Статья "Формы и методы взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ"


Публикация на тему:
«Формы и методы взаимосвязи учителя-логопеда

и воспитателя в ДОУ».


«Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров»

Борис Кригер

В   последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагогов,  направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя - логопеда и воспитателей ДОО.

От слаженности работы логопеда и воспитателя зависит эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. Конечно, взаимодействие логопеда происходит не только с воспитателем, но и с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями. И все же большая доля работы ложится на плечи воспитателя.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Профессии», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.
Воспитатель руководствуется прежде всего требованиями программы воспитания и обучения в детском саду для группы соответствующего возраста.
В своей деятельности учитель-логопед руководствуется выбранной им коррекционной программой. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе.
В работе над речью детей перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая цель: сформировать правильную речь, как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность.
Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в вечерние часы, после полдника. Помимо этого воспитатель логопедической группы организует игры, включает в занятия задания, способствующие развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, развитие сенсомоторных навыков, тесно связанных с развитием речи. Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи детей, пополнение словарного запаса - это необходимые условия работы для детей с ОНР.

Ведь речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.

В этих изменяющихся условиях, педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их совершенствовать и внедрять.  В соответствии с ФОП, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Никто не отменяет традиционные формы и методы проведения занятий. Но разнообразить их, создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности с детьми – необходимость, обусловленная современными тенденциями.

В своей практической деятельности мы рекомендуем применять нетрадиционные логопедические технологии: Су-Джок терапию, кинезиотерапию, биоэнергопластику, прищепочные игры, камешки Марблс, мнемотехнику.

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

- заинтересованностью детей, развитием их творческой самостоятельности,

- созданием благоприятного климата на занятиях, ориентировкой детей на коммуникацию.

1. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является метод Су –Джок. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В переводе с корейского «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Су-Джок технология — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, оказывающий воздействие на биоэнергетические точки. Исследования показали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи массажных шариков и «волшебных» колечек. У меня собран комплекс упражнений и сказок с использованием массажных мячиков.

Существуют различные формы работы с детьми с использованием элементов гимнастики Су-Джок при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации. При использовании данного метода, мы решаем следующие задачи:

-развитие фонематического слуха и восприятия

-развитие звукового и слогового анализа слов

-коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

-совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем) -совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.

-использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

-упражнения для развития общей и мелкой моторики

2. «Игры в сказку с куклой». Работа со сказкой - это очень эффективный метод работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные или поведенческие затруднения, нарушение речи.

Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора.  Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев.

У ребёнка очень часто происходит процесс эмоционального объединения себя с персонажем и присвоением его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку, с одной стороны, сравнивает себя с героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть свои проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.                   

         Сказку можно рассматривать, как способ передачи необходимых моральных норм и правил, способ воспитания у ребёнка особого отношения к миру, принятого у данного социума.

Игра в сказку рассматривается также как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развивается правильная грамотная речь, память, фантазия и творчество.

В своей работе я так же использую дидактические сказки: для проведения логопедического массажа, автоматизации звуков, коррекции слоговой структуры слова, формирования коммуникативных умений и навыков, навыков самоконтроля. Дидактическая игрушка – логопедическая обезьянка, а также разнообразные пальчиковые куклы, би-ба-бо позволяют познакомить ребенка со строением артикуляционного аппарата, уточнить положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, помочь ребенку правильно сформировать у себя артикуляционный уклад звуков.

Игру в сказку трудно представить без куклы. Ведь роль куклы - обеспечить диалог между ребенком и взрослым посредством куклы. Это нужно по двум причинам:

1.Ребенку легче раскрыться, спрятав свое «я» за куклой, у него возникает
впечатление, что за все сказанное ответственность будет нести кукла,
не он.

2.Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, выразить
то, что происходит в его жизни: какие чувства он испытывает и как
относится к окружающим. Не зря говорится, что «игра ребенка
является его языком, а игрушки - словами».

