная ложка сахара (слаще, чем…).Третий стакан — вода + 1 чайная ложка сахара (слаще, чем…).Четвертый стакан — вода + 0,5 ложки сахара (наименее сладкий).После приготовления – наполняет баночки растворами. Задача ребенка – расставить баночки по уровню сладости жидкости.
Модуль №10. Карточки "Часы" Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.
Задание 1. Внимательно рассмотрите с ребенком часы: циферблат, часовую и минутную стрелки. Пусть ребенок определит какая из стрелок короче, а какая длиннее? Расскажите воспитаннику, что короткая стрелка - это часовая, для нее подходят крупные деления от 1 до 12. Длинная стрелка – для минут, у нее свои деления.
Задание 2. Поиграйте с ребенком в игру «Часовщик». Первый игрок – часовщик заводит часы (устанавливает стрелки) и спрашивает: «Который час?», второй игрок отвечает. По очереди меняйтесь ролями.
Задание 3. Игра «Что мы делаем сейчас?». Педагог устанавливает время и спрашивает, что ребенок обычно делает в это время. Ребенок называет указанное время и отвечает на вопрос, например: 7:00 мы просыпаемся, 9:00 мы завтракаем
Модуль №12. Подносы для сортировки. Может использоваться для хранения счетного материала, для игр на сортировку предметов по одному и более признакам. Цель: развитие мелкой моторики, сенсорное развитие. Первые сортировки различаются по одному признаку, например по цвету.
Задание 1.Дайте воспитаннику задание рассортировать одинаковые предметы на три уже знакомых ему цвета (красный, синий, жёлтый)
Задание 2.Усложните задачу: сортировка одинаковых предметов, различных по цветам, щипцами или ложкой.
Задание 3.Снова усложните задачу: сортировка по цветам множества различных мелких предметов щипцами или ложкой.
Модуль №13. Комплект дидактических лабиринтов Цель: развитие межполушарных связей, развитие мелкой моторики
Задание 1.Позвольте ребенку самостоятельно выбрать один из лабиринтов. Дайте ребенку карандаш или деревянную палочку. Упражнение выполняется ведущей рукой по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки
Задание 2. Продолжаем работу с тем же лабиринтом, но другой рукой в соответствующем поле.
Задание 3. Продолжаем работу с тем же лабиринтом. Упражнение выполняется двумя руками сразу в различных направлениях.
Модули №14 и №15. Розовая башня с подставкой Цель: развитие восприятия размеров предметов, развитие моторных навыков, внимания и координации движений.
Задание 1. Педагог проводит презентацию, рассказывает о башне и ее компонентах, сравнивает их между собой, используя понятия «больше», «меньше», «самый маленький», «самый большой», рассказывает, как можно играть с башней.
Задание 2. Позвольте ребенку самому поиграть с данным модулем, построить башню, сравнить элементы
Задание 3. Предложите ребенку выложить из кубиков ряд в порядке убывания/возрастания.
Задание 4. Поменяйте местами в «правильном» ряду несколько кубиков и попросите ребенка расставить все по местам.
Модуль №16. Коричневая лестница Цель: развитие моторики, развитие координации движений, формирование понятия "толстый - тонкий".
Задание 1. Детали лестницы лежат в хаотичном порядке на ковре или на столе. Педагог находит самую «толстую» деталь, обхватывает ее рукой и кладет перед ребенком, после берет более тонкую деталь и кладет рядом с первой, так чтобы детали соприкасались длинной стороной друг с другом. Педагог продолжает действия до тех пор, пока не составит лестницу из всех частей. Ребенок знакомится со структурой лестницы, проводит по ней рукой сверху вниз и наоборот. Потом педагог разбирает лестницу деталь за деталью.
Задание 2. Ребенок повторяет упражнение, выполненное педагогом, обхватывая детали и оценивая тем самым их толщину.
Задание 3. лестница строится по тому же закону, как и прежде, но начиная с самой тонкой детали
Задание 4. Поменяйте местами в лестнице несколько деталей и попросите ребенка расставить все по местам.
Задание 5. Позвольте ребенку попытаться собрать лестницу с завязанными глазами.
