Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Ш - Ж в слогах и словах"


Коррекционная образовательная деятельность по совершенствованию фонематических представлений и звукопроизношения по теме: Дифференциация звуков Ш - Ж в слогах и словах.


Тип занятия: Закрепление знаний, умений и навыков.

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Цель: Развитие и совершенствование речи детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Развивать умение различать звуки Ш и Ж по артикуляционным и акустическим признакам.

Уточнение характеристики звуков Ш, Ж.

Развивать умение дифференцировать звуки Ш – Ж в слогах, в словах.

Закрепить зрительный образ букв Ш, Ж.


Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать умение выполнять многоступенчатую инструкцию.

Совершенствование навыков пространственной ориентировки.

Развивать умение держать равновесие и координацию движений, стоя на балансире.

Развивать умение подбирать созвучные слова, чувство ритма.


Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки самоконтроля над произношением поставленных звуков.

Воспитывать навыки сотрудничества.


Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок внимательно слушает задание, может использовать речь для выражения своих мыслей, может находить звуки Ш – Ж в словах, сравнивать их и давать характеристику; у ребенка складываются предпосылки грамотности; он умеет подчиняться правилам; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.


Оборудование: картинки, схемы, игрушки, камешки марблс, балансиры, интерактивная песочница.

Ход занятия.

п/п

Структурные элементы занятия

Описание задания

Действия детей

Временной интервал

Организационный момент.

Логопед приветствует детей.

- Сядет тот, кто назовет последний звук своего имени.

- Сегодня мы отправимся на поиски сокровищ, но чтобы их все найти, нам нужно хорошенько потренироваться.

Называют.

Садится на стульчики к зеркалу.




1

Артикуляционная гимнастика и развитие зрительно-пространственной ориентировки.

- Мы потренируем язычок! Перед детьми таблица с рисунками артикуляционных упражнений.

Упражнения: «Улыбка»

- Отступи от Улыбки 1 клетку вверх. «Бубулик»

2 влево. «Вкусное варенье»

2 клетки вниз и 2 вправо. «Фокус»

2 влево. «Грибок». Держать до 10.

Подуй на Грибок.

3 клетки вправо «Поймай мышку за хвостик».

Дети по инструкции находят упражнение, называют и выполняют его.

3

Развитие пространственной ориентировки и зрительного внимания.










Анализ артикуляции и характеристика звуков.

- А сейчас потренируем внимание! И узнаем, какой звук (или звуки) сегодня будут главными.

На мольберте картинки, прикрытые салфетками трех цветов.

- Найди картинку слева от голубой в нижнем ряду. Жук.

- Справа внизу. Жираф.

- Найди картинку под салфеткой между салатовой и голубой. Шуба.

- Слева вверху. Малыш.

И т.д.

- Какой звук мы слышим в словах малыш, шуба, лошадь? Ш

- А в словах жук, ножницы, жираф? Ж.

- Проверяйте! Ребенок убирает картинку и находит буквы Ш и Ж!

Прочитайте эти буквы.

Анализ произношения звуков по схеме, которая частично заполнена.

Ш – согл. тв. глух

Ж – согл. тв. зв.


Дети по заданию логопеда брызгают из распылителя для воды на салфетку, появляется изображение, называют слово, салфетку убирают, проверяют.






Называют звуки.






Заполняют таблицу, выделяют общие и различные свойства звуков.

4














5

Развитие фонематического слуха.

Дифференциация изолированных звуков и в слоге


- Чтобы найти сокровища нужно правильно произносить звуки Ш и Ж и быть очень ловким. Дети стоят на балансире.

- Если в слове услышите звук Ш - покажите, как ползет змея, если Ж - как летит жук.

Логопед проговаривает слова.

Журавль, машина, ромашка, лыжи, мороженное, хлопушка, вишня, желудь, ладошка, снежок.


Доскажи словечко

- Я буду говорить начало слова, а вы добавьте слог ШУ или ЖУ, чтобы получилось правильно.

Хо-ЖУ

Пи –ШУ

Слы –ШУ

Ви-ЖУ

Бу –ЖУ

Спе-ШУ

Бро -ЖУ

Поло -ЖУ


- Вот и закончилась наша тренировка, отправляемся на поиски сокровищ!

Выполняют задание, стоя на балансире.

3

Дифференциация звуков в словах.


Работа в интерактивной песочнице.



Песочница включена, режим «Сокровища». На песке остров, разлинованный на клетки. В центре лежит большой серый камень, в разных частях кусты, краб, пальма, мелкие серые камни.

Послушайте внимательно задание:


1. От камня 2 клетки вверх. Мишка

- Какой звук Ш или Ж в этом слове?

- Положите игрушку в ту корзинку, где соответствующая буква.


2. От пальмы 1 вправо, одну вниз. Ложка.


3. От флага 1 влево 1 вниз. Кошка.


4. От краба 1 вниз 1 влево. Лягушка и пружинка.


5. От камней 1враво 1 вверх, 1 влево. Ножик и снежинка.


6. От куста 1 влево 1 вверх. Ежик и матрешка.


7. От пальмы 2 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх. Картошка и шишка.


8. От флага 1 влево 2 вниз 2 вправо. Ракушка и камешки марблс.


Задание «Составь рифмы».


Ложка - кошка, ежик - ножик, ракушка - лягушка, картошка - матрешка, снежинка – пружинка, мишка – шишка.


Дети по инструкции находят нужную клетку и «выкапывают сокровища». Распределяют игрушки на 2 корзинки.

















Дети находят игрушки и стеклянные камешки, из которых потом будут выкладывать буквы.







Берут корзинки с игрушками и переходят к столику.

Подбирают рифмы.

9

Подведение итогов.

- С какими звуками мы сегодня работали?

Выкладывание на песке букв Ш, Ж (камешки марблс).

-Чем похожи и чем отличаются звуки Ш и Ж?

- Мы искали сокровища. А что означает слово сокровище?

А можно ли сокровищем назвать какие-то предметы? А знания?


Отвечают на вопросы.


Выкладывают буквы на песке.

1

Рефлексия

Режим «Мультфильмы». Загружены фотографии детей, но их не видно.

- Раскопайте песок, может быть, мы еще что-то отыщем.

- Если у вас все получилось и после занятия хорошее настроение, возле фотографии поместите сердечко красного цвета, если вы чем-то огорчены – синего.

Дети двигают песок, появляются их фотографии.


Оценивают свою работу и выкладывают сердечко соответствующего цвета.


1

Итого

27 (30) мин.






Полный текст материала Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Ш - Ж в слогах и словах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кадочникова Наталья Константиновна  КНК
24.04.2025 0 212 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.