Статья "Коррекция нарушений речи у дошкольников со стертой дизартрией"
Коррекция нарушений речи у дошкольников со стертой дизартрией.
Автор: Яковлева Светлана Александровна
Организация: МДОУ «ЦРР д/с № 132»
Населенный пункт: Челябинская область. г.Магнитогорск.
Развивать речь очень важно, так как речь – неотъемлемая часть всего психического развития человека, она влияет на становление всех остальных психических процессов, именно поэтому так важна профилактика и коррекция различного рода речевых нарушений. Стертая дизартрия является одним из самых распространенных и тяжёлых нарушений речи в логопедии. По статистике от 40 до 60% детей старшего дошкольного возраста страдают от этого нарушения, в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.
Речевые нарушения являются препятствием в общении детей с окружающими людьми. Помимо этого, огромное значение для развития дошкольника играет развитие правильного звукопроизношения [3, 15 с.], потому что чем раньше скорректирован дефект, тем более продуктивна будет работа ребёнка в школе. В научно-методической литературе и различных документах по организации логопедической помощи постоянно подчёркивается, как важно помогать детям с нарушениями речи в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст является периодом, в котором происходит всестороннее развитие детей, именно по этой причине обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи обеспечивает успешную подготовку к школе. Нельзя забывать о том, что речевая функция одна из самых важных психических функций человека. Благодаря ей, а точнее в процессе общения формируются способности к понятийному мышлению и высшие формы познавательной деятельности.
Если у ребёнка нарушена связная речь и он не умеет составить рассказ и пересказ, то такие проблемы приведут к сложностям в изучении литературы, истории, географии и других предметов, где может потребоваться связный ответ и высказывание. Актуальность проблемы связана с увеличением детей, нуждающихся в коррекции стертой формы дизартрии, а так же запросами родителей к коррекционным и диагностическим материалам. Это отмечается в трудах Е. М. Мастюковой и Г. В. Чиркиной . По статистике у 35% детей с ФФНР и у 50% детей с ОНР присутствует стёртая форма дизартрии. Таким образом, все нарушения речи, в различной степени (в зависимости от характера расстройств), негативно влияют на всё психическое развитие ребёнка, а также непосредственно отражаются на его поведении и деятельности.
Цель – теоретическая обоснованность, определить основные направления логопедической работы на занятиях по коррекции нарушений речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии. Объект – моторика, звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая система у детей со стёртой дизартрией. Предмет – направления и содержание работы по коррекции нарушений устной речи у дошкольников со стёртой дизартрией.
Задачи: 1. Изучить научную литературу и выявить особенности нарушений речи у детей со стёртой формой дизартрии. Определить причины и недостатки развития речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии.
2. Провести обследование, изучить и проанализировать результаты логопедического обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии; выявить взаимосвязь нарушений мелкой, общей, мимической моторики, звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия у детей.
3. Определить этапы и разработать содержания логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии.
Становления речи у дошкольников в норме и при стёртой дизартрии.
Закономерности овладения русским языком объяснил А. Н. Гвоздев. Рассматривая с лингвистической точки зрения данный процесс, он представлял её линейно: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Возникновение криков происходит у ребёнка самостоятельно, то есть взрослые это никак не пробуждают. Малыш кричит, если голоден, ему холодно, либо из-за других различных факторов, которые вызывают у него чувство дискомфорта. Крик, обусловленный рефлексом новорождённого, сохраняется у ребёнка до восьми недель. Если ребёнок здоров, его крик чёткий и громкий, сопровождается коротким вдохом и продолжительным выдохом. Если развитие происходит без отклонений, крики постепенно стихают, и им на смену приходит гуканье, а затем гуление. С 2 до 5 месяцев происходит период гуления. В это время дети активно гулят и произносят нараспев отдельные звуки и их слияния. Гуление может представлять собой кряхтение и радостное повизгивание.
