Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с нарушениями зрения "Зимняя сказка"


Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с нарушениями зрения

«Зимняя сказка»

Цели занятия

  • Коррекционно-образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже; упражнять в составлении предложений по картинно- графическому плану; активизировать словарь по данной теме.

  • Коррекционно-развивающие:

Развивать общую и мелкую моторику, зрительное и тактильное восприятие, логическое мышление, внимание, память, навыки звукобуквенного анализа.

  • Воспитательные:

Воспитывать умение слушать других не перебивая; работать и играть в коллективе.





Оснащение:

Спортивный зал, спортивная форма, скамейки, доска, музыкальное сопровождение, демонстрационный материал, маленькие мячи, Снеговик на палочке, снежинки из салфеток, «волшебный мешочек», буквы из наждачной бумаги, краски, влажные салфетки.





Занятие:

Дети входят под музыку в спортивный зал.

Логопед: Здравствуйте дети и наши гости. Дети, пожалуйста, поздоровайтесь с нашими гостями, но необычно, а с разными эмоциями (ЗДРАВСТВУЙТЕ!) (грустно, удивленно, злостно, радостно) Логопед показывает картинки с эмоциями.

1. Организационный момент

- Дети отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

2. Сообщение темы занятия

- Сегодня мы с вами поговорим о зиме, о зимних изменениях в природе.

3. Беседа о зиме

- Ребята, вспомните и назовите зимние месяцы.

- А сейчас закройте глазки и представьте себе зиму: с белым пушистым снегом, ледяными реками, летящими снежинками, метелью, вьюгой…

(Включается фонограмма и дети фантазируют под музыку, имитирующую вой вьюги, шум метели)

- Какую зиму вы представили? (снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студёную и т.д)

-Про что говорят: ударили, бушует, замёрзли, метут, хрустит, висят?

- Про что можно сказать?

Морозный… (день, вечер…)

Снежная… (погода, зима, горка…)

Холодное… (утро, солнце, небо …)

Ледяные… (горки, реки, озёра…)

4. Развитие общей моторики и координации движений. - Ох, ребята, какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало!

Инструктор: Ну а для того, чтобы согреться. Сделаем разминку «Вот так холод, вот мороз!»

Дети идут по кругу за инструктором и выполняют движения под стихотворение, которое читает логопед.

- Мы шагаем, мы шагаем, к верху руки поднимаем (Ходьба с движениями рук вверх, далее в стороны и вниз),

- В стороны их разведем,

- Вниз опустим и пойдём.

- Мы шагаем по сугробам (Ходьба с высоким подъёмом колена. Руки на поясе),

- По сугробам крутолобым.

- Поднимай повыше ногу,

- Проложи другим дорогу.

- Не боимся мы пороши,

- Ловим снег, хлопок в ладоши! (Руки в стороны, хлопок перед собой)

- Руки в стороны, по швам,

- Снега хватит вам и нам. (Берут снежки из корзины)

- Вверх подбрось ты свой снежок (Подбрасываем снежок вверх и ловим двумя руками),

- И поймай его дружок.

- Выше ноги подними и снежок переложи (Перекладывание снежка под ногой из одной руки в другую)

- Ты снежок всем покажи, вправо-влево поверни (Повороты вправо-влево, на вытянутых руках, перекладывание снежков из одной руки в другую)

- Со снежком ты приседай, сели- встали не зевай! (Приседания, руки вперёд)

- Потянулись за снежком, спинку хорошо прогнём. (Наклоны вперёд, руки вперёд)

- В руку правую снежок возьми и в корзинку попади. (Кидаем снежок правой рукой в корзинку).

5. Развитие дыхания:

Инструктор : - Носиком сейчас вдохните

И дыхание задержите,

Выдыхаем воздух ртом,

«Пых» мы говорим потом. (3 раза).



6. Развитие связной речи. Составление предложения о зиме по картинно- графическому плану

- Согрелись ребята? Тогда давайте поговорим об изменениях в природе зимой. Но вспоминать и рассказывать мы будем с помощью картинок – символов, которые я буду вам сейчас показывать.

1. Солнце светит, но не греет.

2. Зимнее небо может быть и ясным, и пасмурным со снежными облаками.

3. Ветер зимой холодный, сильный, ледяной…

4. Деревья зимой стоят голые, их ветки покрыты снегом или инеем.

5. Птицы улетели в тёплые края, остались только зимующие: воробьи, вороны, голуби, сороки...

6. Люди надели тёплую одежду: меховые шапки, шубы, зимние куртки, валенки…



- Ребята, вы очень хорошо описали природные изменения зимой, составили хорошие предложения.

