Консультация для педагогов ДОУ "Развитие речи детей посредством развития межполушарных связей, упражнения и игры"


Консультация для педагогов ДОУ


«Развитие речи детей посредством развития межполушарных связей, упражнения и игры».




Каждое полушарие отвечает за определенные функции в нашем организме, психические, физические, умственные. Важна не только работа каждого по отдельности, но и налаженность их взаимодействия между собой. При нормальном развитии ребенка они начинают синергично работать вместе ближе к 2-3 годам, благодаря чему наше зрительно-пространственное, слуховое, тактильное и другое восприятие совершенствуется. Это в свою очередь дает толчок развитию мышления, памяти, воображения, внимания, связной речи, мелкой и крупной моторики. Если по тем или иным причинам есть несформированность межполушарного взаимодействия, то мы наблюдаем отставание по всем перечисленным параметрам. Тогда развитие межполушарных связей у детей необходимо стимулировать подобранными упражнениями и играми, чем успешно занимаются нейропсихологи, психологи и ответственные родители!

Закладка отлаженной совместной работы обоих полушарий начинается рано, чуть ли не с внутриутробного периода, потому после рождения важно не терять времени, если заметили отклонения, а сразу же заняться налаживанием синергических взаимодействий рук и ног, языка и глаз.

Что произойдет, если связь левого и правого полушария не будет налажена?

Ребенок будет неверно перерабатывать любую информацию, в том числе сенсорную. Она не будет передаваться координированно от одного полушария к другому. Это приведет к искажению психических функций, проблемам с нормальной физической активностью, неловкости движений, инфантильности, ослаблению познавательного интереса, эмоционально-волевым отклонениям, сложностям в обучении в ДОУ и школе и т.д. Нам просто необходимо трудиться над единством рабочего процесса головного мозга!

Признаки несформированности межполушарных связей.

В развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные маркеры, указывающие на разобщенность в работе двух половинок мозга. Как правило, в данном случае страдает нервная проводимость через мозолистое тело, которое как раз и связывает в теменно-затылочной области обе части. Тогда одно полушарие блокируется, а второе берет на себя больше функций, но это не решает проблемы полностью. Итак, у ребенка вы можете отметить:

  • плохую координацию;

  • слабое переключение с одного движения на другое;

  • несоблюдение последовательности движений;

  • длительные паузы между ними;

  • общую моторную неловкость;

  • плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;

  • невозможность повторить движения за взрослым;

  • позднее развитие моторики, отставание в физическом развитии (поздно сел, пополз, встал);

  • у некоторых детей так и не формируется умение правильно ползать;

  • затянутое формирование или его полное отсутствие доминантной (ведущей) руки;

  • слабую или неправильную артикуляцию, речевые задержки и серьезные патологии (логопедические проблемы);

  • отклонения в психическом развитии (память, мышление, внимание, воображение);

  • инфантильность в поведении;

  • слабую познавательную мотивацию (ребенку не интересно узнавать новое, он не стремится к этому);

  • агрессивность, плаксивость, негативизм и т.д.

При такой картине необходимо искусственно заставлять полушария объединятся в единую интегративно-целостную систему. Обычно основной и наиболее важный этап развития межполушарных связей у детей заканчивается к 7-8 годам, у девочек чуть раньше, у мальчиков — позже. Мозговые структуры продолжают еще потихоньку развиваться до 11-12 лет, после чего время не повернуть вспять, если не занимались с ребенком. По крайней мере, достичь чего-то будет в десятки раз сложнее.

У новорожденных оба полушария развиты одинаково, но в процессе роста одно из них начинает более активное формирование. Правое отвечает за воображение и творчество. Такие дети склонны к гуманитарным наукам и искусству. Левое полушарие отвечает за логику, письмо, чтение, математику и понимание точных наук. Кстати, за движение каждой стороны тела отвечает противоположное полушарие. Движение левой руки обеспечивает правое полушарие.