Можно выделить звуки, напоминающие гласные (а, о, у, э); заднеязычные (г, к, х), губные согласные (п, м, б). Кроме того, что ребёнок сигнализирует о неудовольствии, которое выражает криком, начинает появляться интонация, которая сигнализирует о том, что состояние ребёнка благополучное. Появляется первый смех. К концу 4-го месяца малыш может чётко локализовывать источник звука в пространстве. Период лепета начинается в 5 месяцев. Его продолжительность составляет 5–7 месяцев. На данном этапе у детей возникает интерес к артикуляции говорящего. У детей, которые плохо слышат, гуление на данном возрастном этапе затихает, т. к. нет контроля со стороны слуха. К 6-ти месяцам малыш начинает хорошо произносить разнообразные звуки, но интересно то, что среди них отсутствуют шипящие. Несмотря на то, что он произносит даже сложные звуки, ребёнку трудно научиться артикулировать их в словах. Этому не стоит удивляться, ведь лепет непроизволен. С. Н. Цейтлин сравнивала лепет детей с пением птиц.
К семи-восьми месяцам у ребёнка начинается развитие соотношения предмета со звуковым образом слова. Дети адекватно реагируют на фразы, которые подкрепляются мимикой и жестами. Начинают неосознанно имитировать интонацию окружающих их людей.
В 9–10 месяцев начинают появляться первые самостоятельные слова, которые представляют собой открытые сочетания слогов (ба-ба, па-па).
К 11 месяцам, по словам А. Н. Гвоздева, у детей появляются слова ДА, НЕ сопровождающиеся жестами. К году в словаре нормально развивающегося ребёнка присутствует 10– 15 слов, которые он осознанно употребляет, а в период до 1,5 лет словарный запас составляет 30–50 слов.
В 1 год и 2 месяца начинаются первые осознанные употребления слов. К примеру, когда ребёнок видит гусей, произносит ГА-ГА. Важным этапом в формировании речи ребёнка считается период от полутора до трёх лет, так как данный этап является периодом оформления самостоятельной речи. К концу двух лет у детей формируется элементарная фразовая речь. Обычно фразовая речь включает в себя слова, которые выражают требования: («тётя, дай!», «мама, иди»). По окончанию данного периода ребёнок произносит до двухсот слов. На данном этапе ребёнок начинает произносить не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения, наречия, соединительные союзы, прилагательные и предлоги (простые). 8 В возрасте трёх лет у детей в лексиконе насчитывается около 1000 слов.
В три года ребёнок начинает активно усваивать грамматику. В речи начинают появляться падежи, они помогают в ориентации в пространстве. Начинается освоение простых грамматических категорий. Со временем ребёнок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. Происходит переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Начинают формироваться слова обобщения, которые обозначают родовые понятия.
Благодаря тому, что ребёнок общается с окружающими и накоплению жизненного опыта, возрастает объём словаря. В возрасте четырёх лет ребёнок имеет в запасе до 1600-1900 слов. По данным А. Н. Гвоздева, 50,2% из них составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8% - прилагательные, 5,8% - наречия. Дети начинают овладевать сложными предлогами. Присутствуют все части речи, нет лишь причастий и деепричастий. Преобладают сложные конструкции предложений.
В возрасте пяти лет у ребёнка гораздо меньше грамматических ошибок. Ошибки заключаются в склонении несклоняемых существительных. Улучшаются навыки словообразования, ребёнок с удовольствием общается, может пересказывать хорошо знакомые сказки и недавно прочитанные небольшие произведения.
