Статья "Работа с родителями обучающихся с РАС"


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С РАС


Важным условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Нарушения в развитии ребенка, его поведенческие проблемы становятся сильнейшим источником стресса и приводят к дезадаптации всех членов семьи. В ходе адаптации к ситуации болезни ребенка, как правило, происходят изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психические ресурсы родителей. При этом необходимо, чтобы родитель, несмотря на стресс, мог выполнять свои родительские функции, а также понимал задачи, этапы и конечные цели проводимой с ребенком работы.

Задачей работы с родителями для меня является сформировать у ребенка с РАС жизненно необходимые навыки, обеспечить условия для их реализации не только при взаимодействии со специалистом, но и дома, в школе и других общественных местах. Это существенно снизит уровень стресса у родителей и создаст необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Цель взаимодействия с родителями - повышение родительской компетентности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и школы.

Основные задачи работы с родителями:

  • Получение достоверной информации об особенностях и уровне развития ребенка.

  • Формирование адекватных детско-родительских отношений.

  • Формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни.

  • Информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребенка.

При рассмотрении процессов, происходящих с семьей, имеющей ребенка с особенностями развития, можно выделить несколько аспектов: проблемы школьной адаптации ребенка, детско-родительские отношения, взаимодействие родителей и специалистов.



Индивидуальное консультирование как наиболее эффективный метод работы с родителями

Эффективными формами работы с родителями являются: индивидуальное консультирование, занятия в триаде педагог-ребенок-родитель.

 Консультирования проводятся мною с целью выработки совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:

  • особенностей развития детей с РАС;

  • коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС;

  • о способах взаимодействия с ребенком;

  • о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;

  • о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;

Проводились консультации родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы, о трудностях, которые возникали в процессе обучения, а также в процессе его адаптации и социализации, о стратегиях их преодоления.

Главный результатом работы с родителями должна стать возможность переноса усваиваемых ребенком навыков в условия повседневной жизни, что будет способствовать адаптации и социализации ребенка.

Хорошие отношения специалистов и родителей являются существенным элементом помощи семье, и важно, чтобы работающие с семьями специалисты имели понимание, время и умения, необходимые для работы в партнерстве. Изучение реакций родителей на заболевание ребенка, их способы адаптации к длительному стрессу, нахождение факторов, влияющих на переживания родителей, способствовует построению адекватного и продуктивного контакта между семьей и специалистом, что позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с ребенком. Вовлечение родителей в процесс обучения и коррекционно-развивающей работы – необходимое условие эффективной помощи детям с РАС.

При работе с родителями в своей практике я применяла такие методы как опрос. Он использовался на начальных этапах работы с ребенком. Основная задача метода – сбор адекватной информации об особенностях и уровне развития ребенка, его интересах, характере и способах взаимодействия с окружающим миром. На основе результатов опроса совместно с родителем осуществлялась постановка наиболее актуальных целей работы с ребенком. На последующих этапах обучения с помощью опроса осуществляется оценка динамики результатов оказываемой коррекционной помощи.







Полный текст материала Статья "Работа с родителями обучающихся с РАС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Емельянова Марина Александровна  Публикатор
27.05.2025 0 105 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК