Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Необычайное путешествие в мир Насекомых"


11


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Якорек» комбинированного вида»



Шатрова Альбина Васильевна,

воспитатель I квалификационной

категории


Конспект комплексного занятия

по развитию речи и ознакомлению с окружающим

для детей подготовительной к школе группы

«Необычайное путешествие

в мир Насекомых»


2010 год

г. Гаджиево


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1)Вызвать у детей желание принять участие в разговоре по теме «Насекомые»;

2) Расширить и углубить представления детей по теме «Насекомые и пауки» (их внешнем виде, пользе);

3)Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в косвенных падежах);

4) Учить рассматривать иллюстрации, активизировать словарь (насекомое, жук, пчела, муравей, муха, бабочка, стрекоза); существительными с уменьшительно - ласкательными суффиксами;

Коррекционно- развивающие:

1) Развивать логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику;

2) Развивать эмпатию, способность сопереживать, вызывать желание помочь попавшим в беду друзьям.

Воспитательные:

1) Воспитывать любовь и уважение к природе;

2) Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать по согласованию.


Предварительная работа:

- Наблюдение за насекомыми и пауками летом и во время прогулок.

- Рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых и пауков.

- Беседа «Такие разные насекомые».

- Чтение произведений К.И. Чуковского «Муха - Цокотуха», «Тараканище».

- Разучивание скороговорки про жука.

-Упражнение в подборе слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами, употреблении существительных в косвенных падежах.




Оборудование:

- «шапки - невидимки».

- музыкальное сопровождение.

- картинки с изображением насекомых.

- цветы.

- столы с песком, вода, салфетки.

- волшебная палочка.

- шкатулка.

- стрелки и картинки к составлению рассказа цепной структуры.

- светящаяся нить.

- мультимедиа.




















Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной к школе группе

Тема: «Необычайное путешествие в мир Насекомых»


Ход занятия:

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу.

В это зимнее утро, я надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение. Вот с таким настроением мы и начнем наше занятие.

II часть. Основная.

Воспитатель: Попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь, по отрывку, который вы сейчас услышите. Назовите произведение и автора.

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара - тара - тара - тара -

Таракашечки!»

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, -

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче …

Дети: «Муха – Цокотуха

Именинница!

Это сказка «Муха – Цокотуха» » К.И. Чуковского.

Воспитатель: Назовите героев этой сказки?

Дети: Муха, Комар, Паук, Кузнечик, Бабочка, Пчела, Жуки…

Воспитатель: Молодцы. А как можно назвать их одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: А кто из перечисленных героев сказки не является насекомым?

Дети: Паук. У него 8 ног, а у насекомых только 6.

Воспитатель: Как вы думаете, а куда исчезают насекомые зимой?

Дети: Некоторые забиваются в щели коры деревьев, другие зимуют под листьями, укрытые одеялом из снега.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесное путешествие в мир Насекомых. Нас ждет немало удивительных открытий. На всякий случай возьмите с собой «шапки – невидимки». Как вы думаете, зачем они нам?

Дети: Они помогут стать незаметными и подойти поближе к насекомым.

Воспитатель: Конечно же. Одевайте шапки-невидимки. Закройте глаза, я скажу волшебные слова, мы станем невидимыми.

(Звучит волшебная музыка).

Ну-ка, глазки, закрывайтесь,
В НЕВИДИМОК превращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем глазки открывать!

Ой, ребята, наше волшебство получилось!

Воспитатель: Какая чудесная дорожка! Это светлячки указывают нам дорогу. Она приведет нас в мир Насекомых. Мы идём осторожно, чтобы не наступить на светлячков.

О, смотри, смотри,

О, чудо! Огоньки зажглись повсюду!

(Звучит музыка. Мультимедиа «Насекомые»)

Воспитатель: Посмотрите, как красиво в мире Насекомых! Кого вы здесь видите?

Дети: Бабочка, кузнечик, стрекоза, комар, муха, божья коровка, гусеница, жук, светлячок, муравей.

Воспитатель: А как можно назвать их одним словом?

Дети. Насекомые. Давайте скажем все вместе.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где могут прятаться насекомые?

Дети: В цветке, в траве….

Воспитатель: Давайте посмотрим.

(Находят в цветке жука)

Дети: Жук.

Воспитатель: Ой, посмотрите!

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

(Дети помогают жуку перевернуться.)

Мы будем вежливы с жуком, давайте поздороваемся с ним. (Дети здороваются.)

Жук: (мультимедиа) Что вы делаете в мире Насекомых?

Дети: Мы любим путешествовать, хотим увидеть новые места и познакомиться с их обитателями.

Жук: (мультимедиа) повторите мою любимую скороговорку:

Жук жужжит,

Воздух дрожит.

(Дети повторяют скороговорку по одному тихо, громко, девочки, мальчики).

Игра с волшебной палочкой «Жили на свете насекомые».

Воспитатель: Жук предлагает поиграть. Нужно образовывать слова, обозначающие очень маленькие предметы. Например, жук – жучок.

Воспитатель: В игре нам поможет волшебная палочка. Я говорю слово и указываю палочкой на того, кто будет отвечать. Стрекоза…

Дети: Стрекозка.

Воспитатель: Муха…

Дети: Мушка.

Воспитатель: Муравей

Дети: Муравьишка.

Воспитатель: Пчела…

Дети: Пчелка.

Воспитатель: Комар…

Дети: Комарик.

Воспитатель: Таракан…

Дети: Тараканчик.

Воспитатель: Отлично! Вы правильно образовывали слова, обозначающие очень маленькие предметы. (Дети прощаются с жуком и идут за воспитателем по воображаемой дорожке под музыкальное сопровождение).

