Статья "Развитие речевой активности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Довгий Н.А.

Учитель-дефектолог.

МОУ Школа № 6 г. Черемхово


Развитие речевой активности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.


Формирование навыка чтения у учащихся с ОВЗ играет огромную роль в развитии личности. Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни и социализации в обществе.

Научить ребенка с ОВЗ правильному, осознанному чтению - одна из главных задач обучения в школе.

И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Навык чтения включает в себя 4 составляющие:

- осознанное чтение

- правильное (безошибочное) чтение

- выразительное чтение

- темп (скорость чтения)

Раскроем пути, методы, приёмы, позволяющие формировать эти 4 составляющие и достигать значимых результатов.

Во 2 классе 10 учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Разделили ребят на 3 группы с разной успеваемостью и уровнем развития. Как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у таких учащихся медленно и с большим трудом.

Целью чтения является извлечение необходимой информации, понимание смысла прочитанного.

Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника. В работе используем следующие приёмы:

- беседа по прочитанному;

- составление вопросов к тексту;

- различные виды пересказов (полные, краткие, творческие, придумать свою концовку, от лица автора или лица главного героя).

На этапе проверки домашнего задания на уроках чтения ученикам разных групп предлагаются различные виды пересказа.

1 группа – может пересказать «близко к тексту»,

2 группа - пересказывает с помощью мнемотаблиц (опорных схем), где дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Мнемотаблицы дети рисуют с помощью учителя и родителей.

3 группа пересказывает глядя на иллюстрации-слайды.

Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ.

После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель – пересказ «близко к тексту».

На этапе подготовки к восприятию нового материала включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющих знаний. Работа с текстом до чтения (предугадывание). На этом этапе необходимо заинтересовать детей, эмоционально настроить (рассказ учителя, репродукция картин, демонстрация слайдов).

Задания направлены на постановку целей урока, определение тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту. 

Выразительность чтения достигается на этапе изучения новых знаний при работе с текстом во время чтения.

При первичном восприятии, как образец чтения, текст читает учитель, можно включить звукозапись. Обязательно с опорой на наглядность.

Используем следующие приемы работы с текстом.

- самостоятельное чтение;

- чтение с остановками;

- словарная работа;

- чтение трудных слов с пометами;

- выявление первичного восприятия с помощью беседы;

- беседа по содержанию в целом

Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

- выделение голосом одного из слов в предложении:

- чтение одного предложения с разными интонациями;

- подражание речи учителя;

- хоровое чтение;

- работа над логическим ударением;

- чтение по ролям;

Используем упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения).

На этапе закрепления знаний при работе с текстом после чтения. Готовим задания к учащимся разных групп.

Детям 1 и 2 группы предлагаем самостоятельно прочитать текст и ответить на вопросы. Тексты во 2 классе по объёму небольшие. А сами работаем с учащимися 3 группы, учимся читать целыми словами по предложению, и понимать смысл прочитанного, обязательно с использованием иллюстрационного материала.

Система работы над текстом осуществляется по группам.

Это: (беседа, выборочное чтение, деление текста на части, озаглавливание частей, составление картинного плана;

-уточнение основной идеи произведения, главной мысли;

-работа с иллюстрациями;

-работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть)

-разбор жизненных ситуаций;

-заключительная, обобщающая беседа.
Следующий вид работы – работа над правильным чтением, которое рассматривается как чтение без ошибок и искажений.

-хоровое чтение трудной части рассказа;

-распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;

- тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.)
Обращаем внимание работе над ошибками:
фиксируются все ошибки ученика, однако прерывание чтения только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли.

Младшие школьники испытывают трудности при овладении навыком чтения:

I группа трудностей:

- Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

- Низкий уровень понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.

- Умение синтезировать смысловые единицы текста.

II группа трудностей:

- Формирование когнитивного компонента навыка чтения.

- Недостатки в развитии познавательных процессов.

- Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

- Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Коррекционно – развивающая область является неотъемлемой частью работы с детьми ОВЗ. Приведём некоторые примеры коррекционно – развивающих упражнений.

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.

  1. Читаем быстро, смотрим внимательно:

яою аюое эёюу

ыяю уёюу юуаою


2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

еаоеуыиэ, еаоеуыиэ, еаоеуыиэ и т.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘

3. Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

м с 3 к т р б н в 3 р л н x р

4. Читаем цепочку слогов:

ло ба жу ня ли са жа си ня ки

5. Читаем слова с наращиванием:

по - вар, жар, смей, пей, шёл, вёл

Виды упражнений:

- Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

У детей с ОВЗ слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому во 2-м классе эффективны следующие упражнения:

1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

с т р с т в

ы и о э е я ю е у а

  1. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

жзи тно ктри дру зби стру

3. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их. Например:

Вороб_ сидел на ветк_ и чирикал_

В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.







Полный текст материала Статья "Развитие речевой активности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Довгий Наталья Александровна  nataljadovgy
24.05.2025 0 135 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.