7. Развитие зрительного восприятия.

- Ребята вы любите зиму? Ну тогда я хочу показать вам картинку-загадку (Наложение предметов друг на друга. Снежинка, санки, коньки, лыжи, снеговик, ледянка) На этой картине художник спрятал разные предметы. Назовите их. Какие зимние забавы и развлечения вы знаете? Пусть кто-то из вас изобразит их движениями, а остальные дети попытаются отгадать, что это за забавы.

8. Физминутка.

- Вы ребята, много знаете о зиме, поэтому я хочу пригласить вас в зимнюю сказку. А как мы туда попадём, вы узнаете, отгадав загадку:

Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали.

(Снежинки).

- Мы превратимся в снежинки, сказав волшебные слова:

Вокруг себя повернись

И в снежинку превратись.

- Полетели снежинки над полями, над лесами, над высотными домами, полетели- полетели и на земли тихо сели. (Под музыку дети изображают полёт снежинок, передвигаясь по залу)

9.Развитие логического мышления.

- Ну вот мы с вами и очутились в зимней сказке. Ребята, посмотрите, а на полянке загадка висит. Посмотрите внимательно, подумайте, чего не хватает в пустой клетке?

(Дети смотрят на таблицу. Правильный ответ: Снеговика).

- Правильно, ребята, Снеговика! Вы хотите, чтобы он появился? Ведь мы же в сказке. Но сначала нам надо сказать волшебные слова:

Один, два, три

Снеговик приди! (Появляется Снеговик на палочке).

10. Гимнастика для глаз.

(Аудиозапись, снеговик плачет).

- Ребята, а снеговик плачет! Давайте его успокоим и сделаем гимнастику для глаз, чтобы они не заболели у Снеговика от слез. Голову мы держим прямо.

- Глазки вверх мы поднимаем

- Глазки вниз мы опускаем

- Вправо – влево, Вправо-влево

- Глазки сильно закрываем,

- Широко мы открываем

- Быстро- быстро поморгаем!

- Молодцы, ребята. Кажется снеговик успокоился. Что же случилось?

11.Подбор однокоренных слов.

( Включается аудиозапись, где снеговик рассказывает почему он расстроился)

Снеговик: Когда был сильный мороз и холодный ветер, мне было очень хорошо , но тут, внезапно, посреди зимы, начали таить сосульки, снег, стало теплее и я тоже начал потихоньку таять, а мне так нужен холод!

- Ребята, а как называется явление природы, когда зимой вдруг начинает таить снег? (Оттепель).

Нам необходимо охладить снеговика. От какого слова получилось имя Снеговик? (Снег). А от этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавляйте слова, связанные со словом «снег». Каждым «снежным словом, мы будем холодить нашего снеговика.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю(Снег)

С неба всё скользят пушинки-

Серебристые… (Снежинки)

На посёлки, на лужок

Выпал беленький… (Снежок)

Вот веселье для ребят-

Всё сильнее… (Снегопад)

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в… (Снежки) (С каждым добавленным

Рядом белая фигурка- словом, дети укрывают

Это девочка… снеговика снежинкой)

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой… (Снегири)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (Снеговик)

(Аудиозапись снеговика: Спасибо, ребята! Мне стало уже так хорошо, но мне уже пора уходить, я вам оставлю сюрприз «Волшебный мешочек». До свидания!)

12. Развитие тактильного восприятия и звукобуквенного анализа.

- В этом мешочке разные буквы, а какие это буквы, вам необходимо определить, ощупывая букву в мешочке.

-Ребята, посмотрите на буквы, какие они на ощупь? (Шершавые, колючие, шероховатые, негладкие).

- Поднимите букву, которая обозначает первый звук в слове Снеговик.

- У кого из ребят буквы, которые составляют слова «АУ», «САМ», «КОМ».

- Какие вы все молодцы! А сейчас, ребята нам предстоит самая увлекательная работа.

13. Творческое задание. Развитие мелкой моторики и цветового восприятия.

Укроем деревья снегом. Общий рисунок на ватмане.

14. Итог занятия:

- А теперь нам пора возвращаться из зимней сказки в детский сад:

Вокруг себя повернись,

В детский садик возвратись.

- О каком времени года мы говорили?

- Что каждому из вас больше всего запомнилось и понравилось?

- Спасибо вам ребята и до новых встреч! Угощение вас ждет в группе.


Полный текст материала Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с нарушениями зрения "Зимняя сказка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яковлева Светлана Александровна  Светик3088
03.02.2025 0 110 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.