Отправляемся в поход

Много нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Воспитатель: А вот очень красивый цветок. Кто в нем живет? Прислушайтесь.

На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться.

Людям воск и мед дала

Беспокойная…

Дети: Пчела.

Воспитатель: Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела! Какую пользу приносят пчелы?

Дети: Пчелы собирают нектар, из которого делают мед. Он помогает при простуде.

Пчела: (мультимедиа) Я – пчела: маленькая, трудолюбивая. А еще меня называют медоносной. Живу в улье вместе с большой пчелиной семьей. Собираю нектар с цветов. Это моя пища. Я приношу большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.

Воспитатель: Хлопотливая пчела много меда принесла. Давайте поможем ей угостить медом других насекомых.

Игра «Хлопотливая пчела».

(Мультимедиа: кого угощает мёдом).

Составьте предложение: кого угостила пчела. Старайтесь правильно произносить все звуки. Например, Хлопотливая пчела угостила медом белого мотылька.

(Дети составляют предложения со словами: бабочка, кузнечик, стрекоза, комар, муха, божья коровка, гусеница, жук, светлячок, муравей, таракан, …) (изображены на картинках).

Воспитатель: Молодцы! Все насекомые благодарят вас и пчелу угощение. А я благодарю вас за то, что вы правильно произносили все звуки и составляли предложения.

(Дети и воспитатель под музыкальное сопровождение выполняют физкультминутку.)

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и полетел.

Воспитатель: Интересно, кто живет в этом цветке? (Предположения детей). Отгадайте загадку.

На цветке сидит цветок,

И нектар он сладкий пьет

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Правильно. Давайте поможем бабочкам закружиться в воздухе. Сделайте глубокий вдох через нос, а потом подуйте на бабочек, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек. (Выполняется 4 - 5 раз по команде).

Воспитатель: В природе существует великое множество разноцветных бабочек. Я предлагаю вам подарить бабочкам слова. Какая она? Заполним эту шкатулочку волшебными словами.

Упражнение «Бабочки - красавицы». Подобрать красивые слова для бабочек.

Дети: Красивая, прекрасная, изумительная, добрая, волшебная, разноцветная…

Воспитатель: Вы правильно выполнили задание. Бабочкам очень понравились ваши слова. Отправляемся дальше.

(Дети и воспитатель под музыкальное сопровождение отправляются в путь.)

Воспитатель: Мы с вами в сосновом бору. То слева, то справа нас обгоняют очень деловые дружные насекомые. Они несут тяжелую ношу.

В этом городе живут

Только те, кто любит труд.

Дружные жители -

Дети и родители.

То упавшую хвоинку,

То засохшую травинку -

Всё заметят, подберут.

Ведь недаром их лесными

Санитарами зовут.

Дети: Это муравьи, а живут они в муравейнике.

Воспитатель: Давайте подумаем, что могут тащить муравьи?

Дети: Соломинку, листик, кору дерева, хвойные иглы.

Воспитатель: Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес. Где-то здесь должен быть муравейник. Ой, кто-то разрушил его! Кто бы это мог быть? (Предположения детей.) Произошла страшная беда для муравьев. Они остались без дома. Давайте поможем им построить муравейник. Какую он имеет форму?

Дети: Конус.

(Ребята делятся на 2 команды и строят из песка горку - муравейник. По окончании постройки дети споласкивают и вытирают руки.)

Воспитатель: Муравьи общаются с помощью антенн - усиков. Они благодарят вас уютные муравейники и советуют поспешить: паук захватил Муху. Надо помочь ей!

Воспитатель: Смотрите - белый крест на черном фоне. Мы с вами во владениях Паука. (Мультимедиа.)

Воспитатель: А вот и он.

(Включается аудиозапись.)

Паук: «Вообще - то я отрицательный герой в стране насекомых. Ко мне в паутину попала Муха. Если выполните моё задание, я отпущу её».

(Рассказ по цепной структуре)

В лесу жил Паук. Паук плёл паутину. В паутину попала муха.

Муха просит помощи у детей. Дети освободили Муху.

А теперь я введу карточку запрета.

Каким словом можно заменить слово паук? (Он).

Муха? (Она).

Рассказ по цепной структуре с карточкой запрета.

В лесу жил Паук.

Он плёл паутину.

В паутину попала муха.

Она просит помощи у детей.

Дети освободили Муху.

Воспитатель: Как вы думаете, почему паук обижает насекомых?

Дети: Он не является насекомым.

Воспитатель: Спасли мы с вами Муху. Молодцы!

Воспитатель: Вот и подошло к концу путешествие по удивительному миру Насекомых. Пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Закройте глаза. ( Звучит волшебная музыка.)

Ну-ка, глазки, закрывайтесь,
В детский сад все возвращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем глазки открывать!

III часть. Заключительная.

Воспитатель: Снимайте шапки-невидимки. Мы в детском саду. Я предлагаю вспомнить путешествие и выбрать картинки с насекомыми, в гостях у которых мы побывали. Называть их нужно по порядку (по цепочке), а стрелочкой обозначим слово-действие дружить. (Дети выполняют задание, проговаривая предложения.)

Д ети жук

Ж ук пчела

П чела бабочка

Бабочка муравей

М уравей паук

П аук муха

- Какой момент в путешествии вам запомнился больше всего? (Ответы детей.)

- Какие задания вы выполняли во время путешествия? (Ответы детей.)

- Все ли герои в стране были насекомыми?

- Чем они отличались?

(Дети прощаются и уходят.)









Полный текст материала Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Необычайное путешествие в мир Насекомых" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шатрова Альбина Васильевна  aibina
18.05.2011 4 15975 1523

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК