Статья "Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи звуковому анализу слова на примере дидактической игры"












«Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи звуковому анализу слова на примере дидактической игры"














Учитель-логопед: И.В.Ермолаева











«Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи звуковому анализу слова на примере дидактической игры"

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д. ). Предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова.

Ряд гласных звуков, слоги без стечения согласных, слоги со стечением согласных, слоги без стечения согласны, слова со стечением согласных, трехсложные слова. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание, на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. 

У детей с нарушениями речи становится всё больше. И в том, что эту работу необходимо проводить со всеми детьми, имеющими нарушения речи, т. к. и у детей с ОНР и с ФФН нарушены звукопроизношение и фонематический слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в обучении грамоте и к появлению специфических нарушений письменной речи.

С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речидети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь детей ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения.

Обучение грамоте начинается в подготовительной группе детского сада, а до этого в средней и в старшей группе проводится работа по накоплению навыков и умений, которые являются базой для овладения на их основе чтением и письмом.

Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.

Дети с нарушениями речи из-за недостатков психических функций, перечисленных ранее, испытывают трудности в обучении и составляют группу риска среди поступающих в первый класс детей по проявлению дисграфий и дислексий различного характера.

Развивая и корректируя нарушенные психические функции детей с речевыми нарушениями особое внимание необходимо уделять развитию предметного гнозиса и пространственной ориентации.

Главным условием грамотного письма является правильное произношение слова, поэтому мы сначала учим детей правильно произносить звуки, не искажая их и не заменяя на другие. Если ребенок смешивает какие-либо звуки, то проводится работа по их дифференциации.

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. То же можно сказать и о связях звука и буквы, как составных слова.

Речь устная и речь письменная – это две формы речевой функции. При переходе к письменной речи меняется ее форма: звуковая оболочка слова заменяется графической. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухового и речедвигательного анализаторов постепенно вплетается деятельность речезрительного анализатора. Деятельность последнего выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при посредстве особо организованных для этого движений глаз. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки.

Итак, начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова, и как его составной части – буквы.

Еще на подготовительном этапе дети усваивают понятие «звук». Это дается им довольно сложно из-за абстрактности этого понятия. Вместе с детьми мы стараемся исследовать его характеристики (твердость-мягкость, глухость-звонкость у согласных), заменяя перечисленные термины на слова, которые более наглядно характеризуют звучание «грубый - твердый» звук, «нежный - мягкий». Для определения звонкости звука дети прикладывают тыльную сторону ладони к горлышку и ощущают его дрожание- «звон».

Далее дается обозначение звука кружком: гласный-красный, твердый согласный - синий, мягкий согласный-зеленый. Дети составляют схемы слов, используя кружки разного цвета. Не умея еще писать буквы, они могут составить слово с помощью символов.

Развитие звукового анализа и синтеза детей старшего дошкольного возраста с ТНР через дидактические игры. Всвязи с особенностями развития дети с ОНР нуждаются в целенаправленном обучении. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов и приемов, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребёнка и от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служат дидактические игры. Использование дидактических игр и упражнений для формирования фонематических процессов при логопедической коррекции для детей с недоразвитием речи способствует формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивает умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произношению.



С этой же целью - анализ звукового состава слова, я использую игру

«Подумай и подбери»



Цель игры: совершенствование навыков звукового анализа слова, развивать фонематический слух, закреплять умение определять позицию звука в слове.

Оборудование: картонные картинки (цветные), карточки со словами, карточки с готовыми схемами, карточки с пустыми схемами, фишки (крышечки) зеленого, красного и синего цвета.

Раскладываем перед детьми комплект предметных картинок: кот, рак, тигр, слон, утка. Каждый ребенок получает карточку с изображенной схемой. Вместе с детьми называем картинки, а затем подбираем нужную картинку к схеме, которые они получили.

Второй вариант этой игры: ребенок получает картинку, а карточки со схемами пустые. То ребенок сам выкладывает звуковой анализ слова фишками.

Третий вариант игры: ребенок получает карточку где написано слово, читает слово и фишками выкладывает звуковой анализ слова.

Использование дидактических игр и упражнений в собственной практике наблюдаются положительные результаты не только в развитии фонетико-фонематической системы языка у воспитанников, но и в речевом и общем развитии в целом у большинства детей. Что позволяют сделать вывод об эффективности использования перечисленных дидактических игр и упражнений, представленных в данном дидактическом пособии, для развития звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР.




Полный текст материала Статья "Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи звуковому анализу слова на примере дидактической игры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермолаева Ирина Владимировна  Публикатор
27.03.2025 0 199 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.