Ребёнок начинает осваивать группу свистящих звуков и правильно произносит такие звуки, как [С], [С’], [З], [З’] и [Ц]. Шипящие звуки ребёнок может заменять на свистящие [Ш] на [С] и [З] на [Ж]. К моменту поступления в школу, т.е. в возрасте 6-7 лет у детей имеется достаточно разнообразный словарь, и они благополучно владеют грамматическим строем родного языка. В словаре насчитывается более 4000 слов, включая все части речи. Практически не допускается грамматических ошибок на уровне устной речи. 9 К этому моменту процедура фонемообразования заканчивается, ребёнок умеет правильно произносить и дифференцировать все звуки родного языка. Дети могут определять место любого звука в слове, и даже исправлять ошибки в речи окружающих (А. Н. Гвоздев).
У детей с дизартрией речь усваивается иначе, на это указывают исследования авторов, занимающихся проблемой дизартрии Е. Ф. Архипова [2], Л. В. Лопатина [16], Р. И. Мартынова [19]. У данной группы детей не только нарушается темп речевого развития, но и отсутствуют и изменяются его отдельные этапы. К примеру, исчезает стадия ползания, переворотов с живота на спину и т. д., это связано с ранними поражениями моторных систем мозга.
Отсутствует гуление, а оно свидетельствует о начале развития интонации, появлении легких артикуляционных согласных [п], [б], [м], заднеязычных [к], [х], [г] и развитии эмоционального общения. Так же укорочен период лепета, который является основополагающим для структуризации и локализованности слогов, исходя из этого, нарушается этап слогообразования. Отличительной особенностью будет обладать голос ребенка, он, как правило, сиплый, слабый и глухой.
Онтогенез детей с дизартрией характеризуется поздним появлением слов , обычно это происходит с 1 года 3 месяцев до 1 года 5 месяцев. Отклонение одного из этапов развития речи обязательно приводит к нарушению движения вперед в речевом развитии ребенка. Таким образом, если в артикуляции отсутствуют переднеязычные смычные, то в произношении не появятся и свистящие согласные, которые будут им соответствовать, а так же шипящие, которые усваиваются на основе последних. Часто у детей встречаются затруднения с чёткостью произнесения звуков [а] и [о], звуки [и], [ы] обычно смешиваются, а звонкие согласные практически всегда заменены глухими.
Для шипящих и 10 свистящих звуков характерны хлюпающие призвуки, получаемые носовым выдохом, слабая воздушная струя. Звуки в конце слова, при стечении согласных у детей со стертой дизартрией зачастую опускаются. Речь детей, страдающих дизартрией, является смазанной и нечёткой. Зачастую отмечаются нарушения темпа речи, он бывает ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Встречается чередование замедленного и ускоренного темпа речи. Фраза недоговаривается, формулируется нечётко, беспорядочно расставляются ударения, нарушена расстановка пауз, встречаются пропуски звуков, слов, к концу фразы.
По словам Е. Ф. Архиповой дети со стертой дизартрией условно делятся на три группы:
Для первой группы характерно нарушение звукопроизношения и просодики. Зачастую данную группу детей относят к расстройствам дислалии и только когда нет положительного результата при автоматизации звуков, возникают подозрения, что данное нарушение – стертая дизартрия. Подтвердить стертую дизартрию можно с помощью глубокое обследования, а также на консультации у невролога. Данной категории детей свойственно речевое развитие на хорошем уровне, при этом некоторые дети затрудняются в произношении слов сложной слоговой структуры, а также имеют трудности в пространственной ориентации.
Для второй группы детей характерно нарушение звукопроизношения и просодики в сочетании с неоконченным процессом формирования фонематического слуха. В данном случае в речи детей присутствуют единичные лексико-грамматические ошибки. У некоторых детей присутствуют ошибки в выполнении заданий для восприятия на слух, а также повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Как следствие, диагностируется несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков. Ребенок испытывает сложности в образовании слов, допускает ошибки в согласовании имени существительного с 11 числительным, его словарь отстаёт от возрастной нормы.