Согласно данным нейропсихологических исследований, активная речь ребенка напрямую связана с развитием тонких движений пальцев. При работе с куклами ребенку волей-неволей приходится их совершать, что и способствует упорядочению, согласованности и развитию речи.

Кукла не только отвлекает ребенка от его речевых затруднений, но еще и помогает исправить речь: говоря за куклу, ребенок совсем по-другому начинает относиться к собственной речи.

В случае речевых ошибок ребенка педагог поправляет не его, а куклу. Такое опосредованное обращение намного эффективнее, чем прямые указания, помогает ребенку справиться с речевыми ошибками.

Роль куклы неоценима с точки зрения оказания детям завуалированной Помощи, когда, например, в случае того или иного затруднения ребенку помогает не кукла, а говорящий за нее педагог.

3. Применение камушков «Марблс». Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное средство представляет собой набор стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его умственной и моторной способности, заинтересованности в игре, а также от поставленной педагогом цели.

Применение камешков Марблс способствует профилактике оптико-пространственных нарушений, развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, помогает в знакомстве с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретению детьми новых умений и навыков, которые могли бы использовать в других видах деятельности. Камешки Марблс формируют правильный захват шарика кистью руки, развивают сложно координированные движения пальцев и кистей рук; развивают ориентировку на плоскости; помогают обогащать словарный запас, развивать звуковой анализ, являются хорошим средством профилактики дисграфии. Кроме этого, работа с  разноцветными камнями всегда вызывает у ребенка радость, улыбку, положительные эмоции.

4. Различные виды конструктора. Играя с конструкторским набором, каждый ребёнок имеет возможность постоянно повышать свой уровень развития. И самым интересным является то, что дети ощущают себя настоящими конструкторами и думают, что до них ничего подобного никто не создавал. Малыши растут, играя, приобретая навыки, учась проектировать и строить различные здания, собирать машинки или необычные механизмы. Каждый раз, перебирая детали конструктора, дети стараются разделять предметы, различать их по цвету, формам, размерам. В таком процессе нужно проявить выдержку, терпение, научиться усидчивости и стараться всё доводить до конца. Это дисциплинирует и делает детей ответственными, приучает к порядку, ведь каждый раз после игры нужно обязательно убрать конструктор в коробку, а если творение малыша особенно удалось, то можно оставить его на видном месте и любоваться до следующей игры.

5.Игры с элементами кинезиологии - базируются на естественной биологической функции организма – движении, что приводит к гармонизации баланса жизненной энергии у человека, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга.

У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

6. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенность, что активизирует естественное состояние организма,улучшается кровообращение.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Именно кинезиотерапия и биоэнергопластика помогают в развитии межполушарного взаимодействия, что является основой развития интеллекта и соответственно речи.

7. Игры с Поп-ит. Все дело в тактильном восприятии этих простых, на первый взгляд изделий. Массаж рецепторов развивает нейронные связи, то есть рецепторы мозга тренируются напрямую через сигналы от касания. Поэтому однозначно можно отнести игрушку Поп - ит к полезным тренажерам. Игрушка обучает, развивает, укрепляет межполушарные связи мозга. Мы рекомендуем использовать Поп - ит для автоматизации звуков и для различных развивающих игр. Поп - ит может применяться в различных играх, которые способствуют сенсорному и математическому развитию детей, способствуют концентрации внимания. Когда ребенок что-то мнет, нажимает, перебирает, он отвлекается, расслабляется, при этом происходит улучшение координации и развитие мелкой моторики. Детям это действительно нравиться, они с большим удовольствием будут участвовать в предложенных играх.

Использование нетрадиционных технологий в совместной деятельности логопеда и воспитателя, является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.

Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дают верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения, что в свою очередь, не может не сказываться благоприятно на коррекции и развитии речи детей. Следует отметить, что содержание коррекционной работы в ДОО должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с речевыми нарушениями, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития каждого ребенка.


Полный текст материала Статья "Формы и методы взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семенихина Анастасия Евгеньевна  Публикатор
28.01.2025 0 280 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.