Развитие межполушарных связей у детей, упражнения и игры

Для развития межполушарного взаимодействия у детей используют разные методики и подходы. Специалисты часто прибегают к кинезиологическим упражнениям, помогающим укрепить физическое и психическое здоровье, наладить нормальную координацию, развить речь и пространственные представления (ориентировку), снизить утомляемость и повысить эмоционально-волевую устойчивость.

Кинезиологические упражнения для развития межполушарных связей у детей

Кинезиологические упражнения для межполушарного взаимодействия – это комплекс движений, помогающих активизировать синергию двух полушарий и обмен информацией между ними.



Предлагаю серию многофункциональных кинезиологических игр.

«Кулак – ребро – ладонь».

Данное упражнение влияет на развитие мозолистого тела и произвольность движений, выполняя его можно закрепить обобщающие понятия.

На плоскости стола ладонь сменяет три положения: ставим на стол кулак, потом боковую часть (ребро) ладони, потом распрямленную ладонь (ее внутреннюю сторону). Сначала выполняется вместе с взрослым, потом несколько повторений самостоятельно. Меняем правую и левую руку., затем делаем двумя руками одновременно. Ребенку предлагается алгоритм выполнения-на карточках изображение ладони в разном положении. Усложним задание, совмещаем кинезиоупражнения с закреплением обобщающих понятий (например: Животные, Птицы, Насекомые). Делая упражнение «кулак», ребёнок называет птиц, «ребро»-животных, «ладонь-насекомых.

«Ухо – нос»

Предлагаем ребенку коснуться левой рукой кончика носа, правая держится за левое ухо. Меняем положение: правая рука к носу, левая – к правому уху. Смена происходит при назывании слова взрослым (овощи-держимся за ухо, фрукты, берём рукой нос), движения также выполняются перекрестно.

«Птицы»

Перед детьми стоят цветные баночки (красная, зеленая) и рассыпаны шарики разных цветов. Если педагог называет домашнюю птицу, ребенок берет пинцетом красный шарик и кладет в красную банку, если дикую птицу-зеленый шарик в зеленую банку. Ребенку необходимо быстро среагировать, выбрать птицу и шарик нужного цвета.

«Весёлая дорожка»

На полу выкладывается дорожка из силиконовых полусфер и тактильных ковриков, по очереди. Наступая на полусферу, ребёнок называет любую профессию, наступая на коврик-предмет, необходимый человеку этой профессии (Например: доктор-термометр)

Перекрестные шаги

Смысл заключается в том, что ребенок попеременно соединяет правый локоть с левым коленом, а левый локоть – с правым коленом. Выполняются движения ритмично, попеременно. Можно под хлопки или счет взрослого.

В некоторых методичках предлагается соединять локоть не с коленом, а лодыжкой. Все зависит от уровня гибкости конкретного ребенка. Мы берем данный вариант в качестве усложненного. При этом можно называть слова на любую лексическую тему, например: «Транспорт».

Колечко

Последовательно соединяем все пальцы с большим. Так доходим до мизинца и идем обратно. Сначала упражнение выполняется правой рукой, потом левой, после работают обе руки вместе, одновременно называя предметы одежды, например.



Упражнение на спине с подъемом рук и ног.

Ребенок лежит на спине, ноги согнуты и вытянуты, руки вдоль туловища. Подъем правой руки вверх происходит синхронно с подъемом левой ноги, затем смена положения. На каждое движение можно называть слова на лексическую тему: «Обувь».

Игры на координацию речи с движением — это уникальный инструмент в дошкольной педагогике, гармонично объединяющий физическую активность, речевую практику и творческое самовыражение. В основе таких игр лежит синхронизация словесных действий (стихов, диалогов, ритмичных текстов) с движениями тела, что создаёт естественную среду для комплексного развития ребёнка. Выполняя движения под ритм стихов или сюжет сказки, дети учатся управлять своим телом, одновременно тренируя артикуляцию, дыхание и интонацию . Таким образом, игры на координацию речи с движением — это не просто развлечение, а мощный образовательный ресурс.






Полный текст материала Консультация для педагогов ДОУ "Развитие речи детей посредством развития межполушарных связей, упражнения и игры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семенихина Анастасия Евгеньевна  Публикатор
01.05.2025 0 218 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.