Для третьей группы детей характерно стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи в сочетании с недоразвитием фонематического слуха. При обследовании отмечают выраженные ошибки грамматического строя, скудный словарный запас, невозможность связного высказывания и значительные сложности при усвоении слов различной слоговой структуры. Таким образом, дети со стертой дизартрией – неоднородная группа. В зависимости от развития языковых средств дети распределяются в специальные группы: 1. С фонетическими нарушениями 2. С фонетико-фонематическими нарушениями 3. С общим недоразвитием речи Детям, страдающими дизартрией, характерно позднее развитие речи, а также недостаточное накопление словаря, из-за ограниченного речевого опыта.
Этапы логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей со стёртой дизартрией.
Главная цель логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей со стёртой формой дизартрии – это коррекция нарушений устной речи и его подготовка к обучению грамоте.
Основные задачи коррекции нарушений речи:
- совершенствование всех видов моторики;
- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
- развитие слуховой памяти, внимания и фонематического восприятия.
- закрепление, уточнение и активизация словаря;
- формирование грамматической системы речи;
- развитие связной речи.
При логопедической работе необходимо отталкиваться от принципов:
1. Этиопатогенетический принцип направлен на учет механизмов нарушения речи и этиологии;
2. Принцип комплексного подхода предполагает совместную деятельность логопеда и воспитателя.
3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Этот принцип предполагает организацию благоприятных условий для логопедической работы с ребенком учитывающие его индивидуальные особенности.
4. Принцип наглядности и доступности материала предполагает, что усвоение информации, изображенной на иллюстрациях, происходит лучше, чем в устной форме. Так же, наглядный материал облегчает понимание.
5. Принцип прочности и системности направлен на неоднократный повтор изученной информации в различных формах (через игры, упражнения, в свободной деятельности детей и на прогулке).
6.Принцип сочетания различных форм обучения предполагает использование как индивидуальных, так и групповых форм образовательной деятельности. Обследование создаётся на основе общего системного подхода, разработанного в отечественной логопедии, при этом учитывается специфика речевых и неречевых дефектов, психоневрологического состояния и возраста ребёнка.
На подготовительном этапе проводится работа по преодолению вторичных нарушений, которые препятствуют правильному звукопроизношению, к таким нарушениям относятся: пассивность мышц, недостаток фонематического внимания и восприятия, обильное слюнотечение.
На втором этапе логопед начинает работу над преодолением фонетических недостатков речи, данная работа направлена на постановку звуков.
Третьим этапом считается включение ребёнка в активное общение. На подготовительном этапе производится совершенствование слухового восприятия, слуховой памяти и слухового внимания. Данный этап очень важен для ребенка с дизартрией, так как неумение вслушиваться в речь окружающих людей является одной из главных причин неправильного звукопроизношения детей. На данном этапе применяются различные специальные игры, которые направлены на: различие высоты, тембра, силы голоса; узнавание неречевых звуков. Также применяется использование музыки, она тоже служит средством коррекционного воздействия. Музыкотерапия на занятиях производит на детей положительное впечатление и вызывает интерес. Дети с удовольствием включаются в музыкальный ритм, у них возникает естественное желание двигаться, что позволяет формировать координированность движений общей и мелкой моторики, корректировать слуховое внимание, а также развивать артикуляционные возможности.
Следующий этап – развитие артикуляционной моторики и акустического образа верно произносимых звуков. На данном этапе проводится работа по уточнению движений языка, губ и развитию кинестетических ощущений. Артикуляционные упражнения выполняются по подражанию перед зеркалом. Третий пункт – развитие мелкой и мимической моторики. Для развития мелкой моторики в логопедической практике применяются пальчиковые игры, применяются различные техники массажа . Четвертым пунктом является проведение дыхательных упражнений. Работа начинается с развития длительного выдоха, без участия речи. После того, как у детей сформировался плавный длительный выдох, применяются голосовые упражнения для развития речевого дыхания, данные упражнения направлены на развитие силы, высоты и тембра голоса. Пятым пунктом является развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза. Задачей данного этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умение отстукивать и отхлопывать ритм слов разной слоговой структуры, умение определять количество слогов в слове, выделять ударный звук. Работу начинают с дифференциации гласных звуков, так как они являются основой, на которой базируется работа по развитию фонематических процессов у детей. После того, как дети усвоили дифференциацию гласных звуков, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, в дальнейшем проводится работа по дифференциации согласных фонем.