Модуль №18. Геометрические тела Цель: знакомство с геометрическими телами и их характеристиками, развитие речи.
Задание 1. Педагог выбирает несколько геометрических тел, подробно описывает и сравнивает их между собой, дает ребенку их сравнить и проанализировать сходства и отличия геометрических тел. Постепенно вводятся все геометрические тела.
Задание 2. Игра «Волшебный мешочек» Все тела лежат в мешочке, ребенок запускает в него руку, борет один предмет ощупывает его и говорит, катается этот предмет или опрокидывается. Перед проведением данной игры обсудите с ребенком какие геометрические тела катаются, а какие опрокидываются.
Задание 3. Игра «Что похоже?». Педагог и ребенок ищут в своем окружении предметы, похожие на то или иное геометрическое тело и говорят, катаются эти предметы или опрокидываются
Модуль №20. Нанизывание шариков на штырьки Цель: развитие мелкой моторики, развитие ориентировки в пространстве, закрепление понятий «больше» и «меньше», межполушарное взаимодействие.
Задание 2. Пусть ребенок выполнит то же упражнение, но другой рукой.
Задание 3. Шарики нанизываются и снимаются синхронно двумя руками.
Задание 4. Педагог говорит в какой последовательности нужно нанизывать шарики, например: левый нижний, правый верхний, правый нижний, левый верхний.
Модуль №21. Доска для выкладывания бусин. Цель: развитие мелкой моторики, развитие ориентировки в пространстве, дифференциация цвета, развитие зрительного внимания.
Задание 1. Позвольте ребенку самому изучить пособие, вставлять бусины в желаемой последовательности.
Задание 2. Предложите ребенку выкладывать бусины определенного цвета, начиная узор сверху вниз или слева направо.
Задание 3. Дайте задание выкладывать бусины поочередно правой и левой рукой, начиная сверху – вниз, с двух сторон (правая рука выкладывает правый ряд, левая – левый)
Задание 4. Предложите ребенку выложить определенный узор по образцу.
Модуль №22. Доска - "Сотня" с контрольной картой Цель: знакомство с числами от 1 до 100, порядковый счет в пределах от 1 до 100 и в обратной последовательности
Задание 1. Учитель знакомит ребенка с двузначными цифрами, рассказывает о том как они составляются и вместе с ребенком, обращая его внимание на контрольную карту, выкладывает все таблички в правильной последовательности, ведя при этом счет.
Задание 2. Ребенок самостоятельно выкладывает числа, опираясь на контрольную карту. Педагог помогает вести счет.
Задание 3. Когда ребенок успешно справляется с предыдущим заданием, педагог вводит обратный счет. Начинать следует со счета от 10 до 1, постепенно добавляя десятки. Счет сопровождается выкладыванием табличек с цифрами.
Модуль №24. Большая пуговица со шнурком. Цель: развитие мелкой моторики, формирование навыка пришивания пуговиц к одежде
Задание 1. Покажите ребенку способы пришивания пуговицы. Объясните принцип шитья.
Задание 2. Дайте ребенку задание продевать шнурок в отверстия тем или иным образом.
Задание 3. Предложите выполнить задание другой рукой
Модуль №25. Основания для геометрических тел
Цель: ознакомление с геометрическими телами. Этот модуль следует использовать в комплексе с модулем №18. «Геометрические тела»
Задание 1. Вместе с ребенком вспомните геометрические фигуры, подберите соответствующие таблички.
Задание 2. Предложите ребенку выбрать любое геометрическое тело из модуля №18 и найти среди табличек все его грани, основания или сечения, например: треугольная пирамида имеет три грани в форме равнобедренных треугольников, а ее основание представляет собой равносторонний треугольник.
Модуль №28. Блок Сегена с вкладышами разной формы. Цель: развитие мелкой моторики, логики, мышления, знакомство с геометрическими телами
Задание 1. Пусть ребенок вставит фигуры в подходящие отверстия. Не помогайте ему при этом, методом проб и ошибок ребенок сам справится с заданием
Задание 2. Попросите ребенка расставлять фигуры слева – направо или справа – налево.
