Статья "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня"
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР III
У ребёнка в дошкольном возрасте складываются специальные аналитические операции, они связанны с различением фонем в составе слова, определением их количества и последовательности, т. е. фонематическое восприятие. Оно формируется на базе фонематического слуха и является необходимым условием для полноценного овладения не только устной речью, операциями звукового анализа и синтеза, а впоследствии письмом и чтением. Отсутствие умения точно дифференцировать на слух фонемы родного языка препятствует полноценному формированию звукового анализа и синтеза.
Успешное развитие фонетической стороны речи в целом зависит от уровня развития фонематического слуха. Устойчивое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Поэтому развитию фонематического слуха в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня уделяется большое внимание.
В настоящий момент много детей посещают специализированные логопедические группы. Важная задача воспитателей и логопедов в работе с такими детьми это развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Потому что именно эти процессы лежат в основе формирования правильного звукопроизношения и навыков звукового анализа. Нарушение фонематического восприятия может затруднить овладением словарным запасом и грамматическим строем, а так же замедлить развитие связной речи, так как все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Ребёнок с общим недоразвитием речи имеет высокий уровень тревоги, в незнакомой обстановке он чувствует себя зажато и неуверенно. Это состояние приводит к тому, что таких детей постоянно нужно подбадривать, хвалить и высоко оценивать. Если ребёнку тяжело преодолевать какие-либо препятствия, возможны и агрессивные реакции. Так же наблюдаются: заторможенность, вялость и пассивность движений.
Эмоционально-волевая сфера имеет те же особенности, что и дети с нормально развитой речью.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, которые проявляются в замедленности и застревании в одной позе.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня пользуются распространенными предложениями, стараются употреблять сложноподчинённые и сложносочинённые конструкции.
В дошкольном возрасте у детей проявляются первые навыки словообразования. Употребление простых грамматических форм становится наиболее устойчивым, в том числе слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
Можно сделать вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи нарушены компоненты речевой деятельности, мыслительные операции и недостаточно сформированы познавательные процессы.
Формирование фонематических процессов существенно влияет на развитие ребенка. На основе физического слуха и звукопроизношения формируется фонематический слух. На его основе формируется фонематическое восприятия. Если у ребенка фонематический слух недостаточно развит, это может привести к тому, что «у ребенка не сможет самостоятельно сформироваться готовность к звуковому анализу и синтезу слов. Впоследствии это обстоятельство не позволит ему успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда»
У детей с общим недоразвитием речи III уровня имеется отставание в становление словесно-логического мышления. Речь недостаточно фонетически оформлена и аграмматична.
Объём запоминания и воспроизведения у детей с общим недоразвитием речи III уровня меньше, чем у детей с нормальным речевым развитием. Отмечается быстрая отвлекаемость детей, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности.
Перечисленные нарушения негативно влияют на развитие других сторон речи и затрудняют процесс школьного обучения детей. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо решать коррекционные задачи для успешного развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клементьева Лидия Сергеевна
→ Лидия4249![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.