Данные направления работы необходимо реализовывать параллельно. Все перечисленные направления логопедической работы на подготовительном этапе проводятся как в форме индивидуальных, так и в форме фронтальных занятий, на примере наиболее сложных заданий. Вторая стадия работы – коррекция нарушенных звуков речи у ребенка. При разработке коррекционной работы логопед должен обязательно опираться на методические требования: постепенную сложность нарастания заданий, подбор лексического материала с учётом системного нарушения речи, нарушений звукопроизношения с учётом ведущего вида деятельности, возрастные и индивидуальные особенности ребенка [30, 102 с.]. Третья стадия коррекционной работы включает в себя постановку звуков, а также автоматизацию звука в слогах и словах; дифференциацию звуков по сходным акустическим признакам. Этап постановки звука должен реализовываться на индивидуальных занятиях. Особенности данного этапа: максимальное включение анализаторов; актуализация ощущений разной модальности; использование разнообразной наглядности.
При постановке звука помогает зрительное восприятие артикуляции, опора на кинестетические ощущения губ и языка, которые устанавливаются в правильное положение с помощью шпателя, зонда. Для постановки звука по подражанию используются картинки-символы, которые демонстрируются детям. Так, при постановке звука [С] ребенку может быть показано, как шипит змея, изображенная на картинке. Особое внимание уделяется положению языка, положению губ и направлению воздушной струи. После этого даётся задание повторить звукоподражание перед зеркалом. При механической постановке звука проводятся игры, в ходе которых закрепляется артикуляционный уклад. При постановке звуков продолжается развитие фонематического анализа и синтеза. Ребенок учится выделять отрабатываемый им звук на фоне других звуков в слове, определять его место и дифференцировать от других звуков.
Автоматизация звуков осуществляется на различном речевом материале. Данный этап осуществляется по принципу от простого к сложному. Значительное внимание при автоматизации звука уделяют 40 выделению звука на слух. Отрабатываемый звук в обязательном порядке сравнивается со всеми остальными звуками, даже с теми, которые ребенок ещё не умеет правильно произносить. Для различения звука на слух ребенку предлагается послушать звуковой ряд, например: с, ц, з, ш, с и вычленить из него отрабатываемый звук. После чего ребенок в ряду слов определяет слова только на заданный звук. Изначально предлагаемый ряд состоит из трех слов с отдалёнными звуками (стул, банка, ковш), со временем количество слов увеличивается, а сами слова подбираются с наиболее сложным звуковым составом. На этапе автоматизации также проводится работа над фонематическим анализом слов, он способствует более эффективному процессу автоматизации, так как требует быстрого и чёткого определения звуковой структуры слова. Совместно с развитием фонетико-фонематической стороны речи, при автоматизации звуков осуществляется формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса и формирование ориентировки в пространстве.
Логопедическая работа по коррекции стертой формы дизартрии основывается на следующих принципах: системности, учета механизмов нарушения, опоры на закономерности онтогенетического развития, учета ближайшей зоны развития, поэтапного формирования умственных действий, учета ведущей деятельности возраста, дифференцированного подхода.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : формирование грамматического строя речи : методическое пособие для воспитателей. М., 2004.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : пособие для студентов вузов. М., 2007.
3. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: учеб. метод. пособие. Санкт-Петербург, 2012.
4. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005.
6. Волкова Л. С. Логопедия : учеб. для студентов дефектологического фак. пед. вузов. М., 1998.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2009.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Яковлева Светлана Александровна
→ Светик3088 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.