Развитие речевой осознанной деятельности посредством музыкального воспитания
Развитие речевой осознанной деятельности посредством музыкального воспитания.
Музыкальное искусство – средство воспитания всесторонне развитой личности. Именно восприятие музыки надо поставить во главу угла музыкального воспитания и воспитания музыкой.
В детских садах широко практикуются логоритмические занятия. На этих занятиях развиваются все виды памяти, воображение, мышление и главное речевая осознанная деятельность. Развиваются все стороны речевой деятельности (грамматическая, звуковая, лексика). Дети занимающиеся музыкой быстрее осваивают чтение, письмо, кроме этого они более полно и точно выражают свои мысли.
Думаю, что музыка и пение - это один из приятных способов обучения. В этой деятельности можно развивать и закреплять навыки и чтения и письма, и счёта. Любой ребёнок не зависимо от его индивидуальных особенностей, будет с интересом познавать какую - либо из этих областей в сочетании с музыкой или пением. Рассмотрим вопрос развития речи посредством музыки…
Именно в пении развивается способность различать звуки на слух, что не маловажно и в развитии фонематического восприятия. В процессе любого обучения важен повтор… Пение побуждает повторять слова и фразы, но в более интересной и приятной форме. Можно сказать, что пение это развлечение, но именно так дети не осознают того, что через повторение они учат слова или какую - то информацию повторяя её.
Повтор важен в заучивании песен, если ребёнок не умеет читать, то он с лёгкостью может напевать песни. Поэтому песни и стихи состоят из простых и складных строк. Дети, которые испытывают трудности в обучении, для них песенное творчество становится средством развития речевой деятельности. Заучивание куплетов и слов облегчает задачу составления фраз и предложений.
В процессе пения дети овладевают различными языковыми моделями, которые можно воспроизвести в речевом потоке. Кроме этого пение требует более чёткой артикуляции, как со стороны педагога, так и со стороны ученика. Для «неречевых» детей важно чувствовать рифму, в этом опять же поможет музыкальное творчество. Хочу отметить, что и музыка и речь имеют главную основную единицу – звук. С помощью звука мы общаемся с окружающим миром… будь то речевая деятельность или песенная. Музыка очень нравится детям, под музыкальное сопровождение можно играть, рисовать, лепить и т.д., а главное любой из этих видов деятельности сопровождаются речевой активностью.
Музыка очень эмоциональна. Ребёнок чувствует, сопереживает все это «выливается» в осознанную речевую деятельность, когда необходимо подобрать нужные средства выразительности. Прослушав какое – то музыкальное произведение, можно сразу обсудить настроение ребёнка, что ребёнок почувствовал, слушая мелодию, что он себе представляет. При этом малыш, конечно, будет все свои мысли проговаривать, развивается монологическая и диалогическая речь. Содержание музыкального произведения – это «широкое поле» для литературного речевого творчества. Кроме простого подбора слов ребёнок учится подбирать рифмы, эпитеты и т.д.
Вернёмся к логоритмическим занятиям, которые положительно влияют на развитие речи ребёнка. Речевое развитие влияет и на развитие личности в целом, а значит на логоритмических занятиях можно повлиять на формирование психических функций (память, воображение, мышление). Важно начинать такие занятия уже в раннем детстве, так как именно тогда происходит большой скачок в развитии ребёнка. Детям очень нравится, им интересно заниматься под музыкальное сопровождение, превращаясь в каких – то героев, чем сидеть за партой.
Такие занятия являются, можно сказать терапией, по преодолению речевых, и не только нарушений. Воедино сливаются музыка, ритм, движение и слово. Движения активизируют деятельность мозга, активизируется так же осознанная речевая деятельность. Речевая деятельность проявляется в говорении. Это то, что нам и надо было добиться от ребёнка – осознанное говорение. Важно отметить, что на таких занятиях необходимо соблюдать принцип последовательности, усложнение и повторяемость, как и на любых других занятиях.
Давайте обозначим, какие задачи мы хотим решить на логоритмических занятиях:
- развитие фонематического слуха
- развитие пространственных ощущений
-согласовывать характер музыки с движениями
- формирование запаса лексики, грамматического строя
Очень важно скоординировать работу всех компонентов, только тогда речь будет выразительной, эмоциональной, звучной. Занятия настраивают ребёнка на положительные эмоции, мотивируют на выполнение каких – либо упражнений. В результате регулярных занятий, можно увидеть положительную динамику не только в развитии речи, но и в формировании личности в целом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Татьяна Юрьевна
→ pf[fhjdf 11.04.2015 0 2603 311 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы