Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Ш - Ж в слогах и словах"
Коррекционная образовательная деятельность по совершенствованию фонематических представлений и звукопроизношения по теме: Дифференциация звуков Ш - Ж в слогах и словах.
Тип занятия: Закрепление знаний, умений и навыков.
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Цель: Развитие и совершенствование речи детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Развивать умение различать звуки Ш и Ж по артикуляционным и акустическим признакам.
Уточнение характеристики звуков Ш, Ж.
Развивать умение дифференцировать звуки Ш – Ж в слогах, в словах.
Закрепить зрительный образ букв Ш, Ж.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать умение выполнять многоступенчатую инструкцию.
Совершенствование навыков пространственной ориентировки.
Развивать умение держать равновесие и координацию движений, стоя на балансире.
Развивать умение подбирать созвучные слова, чувство ритма.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки самоконтроля над произношением поставленных звуков.
Воспитывать навыки сотрудничества.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок внимательно слушает задание, может использовать речь для выражения своих мыслей, может находить звуки Ш – Ж в словах, сравнивать их и давать характеристику; у ребенка складываются предпосылки грамотности; он умеет подчиняться правилам; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: картинки, схемы, игрушки, камешки марблс, балансиры, интерактивная песочница.
Ход занятия.
|
№ п/п |
Структурные элементы занятия |
Описание задания |
Действия детей |
Временной интервал |
|
|
Организационный момент. |
Логопед приветствует детей. - Сядет тот, кто назовет последний звук своего имени. - Сегодня мы отправимся на поиски сокровищ, но чтобы их все найти, нам нужно хорошенько потренироваться. |
Называют. Садится на стульчики к зеркалу.
|
1 |
|
|
Артикуляционная гимнастика и развитие зрительно-пространственной ориентировки. |
- Мы потренируем язычок! Перед детьми таблица с рисунками артикуляционных упражнений. Упражнения: «Улыбка» - Отступи от Улыбки 1 клетку вверх. «Бубулик» 2 влево. «Вкусное варенье» 2 клетки вниз и 2 вправо. «Фокус» 2 влево. «Грибок». Держать до 10. Подуй на Грибок. 3 клетки вправо «Поймай мышку за хвостик». |
Дети по инструкции находят упражнение, называют и выполняют его. |
3 |
|
|
Развитие пространственной ориентировки и зрительного внимания.
Анализ артикуляции и характеристика звуков. |
- А сейчас потренируем внимание! И узнаем, какой звук (или звуки) сегодня будут главными. На мольберте картинки, прикрытые салфетками трех цветов. - Найди картинку слева от голубой в нижнем ряду. Жук. - Справа внизу. Жираф. - Найди картинку под салфеткой между салатовой и голубой. Шуба. - Слева вверху. Малыш. И т.д. - Какой звук мы слышим в словах малыш, шуба, лошадь? Ш - А в словах жук, ножницы, жираф? Ж. - Проверяйте! Ребенок убирает картинку и находит буквы Ш и Ж! Прочитайте эти буквы. Анализ произношения звуков по схеме, которая частично заполнена. Ш – согл. тв. глух Ж – согл. тв. зв. |
Дети по заданию логопеда брызгают из распылителя для воды на салфетку, появляется изображение, называют слово, салфетку убирают, проверяют.
Называют звуки.
Заполняют таблицу, выделяют общие и различные свойства звуков. |
4
5 |
|
|
Развитие фонематического слуха. Дифференциация изолированных звуков и в слоге
|
- Чтобы найти сокровища нужно правильно произносить звуки Ш и Ж и быть очень ловким. Дети стоят на балансире. - Если в слове услышите звук Ш - покажите, как ползет змея, если Ж - как летит жук. Логопед проговаривает слова. Журавль, машина, ромашка, лыжи, мороженное, хлопушка, вишня, желудь, ладошка, снежок.
Доскажи словечко - Я буду говорить начало слова, а вы добавьте слог ШУ или ЖУ, чтобы получилось правильно. Хо-ЖУ Пи –ШУ Слы –ШУ Ви-ЖУ Бу –ЖУ Спе-ШУ Бро -ЖУ Поло -ЖУ
- Вот и закончилась наша тренировка, отправляемся на поиски сокровищ! |
Выполняют задание, стоя на балансире. |
3 |
|
|
Дифференциация звуков в словах.
Работа в интерактивной песочнице.
|
Песочница включена, режим «Сокровища». На песке остров, разлинованный на клетки. В центре лежит большой серый камень, в разных частях кусты, краб, пальма, мелкие серые камни. Послушайте внимательно задание:
1. От камня 2 клетки вверх. Мишка - Какой звук Ш или Ж в этом слове? - Положите игрушку в ту корзинку, где соответствующая буква.
2. От пальмы 1 вправо, одну вниз. Ложка.
3. От флага 1 влево 1 вниз. Кошка.
4. От краба 1 вниз 1 влево. Лягушка и пружинка.
5. От камней 1враво 1 вверх, 1 влево. Ножик и снежинка.
6. От куста 1 влево 1 вверх. Ежик и матрешка.
7. От пальмы 2 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх. Картошка и шишка.
8. От флага 1 влево 2 вниз 2 вправо. Ракушка и камешки марблс.
Задание «Составь рифмы».
Ложка - кошка, ежик - ножик, ракушка - лягушка, картошка - матрешка, снежинка – пружинка, мишка – шишка.
|
Дети по инструкции находят нужную клетку и «выкапывают сокровища». Распределяют игрушки на 2 корзинки.
Дети находят игрушки и стеклянные камешки, из которых потом будут выкладывать буквы.
Берут корзинки с игрушками и переходят к столику. Подбирают рифмы. |
9 |
|
|
Подведение итогов. |
- С какими звуками мы сегодня работали? Выкладывание на песке букв Ш, Ж (камешки марблс). -Чем похожи и чем отличаются звуки Ш и Ж? - Мы искали сокровища. А что означает слово сокровище? А можно ли сокровищем назвать какие-то предметы? А знания?
|
Отвечают на вопросы.
Выкладывают буквы на песке. |
1 |
|
|
Рефлексия |
Режим «Мультфильмы». Загружены фотографии детей, но их не видно. - Раскопайте песок, может быть, мы еще что-то отыщем. - Если у вас все получилось и после занятия хорошее настроение, возле фотографии поместите сердечко красного цвета, если вы чем-то огорчены – синего. |
Дети двигают песок, появляются их фотографии.
Оценивают свою работу и выкладывают сердечко соответствующего цвета.
|
1 |
|
Итого |
27 (30) мин. |
|||
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Кадочникова Наталья Константиновна
→ КНК |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.