Статья "Для чего нужна артикуляционная гимнастика в логопедии?"
Для чего нужна артикуляционная гимнастика в логопедии?
Артикуляционная гимнастика – эффективный и доступный способ улучшения дикции и подготовки к исправлению звукопроизношения. Он должен быть в профессиональном багаже любого логопеда. Познакомимся с этой технологией поближе и узнаем, как и где обучиться ее использованию в коррекции речевых нарушений.
Какое место занимает артикуляционная гимнастика в работе логопеда?
Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щек, нижней челюсти). Ее проводят для решения ряда задач:
укрепления мышц речевого аппарата;
выработки определенного артикуляционного уклада для вызывания того или иного звука;
обучения способности переключаться с одного упражнения на другое.
Артикуляционная гимнастика считается в логопедической практике базовой технологией, которую должен освоить каждый специалист. Она незаменима в процессе профилактики и коррекции звукопроизношения, развития четкой дикции у детей и взрослых. Ее используют для формирования и коррекции звукопроизношения при всех нарушениях речи, в структуре которых есть нарушение звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика выполняется не только на занятиях у логопеда. Ее можно включать в режимные моменты в детском саду и применять в домашних условиях. Упражнения в этом случае выполняются под руководством воспитателя или родителей, которые прошли консультацию у логопеда.
Формы проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционную гимнастику можно проводить и на фронтальных, и на подгрупповых и на индивидуальных занятиях. Обычно логопед показывает технику выполнения упражнения, а ребенок повторяет ее перед зеркалом под контролем специалиста.
Все чаще логопеды используют нетрадиционные техники выполнения артикуляционных упражнений. Например, сочетают ее со сказкотерапией, арт-терапией. Могут применяться различные вспомогательные предметы: баранки, хлебная соломка, леденцы, бусины, пуговицы, ложки, дидактические игрушки.
Особенности использования артикуляционной гимнастики при коррекции разных речевых нарушений
Выбор упражнений и тактика их проведения зависят от типа речевой патологии, например:
При дислалии у ребенка нет грубых моторных нарушений, мышечный тонус органов артикуляции нормальный, но не формируются некоторые произвольные артикуляционные движения. Поэтому работу по развитию речевой моторики направляют на формирование конкретных артикуляционных укладов, учат ребенка осознанно и произвольно выполнять движения губами, языком.
При дизартрии тактика проведения артикуляционной гимнастики зависит от степени нарушения артикуляционной моторики. При тяжелых расстройствах речевой моторики начинают работу с пассивной гимнастики, когда нужные артикуляционные позы задаются механически — под нажимом руки логопеда, шпателя, зонда. Постепенно гимнастика переходит в пассивно-активную (сначала пассивное выполнение движения или положения с помощью логопеда, но уже присутствует и самостоятельные попытки к удержанию позы или выполнения движения), а затем в активную (полностью самостоятельное выполнение упражнений по образцу или словесной инструкции).
При ринолалии работа планируется с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции уранопластики. Методические приемы подбираются индивидуально. Разъясняя любое упражнение, обязательно уточняют позицию языка и следят за его положением. Кроме того, назначают ряд специальных артикуляционных упражнений. Важно учитывать, насколько ограничения функций нёба и глотки влияют на звукопроизношение, голосообразование, как ребенок реагирует на свое состояние.
Какие упражнения используются в артикуляционной гимнастике?
Упражнения для языка и других артикуляционных органов, которые применяются в логопедии для коррекции речевых нарушений у взрослых и детей, делятся на два типа:
Статические – упражнения, направленные на формирование способности создать и удержать определенную артикуляционную позицию. Логопед показывает ребенку или взрослому определенную позу органов речи (например, вытянуть губы трубочкой или улыбнуться), просит повторить ее и зафиксировать на 6-10 секунд.
Динамические – упражнения, которые направлены на развитие переключаемости артикуляционных движений, их скорости, плавности, легкости. В таких упражнениях нужно менять артикуляционные позы, например, двигать языком по направлению вверх-вниз, чередовать улыбку и вытягивание губ трубочкой и т. д.
Рекомендации к выполнению упражнений
Основополагающая роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе требует правильного выполнения упражнений, а также соблюдения определенных рекомендаций в работе с ребенком:
Упражнения нужно делать каждый день, чтобы у ребенка закреплялся навык. Выполнение этих занятий требует от ребенка серьезных энергозатрат и терпения, поэтому если ему сложно, то можно разбить количество упражнений на несколько блоков.
Кратность выполнения упражнений нужно увеличивать постепенно, чтобы ребенок привыкал к нагрузке. Начинать можно с 2-5 повторений, повышая до 10 и выше.
Удержание артикуляционной позы (статические упражнения) должно выполняться в течение порядка 15 секунд.
Занятия лучше проводить в игровой форме.
Если какие-то упражнения выполняются не очень хорошо, но не нужно вводить новые, а лучше поработать над старыми.
Лучше всего выполнять упражнения сидя перед зеркалом. Так ребенок будет видеть движения взрослого и контролировать свои собственные движения.
Педагог должен следить за правильностью выполнения упражнений: темп, плавность, точность и т.д.
Успешность выполнения упражнений в логопедическом процессе играет очень важную роль. Во многом успех зависит от создания благоприятных условий для работы. Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен быть ему интересен, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. Поэтому мы и говорим о том, что занятия нужно строить именно в игровой форме, а также можно ввести соревновательный момент с поощрением за успешную работу.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Яковлева Светлана Александровна
→ Светик3088 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.