Модуль №29. Доска для плетения. Цель: развитие мелкой моторики
Задание 1. Попросите ребенка «вышить» любой желаемый узор на доске, чтобы он начал ознакомление с модулем.
Задание 2. Задача усложняется, попросите ребенка «вышить» узор по образцу.
Задание 3. Закрепите шнурки на доске и покажите ребенку как нужно плести косички. Предложите ему попробовать. По выполнении задания, попросите ребенка завязать резинку на конце косички.
Модуль №30. Часы Цель: развитие временных представлений, развитие моторики.
Задание 1. Педагог делает презентацию пособия. Рассказывает о том, что в сутках 24 часа. Для обозначения времени в первой половине дня используются вкладыши красного цвета, во второй половине дня – синего. Расскажите воспитаннику, что короткая стрелка - это часовая, короткая – минутная. Научите ребенка устанавливать время.
Задание 2. Поиграйте с ребенком в игру «Часовщик». Первый игрок – часовщик заводит часы (устанавливает стрелки) и спрашивает: «Который час?», второй игрок отвечает. По очереди меняйтесь ролями.
Задание 3. Игра «Что мы делаем сейчас?» .Педагог устанавливает время и спрашивает, что ребенок обычно делает в это время. Ребенок называет указанное время и отвечает на вопрос, например: 7:00 мы просыпаемся, 9:00 мы завтракаем.
Задание 4. Игра «Когда мы это делаем». Педагог называет ребенку одно из ежедневных действий, а ребенок должен установить время, в которое он выполняет это действие. Например, «когда мы ужинаем?» ребенок должен поставить стрелки часов на соответствующую цифру.
Модуль №31. Большие счеты. Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений.
Задание 1. Педагог рассказывает ребенку о том, как работать со счетами, как считать с их помощью. Дайте ребенку возможность самому перебирать бусинки на счетах.
Задание 2. Педагог называет задуманное число, задача ребенка – показать соответствующее число бусин на счетах.
Задание 3. Педагог задает ребенку пример на сложение или вычитание. Ребенок должен получить ответ, выполнив действия на счетах, и назвать его. Количество выставленных костяшек должно соответствовать ответу ребенка.
Задание 4. Игра «Магазин». Подготовьте рабочее место: расставьте товары, сделайте к ним ценники вместе с ребенком. Педагог выступает в роли покупателя, выбирает несколько товаров. Ребенок, выступающий в роли продавца, вычисляет на счетах сумму покупок и называет ее. Попробуйте дать ребенку деньги так, чтобы понадобилась сдача. Продавец, используя счеты вычислит разницу и вернет сдачу покупателю.
Модуль №32. Весовые таблички Цель: развитие сенсорных навыков.
Задание 1. Педагог выкладывает стопкой перед ребенком таблички разной тяжести, используя только самые легкие и самые тяжелые таблички и показывает, как их можно взвесить руками, как сравнить вес табличек. Ребенок повторяет действия за педагогом и определяет, какие карточки легкие, а какие тяжелые. Можно усложнить задание, завязав ребенку глаза.
Задание 2. Вводится набор с карточками средней тяжести. Ребенок определяет, какие карточки самые легкие, какие средней тяжести, а какие тяжелые, и раскладывает их по стопкам.
Задание 3. Педагог показывает ребенку, как можно взвешивать несколько табличек одновременно. Сравнивается равное количество табличек из каждой серии.
Модуль №33. Цветные цилиндры Цель: освоение принципа последовательности, развитие логики, развитие мышления, дифференциация предметов по различным признакам.
Задание 1. Предложите ребенку изучить один из блоков цилиндров. Расскажите на примере цилиндров о базовых математических понятиях: больше и меньше, выше и ниже, диаметр и высота.
Задание 2. Предложите ребенку сгруппировать цилиндры по одному из признаков: цвет, диаметр, высота. Обсудите сходства и различия в группах цилиндров.
Задание 3. Завяжите ребенку глаза и предложите объединить цилиндры по размеру на ощупь.
Модуль №35. Части дерева Цель: знакомство со строением дерева, развитие моторики, развитие речи.
Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях дерева: корни, ветви, ствол, крона, листья.
Задание 2. Попросите ребенка собрать дерево, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Педагог называет часть дерева, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Модуль №36. Части яблока Цель: знакомство со строением яблока, развитие моторики, развитие речи.
Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях яблока: кожица, мякоть, сердцевина, семена, плодоножка, чашелистики.
Задание 2. Попросите ребенка собрать яблоко, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Педагог называет часть яблока, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Модуль №37. Части листа Цель: знакомство со строением листа, развитие моторики, развитие речи.
Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях листа: жилки, пластинка, черешок.
Задание 2. Попросите ребенка собрать лист, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Педагог называет часть листа, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Модуль №38. Части цветка. Цель: знакомство со строением цветка, развитие моторики, развитие речи.
Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях цветка: лепестки, пестик, тычинка, чашечка.
Задание 2. Попросите ребенка собрать цветок, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Педагог называет часть цветка, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Модуль №40. Строение улитки Цель: знакомство со строением улитки, развитие моторики, развитие речи. Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях улитки: раковина, глаза, тельце. Задание 2. Попросите ребенка собрать улитку, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Попросите ребенка собрать улитку, на картинке, соответствующей пазлу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 4 Педагог называет часть улитки, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Задание 5 Уберите один из элементов пазла. Попросите ребенка собрать улитку и, указав на место недостающей детали, назвать ее.
Модуль №41. Строение лягушки Цель: знакомство со строением лягушки, развитие моторики, развитие речи.
Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях лягушки: голова, туловище, передние лапы, задние лапы
Задание 2. Попросите ребенка собрать лягушку, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Попросите ребенка собрать улитку, на картинке, соответствующей пазлу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 4 Педагог называет часть лягушки, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Задание 5 Уберите один из элементов пазла. Попросите ребенка собрать лягушку и, указав на место недостающей детали, назвать ее.
Модуль №42. Строение кузнечика Цель: знакомство со строением кузнечика, развитие моторики, развитие речи.
Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях кузнечика: голова, грудь, лапки, крылья, брюшко
Задание 2. Попросите ребенка собрать кузнечика, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Попросите ребенка собрать кузнечика, на картинке, соответствующей пазлу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 4 Педагог называет часть кузнечика, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Задание 5 Уберите один из элементов пазла. Попросите ребенка собрать кузнечика и, указав на место недостающей детали, назвать ее.
Модуль №43. Строение рыбки Цель: знакомство со строением рыбы, развитие моторики, развитие речи. Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях рыбы: голова, глаза, плавники, хвост, чешуя. Задание 2. Попросите ребенка собрать рыбу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл. Задание 3. Попросите ребенка собрать рыбку, на картинке, соответствующей пазлу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 4 Педагог называет часть рыбы, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место. Задание 5 Уберите один из элементов пазла. Попросите ребенка собрать рыбку и, указав на место недостающей детали, назвать ее.
Модуль №44. Строение птицы. Цель: знакомство со строением птицы, развитие моторики, развитие речи. Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях птицы: тело, голова, крылья, хвост, ноги. Задание 2. Попросите ребенка собрать птицу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл. Задание 3. Попросите ребенка собрать птицу, на картинке, соответствующей пазлу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл. Задание 4 Педагог называет часть птицы, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место. Задание 5 Уберите один из элементов пазла. Попросите ребенка собрать птицу и, указав на место недостающей детали, назвать ее.
Модуль №45. Строение лошади Цель: знакомство со строением лошади, развитие моторики, развитие речи.
Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях лошади: тело, голова, грива, шея, хвост, передние и задние ноги
Задание 2. Попросите ребенка собрать лошадь, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Попросите ребенка собрать лошадь, на картинке, соответствующей пазлу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 4 Педагог называет часть лошади, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Задание 5 Уберите один из элементов пазла. Попросите ребенка собрать лошадь и, указав на место недостающей детали, назвать ее.
Модуль №46. Строение бабочки Цель: знакомство со строением бабочки, развитие моторики, развитие речи.
Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях бабочки: голова, брюшко, усики, крылья
Задание 2. Попросите ребенка собрать бабочку, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Попросите ребенка собрать бабочку, на картинке, соответствующей пазлу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 4 Педагог называет часть бабочки, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Задание 5 Уберите один из элементов пазла. Попросите ребенка собрать бабочку и, указав на место недостающей детали, назвать ее.
Модуль №47. Строение черепахи Цель: знакомство со строением черепахи, развитие моторики, развитие речи.
Задание 1. Рассмотрите с ребенком данный модуль. Расскажите воспитаннику о частях черепахи: голова, ноги, хвост, шея панцирь
Задание 2. Попросите ребенка собрать черепаху, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 3. Попросите ребенка собрать черепаху, на картинке, соответствующей пазлу, проговаривая названия элементов, которые он ставит в пазл.
Задание 4 Педагог называет часть черепахи, ребенок находит соответствующий кусочек пазла и ставит его на место.
Задание 5. Уберите один из элементов пазла. Попросите ребенка собрать черепаху и, указав на место недостающей детали, назвать ее.
Модуль №52. Проекции для цветных цилиндров. Цель: развитие мелкой моторики, развитие внимания, дифференциация по цвету и размеру
Задание 1.Попросите ребенка выбрать одну из простых проекций и выставить цилиндры на места, соответствующие по цвету и размеру.
Задание 2.Выберите одну из проекций. Попросите ребенка выставлять цилиндры по определенному принципу, например: сначала желтые, потом зеленые, после красные, в конце – синие.
Задание 3.Попросите ребенка выбрать одну из проекций и глядя на нее постараться выложить на столе подобный узор. Задание 4.Попросите ребенка выставить цилиндры на проекцию и сосчитать количество цилиндров каждого цвета, а также их сумму
Модуль №54. Цветные таблички – ящик 2. Цель: ознакомление с цветами, их дифференциация, развитие памяти
Задание 1.В хаотичном порядке выложите цветные таблички на столе или на ковре. Попросите ребенка разложить их по парам одного цвета.
Задание 2. Смешайте карточки. Попросите ребенка находить карточки заданного вами цвета.
Задание 3. Смешайте карточки и уберите несколько из них. Попросите ребенка назвать цвета карточек, оставшихся без пары. Задание 4. Попросите ребенка разложить по одной карточке каждого цвета в разных местах комнаты. Остальные карточки выложите на рабочем месте. Теперь задача педагога указывать на карточку, а задача ребенка – вспомнить, где он оставил карточку такого же цвета и принести ее.
Задание 5.Педагог показывает одну из карточек – ребенок называет предметы такого же цвета, находящиеся в комнате.
Модуль №55. Цветные таблички – ящик 3 Цель: ознакомление с цветами, их дифференциация, развитие памяти. Задание 1.Педагог выкладывает карточки одного цвета на столе. Находит самые контрастные и сравнивает их. После – выкладывает цветовой ряд так, чтобы тон табличек постепенно менялся. Затем карточки смешиваются, и ребенок пробует повторить ряд, продемонстрированный педагогом.
Задание 2.Ребенок выкладывает ряд одного цвета, а затем закрывает глаза. Педагог убирает одну из карточек и сдвигает ряд. Задача ребенка – найти место, на котором должна стоять карточка, которую педагог убрал.
Задание 3.Ребенок выкладывает ряд одного цвета, а затем закрывает глаза. Педагог убирает одну или несколько карточек и сдвигает ряд. Задача ребенка, не видя убранную карточку, указать на места, где тон меняется слишком резко.
Модуль №59. Шероховатые буквы - прописные, прямые. Цель: знакомство с буквами, развитие навыков послогового чтения, развитие навыков составления слов из букв, знакомство с образом прописных букв
Задание 1 Используя буквы, познакомьте ребенка с алфавитом. Называйте букву и выкладывайте соответствующий символ перед ребенком
Задание 2.К данному упражнению следует приступать только после того как ребенок освоил алфавит. Выложите буквы в алфавитном порядке. Педагог показывает букву, а ребенок называет ее.
