Статья "Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Автор: Яковлева Светлана Александровна
Организация: МДОУ «ЦРР д/с № 132»
Населенный пункт: Челябинская область. г.Магнитогорск.
Нарушение зрения негативно влияет на формирование всех сторон речи, меняет темп ее развития, придает ей качественное своеобразие. При этом в основе формирования речи детей с нарушениями зрения лежат те же закономерности, что и в норме.
Ряд особенностей речи детей с выраженными нарушениями зрения
• Замедленность темпа речевого развития на ранних стадиях онтогенеза.
• Значительное нарушение лексической стороны речи: непонимание смысловой стороны слова, которое часто не соотносится со зрительным образом предмета, вербализм (словесные выражения не соответствуют конкретным представлениям и понятиям), эхолалии, малое количество словарного запаса (активного словаря).
• Искажение артикуляции звуков.
• Вследствие недостаточности образов восприятия отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний.
Особенности формирования речи у слепых в раннем дошкольном возрасте
• Гуление слепых не отличается от гуления зрячих.
• Слепой ребенок использует речевые звуки и слова для привлечения к себе внимания. Отклик взрослых и их эмоциональное отношение стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого.
• Речь взрослого привлекает внимание к обследованию предметов, вызывает интерес к нему, тем самым создаются связи между словом и осязаемым предметом, расширяется круг понимаемым слепым ребенком речевых ситуаций, развивается смысловая сторона речи.
• Развитие речевого общения слепого ребенка, как и зрячего, опирается на развитие фонематического слуха.
• В 1,5 года значение слова становится более стойким, появляются первые обобщения.
• Повторение и употребление слов с непонятными значениями не смущает слепого ребенка.
• К 2 года возникает описательная речь. Быстро растет активный словарь.
• В дошкольном возрасте слепые дети успешно овладевают устной речью, имеют достаточно большой словарный запас.
Трудности в формировании навыков общения
Нарушение ограничивает социальные контакты и препятствует появлению опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Проблемы в узнавании людей и считывании эмоций с лиц собеседников. Детям с тяжелыми нарушениями зрения сложно адекватно отражать свои эмоции.
Слабое использование неязыковых средств общения – мимики, пантомимики, интонации. Речь становится маловыразительной и требует специальной работы по её коррекции. Наиболее ярко эти трудности выражены у детей тотально слепых и слепых с остаточным зрением.
Уровни сформированности речи детей с нарушениями зрения (Л.С.Волкова)
Первый уровень. Экспрессивная речь не выполняет коммуникативной функции, крайне ограничена, значительные нарушения в соотнесении слова – образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. Полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.
Второй уровень. Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. Соотнесенность слова и образа предмета, знание обобщающих понятий на низком уровне. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. Формирование фонематического анализа и синтеза на низком уровне.
Третий уровень. Активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения. Недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков, и фонематических представлений.
Четвертый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения.
• Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими дошкольниками осуществляется в условиях естественного педагогического процесса.
• В процессе коррекционной работы осуществляется комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, воспитателя (в детском саду), тифлопедагога в системе разнообразных занятий с детьми.
• Огромное значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. Из-за специфики и сложности работы со слепыми детьми логопедические занятия значительное время проводятся индивидуально.
• Коррекционно-логопедические задачи по развитию речевой культуры решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности, а также в предметно-практической деятельности, на музыкальных и ритмических занятиях.
Направления коррекционной работы
• развитие и совершенствование фонетической стороны речи;
• развитие фонематического анализа и синтеза;
• воспитание навыков правильного звукопроизношения;
• расширение словарного запаса, правильность соотнесённости слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий;
• формирование грамматического строя;
• формирование связной речи;
• развитие крупной и мелкой моторики; координация мелких мышц кисти руки;
• развитие зрительно-пространственной ориентировки;
• работа над просодической стороной речи;
• работа по коррекции нарушения подвижности речевых мышц. Совместная работа логопеда, воспитателя, тифлопедагога создает систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения.
В работах же по тифлопедагогике и тифлопсихологии речь детей с нарушениями зрения несет в себе еще одну функцию – компенсаторную (речь совместно с мышлением способна давать направление чувственному познаванию), то есть эта функция речи направлена на активизацию познавательной деятельности, чем и восполняются пробелы, имеющиеся при полной или частичной утрате зрения, когда целый ряд предметов или явлений окружающего мира оказывается недоступным для полного их восприятия сохранными органами чувств[7 ,45].
В целом речь детей с нарушением зрения при правильном формирующем воздействии педагогов и родителей достигает нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности детей во всех видах деятельности.
Используемая литература
Список литературы
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для судентов вузов.-М.: В.Секачев, 2016.- 264 с.
2. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. диссертации на соискание уч. степ. доктора педагогических наук: 13.00.03. [Электронный ресурс]. 1983. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0458/4_0458-11.shtml#book_page_top
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Электронный ресурс]. 2003. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-78.shtml
4. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации). Верхняя Пышма, 1997. 76 с.
5. Жигорева М. В. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения и речи. [Текст] /М. В. Жигорева //Логопедия. – 2006. – № 1. – С. 51-59.
6. Жолудева Н.В., Цепина Н.Б. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения [Электронный ресурс] //Дошкольная логопедическая служба. 2006. – URL: http://www.academy.edu.by/sites/logoped/logook.htm.
7. Коробейникова, Т. В. Особенности развития речи детей с нарушениями зрения / Т. В. Коробейникова // Вопросы теории и практики сурдопедагогики: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. – М.: МГОПУ, 2004. – Вып.3. – 2004. – 135 с.С 45
8. Лапп Е. А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М., 2006.-256 с.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Яковлева Светлана Александровна
→ Светик3088 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.