Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с нарушениями зрения "Зимняя сказка"
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с нарушениями зрения
«Зимняя сказка»
Цели занятия
Коррекционно-образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже; упражнять в составлении предложений по картинно- графическому плану; активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую и мелкую моторику, зрительное и тактильное восприятие, логическое мышление, внимание, память, навыки звукобуквенного анализа.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать других не перебивая; работать и играть в коллективе.
Оснащение:
Спортивный зал, спортивная форма, скамейки, доска, музыкальное сопровождение, демонстрационный материал, маленькие мячи, Снеговик на палочке, снежинки из салфеток, «волшебный мешочек», буквы из наждачной бумаги, краски, влажные салфетки.
Занятие:
Дети входят под музыку в спортивный зал.
Логопед: Здравствуйте дети и наши гости. Дети, пожалуйста, поздоровайтесь с нашими гостями, но необычно, а с разными эмоциями (ЗДРАВСТВУЙТЕ!) (грустно, удивленно, злостно, радостно) Логопед показывает картинки с эмоциями.
1. Организационный момент
- Дети отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
2. Сообщение темы занятия
- Сегодня мы с вами поговорим о зиме, о зимних изменениях в природе.
3. Беседа о зиме
- Ребята, вспомните и назовите зимние месяцы.
- А сейчас закройте глазки и представьте себе зиму: с белым пушистым снегом, ледяными реками, летящими снежинками, метелью, вьюгой…
(Включается фонограмма и дети фантазируют под музыку, имитирующую вой вьюги, шум метели)
- Какую зиму вы представили? (снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студёную и т.д)
-Про что говорят: ударили, бушует, замёрзли, метут, хрустит, висят?
- Про что можно сказать?
Морозный… (день, вечер…)
Снежная… (погода, зима, горка…)
Холодное… (утро, солнце, небо …)
Ледяные… (горки, реки, озёра…)
4. Развитие общей моторики и координации движений. - Ох, ребята, какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало!
Инструктор: Ну а для того, чтобы согреться. Сделаем разминку «Вот так холод, вот мороз!»
Дети идут по кругу за инструктором и выполняют движения под стихотворение, которое читает логопед.
- Мы шагаем, мы шагаем, к верху руки поднимаем (Ходьба с движениями рук вверх, далее в стороны и вниз),
- В стороны их разведем,
- Вниз опустим и пойдём.
- Мы шагаем по сугробам (Ходьба с высоким подъёмом колена. Руки на поясе),
- По сугробам крутолобым.
- Поднимай повыше ногу,
- Проложи другим дорогу.
- Не боимся мы пороши,
- Ловим снег, хлопок в ладоши! (Руки в стороны, хлопок перед собой)
- Руки в стороны, по швам,
- Снега хватит вам и нам. (Берут снежки из корзины)
- Вверх подбрось ты свой снежок (Подбрасываем снежок вверх и ловим двумя руками),
- И поймай его дружок.
- Выше ноги подними и снежок переложи (Перекладывание снежка под ногой из одной руки в другую)
- Ты снежок всем покажи, вправо-влево поверни (Повороты вправо-влево, на вытянутых руках, перекладывание снежков из одной руки в другую)
- Со снежком ты приседай, сели- встали не зевай! (Приседания, руки вперёд)
- Потянулись за снежком, спинку хорошо прогнём. (Наклоны вперёд, руки вперёд)
- В руку правую снежок возьми и в корзинку попади. (Кидаем снежок правой рукой в корзинку).
5. Развитие дыхания:
Инструктор : - Носиком сейчас вдохните
И дыхание задержите,
Выдыхаем воздух ртом,
«Пых» мы говорим потом. (3 раза).
6. Развитие связной речи. Составление предложения о зиме по картинно- графическому плану
- Согрелись ребята? Тогда давайте поговорим об изменениях в природе зимой. Но вспоминать и рассказывать мы будем с помощью картинок – символов, которые я буду вам сейчас показывать.
1. Солнце светит, но не греет.
2. Зимнее небо может быть и ясным, и пасмурным со снежными облаками.
3. Ветер зимой холодный, сильный, ледяной…
4. Деревья зимой стоят голые, их ветки покрыты снегом или инеем.
5. Птицы улетели в тёплые края, остались только зимующие: воробьи, вороны, голуби, сороки...
6. Люди надели тёплую одежду: меховые шапки, шубы, зимние куртки, валенки…
- Ребята, вы очень хорошо описали природные изменения зимой, составили хорошие предложения.
7. Развитие зрительного восприятия.
- Ребята вы любите зиму? Ну тогда я хочу показать вам картинку-загадку (Наложение предметов друг на друга. Снежинка, санки, коньки, лыжи, снеговик, ледянка) На этой картине художник спрятал разные предметы. Назовите их. Какие зимние забавы и развлечения вы знаете? Пусть кто-то из вас изобразит их движениями, а остальные дети попытаются отгадать, что это за забавы.
8. Физминутка.
- Вы ребята, много знаете о зиме, поэтому я хочу пригласить вас в зимнюю сказку. А как мы туда попадём, вы узнаете, отгадав загадку:
Белые звёздочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали.
(Снежинки).
- Мы превратимся в снежинки, сказав волшебные слова:
Вокруг себя повернись
И в снежинку превратись.
- Полетели снежинки над полями, над лесами, над высотными домами, полетели- полетели и на земли тихо сели. (Под музыку дети изображают полёт снежинок, передвигаясь по залу)
9.Развитие логического мышления.
- Ну вот мы с вами и очутились в зимней сказке. Ребята, посмотрите, а на полянке загадка висит. Посмотрите внимательно, подумайте, чего не хватает в пустой клетке?
(Дети смотрят на таблицу. Правильный ответ: Снеговика).
- Правильно, ребята, Снеговика! Вы хотите, чтобы он появился? Ведь мы же в сказке. Но сначала нам надо сказать волшебные слова:
Один, два, три
Снеговик приди! (Появляется Снеговик на палочке).
10. Гимнастика для глаз.
(Аудиозапись, снеговик плачет).
- Ребята, а снеговик плачет! Давайте его успокоим и сделаем гимнастику для глаз, чтобы они не заболели у Снеговика от слез. Голову мы держим прямо.
- Глазки вверх мы поднимаем
- Глазки вниз мы опускаем
- Вправо – влево, Вправо-влево
- Глазки сильно закрываем,
- Широко мы открываем
- Быстро- быстро поморгаем!
- Молодцы, ребята. Кажется снеговик успокоился. Что же случилось?
11.Подбор однокоренных слов.
( Включается аудиозапись, где снеговик рассказывает почему он расстроился)
Снеговик: Когда был сильный мороз и холодный ветер, мне было очень хорошо , но тут, внезапно, посреди зимы, начали таить сосульки, снег, стало теплее и я тоже начал потихоньку таять, а мне так нужен холод!
- Ребята, а как называется явление природы, когда зимой вдруг начинает таить снег? (Оттепель).
Нам необходимо охладить снеговика. От какого слова получилось имя Снеговик? (Снег). А от этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавляйте слова, связанные со словом «снег». Каждым «снежным словом, мы будем холодить нашего снеговика.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (Снег)
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые… (Снежинки)
На посёлки, на лужок
Выпал беленький… (Снежок)
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее… (Снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в… (Снежки) (С каждым добавленным
Рядом белая фигурка- словом, дети укрывают
Это девочка… снеговика снежинкой)
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой… (Снегири)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (Снеговик)
(Аудиозапись снеговика: Спасибо, ребята! Мне стало уже так хорошо, но мне уже пора уходить, я вам оставлю сюрприз «Волшебный мешочек». До свидания!)
12. Развитие тактильного восприятия и звукобуквенного анализа.
- В этом мешочке разные буквы, а какие это буквы, вам необходимо определить, ощупывая букву в мешочке.
-Ребята, посмотрите на буквы, какие они на ощупь? (Шершавые, колючие, шероховатые, негладкие).
- Поднимите букву, которая обозначает первый звук в слове Снеговик.
- У кого из ребят буквы, которые составляют слова «АУ», «САМ», «КОМ».
- Какие вы все молодцы! А сейчас, ребята нам предстоит самая увлекательная работа.
13. Творческое задание. Развитие мелкой моторики и цветового восприятия.
Укроем деревья снегом. Общий рисунок на ватмане.
- А теперь нам пора возвращаться из зимней сказки в детский сад:
Вокруг себя повернись,
В детский садик возвратись.
- О каком времени года мы говорили?
- Что каждому из вас больше всего запомнилось и понравилось?
- Спасибо вам ребята и до новых встреч! Угощение вас ждет в группе.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Яковлева Светлана Александровна
→ Светик3088 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.