Задание 3. Игра «Составь слово»Педагог дает ученику задание: Поставь букву У, слева от нее – Д, справа – Ш. Если ребенок правильно выполняет задание – у него получится слово ДУШ
Задание 4. Игра «Отгадай предмет по описанию».Педагог называет характерные признаки любого предмета, а ученик отгадывает, про что ему рассказывают и выкладывает из букв слово - отгадку.
Модуль №60. Цифры и чипсы. Цель: практиковаться в счете до 10, соотносить количества и символы, знакомства с понятиями четный и нечетный.
Задание 1.Педагог выкладывает в хаотичном порядке цифры и просит ребенка расставить их в правильной последовательности.
Задание 2.Попросите ребенка разложить под каждой из цифр соответствующее количество чипсов, раскладывая их в два ряда. Если число нечетное последний чипс стоит положить под парами в центре.
Задание 3.Педагог проводит указкой или пальцем между рядами и говорит ребенку о том, что если внизу встречается препятствие – значит число нечетное, а если столбики можно разделить – число четное.
Модуль №61. Поднос с крышкой для письма на песке. Цель: развитие моторики, развитие воображения, обучение грамоте. Задание 1.Игра «Песочные узоры» Разделите поднос линией на 2 части: часть педагога, часть ученика. На своей части нарисуйте какой-либо узор и попросите ребенка повторить его. Предложите ребенку поменяться местами, т.е. он придумывает и рисует узор, а вы его повторяете.
Задание 2.Поднос так же остается разделен на части. Познакомьте ребенка со способом написания цифр. Для наглядной опоры используйте карточки из модуля №60. Выберите цифру и напишите ее на своей части. Попросите ребенка назвать цифру и повторить ее написание.
Задание 3.Познакомьте ребенка со способом написания букв. Выберите букву и напишите ее на своей части. Попросите ребенка назвать букву и повторить ее написание. Начните с печатных букв, позже переходите к прописным. Для наглядной опоры используйте карточки из модуля №59.
Модуль №63. Шумовые коробочки. Цель: развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы, логики, тренировка концентрации внимания.
Задание 1.Педагог предлагает ребенку выбрать одну из коробочек и среди остальных найти ту, которая звучит также.
Задание 2.Игра «Тихо – громко»Задача ребенка – расставить шумовые коробочки в ряды. Прежде всего найти самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами. Начинать следует с трёх коробочек.
Задание 3.Игра «Что так звучит?»Педагог предлагает ребенку по звуку определить, чем наполнены баночки.
Модули № 66 – 77. Рамки с застежками. Данные модули включают в себя следующие рамки: рамка с крючками, рамка с пластмассовыми застежками, рамка со шнуровкой и крючками на коже, рамка с ремнями на коже, рамка с кнопками, рамка с молнией, рамка с бантами, рамка с пуговицами, рамка со средними пуговицами, рамка с липучками, рамка с маленькими пуговицами, рамка с большими пуговицами. Цель: развитие мелкой моторики.
Ребенок самостоятельно выбирает рамку, ставит цель и ищет путь и возможность для её достижения, замечает и обращает внимание на свои ошибки и учится исправлять их. Например, если при застегивании липучек или крючков разные половины деталей не подходят друг к другу, ребёнок должен самостоятельно находить правильное решение и подбирать необходимый вариант.
Модуль №80. Числовые штанги Цель: формирование элементарных математических представлений. Задание 1.Штанги лежат в хаотичном порядке. Педагог находит среди них самую короткую, кладет перед ребенком и считает сегменты, в данном случае «один», затем находит более длинную штангу, кладет над первой и так же считает сегменты «один, два» и т.д, пока все штанги не будут разложены. Ребенок должен запомнить, что считаются сегменты на штангах.
Задание 2.Педагог просит ребенка дать, например, штангу 5. Ребенок должен найти штангу с подходящим количеством сегментов. Для усложнения задания можно перемешать штанги
Задание 3.Педагог в выстроенном ряду штанг нарушает последовательность и просит ребенка расставить штанги правильно
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сальникова Мария Андреевна
→ Публикатор 04.04.2024 0 329 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.