Статья "Театрализованная игра как средство коррекции детей с ОНР. Этапы и направления работы"
«Театрализованная игра как средство коррекции детей с общим недоразвитием речи. Этапы и направления работы».
Петрова Елена Станиславовна, ГДОУ детский сад № 47 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, учитель-логопед высшей категории
-Позвольте Вас спросить, как давно Вы были в театре? На этой неделе? В том году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала Вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр (если он был в вашем населённом пункте)? К большому сожалению, таких заботливых мам не становиться больше год от года (хотя бы потому, что работать им приходится всё интенсивнее), да и билеты в театр нынче «кусаются». Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я имела честь преподавать года три назад, на вопрос, заданный Вам в начале моей повести, абсолютное большинство ответило отрицательно (т.е. совсем никогда!). Надо добавить, что эти дети родились и растут в Санкт-Петербурге, где в театрах, как Вы понимаете, нет недостачи.
Почему я говорю о театре? Потому что с тех пор наши дети «бывают в театре» как минимум три раза за год, приходя в гости друг к другу на спектакли. И потому, что считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах - оптимальным решением. Сам термин «оптимизация» (найден в экономико-математическом словаре) имеет значение:
«ОПТИМИЗАЦИЯ — в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных».
Я думаю, что в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), этим вариантом и будет театрализованная деятельность.
Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются - плохая восприимчивость ко всему новому и сниженная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога).
Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над театрализацией:
Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков)
Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи
Совершенствование монологической и диалогической форм речи
Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе
В нашем детском саду мы используем различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками (так называемые «стендовые» театрализованные игры), в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Давайте представим нашу работу в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка - это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.
С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т.к. от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг - ведь существует «Программа …», где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.
Этапы работы: (привожу на примере сказки «Волк и семеро козлят», старшая группа)
1. ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.
2. обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья)
3. разучивание текста, «подгонка» роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
4. изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
5. подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению ( под бубен выходит петух, а под колокольчик - коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
6. репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая игра-драматизация)
Направления:
Физкультурный руководитель - физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация) закрепляемые в подвижных играх.
Музыкальный руководитель - работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев); подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения с переключением внимания («как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в …..»); прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению.
Воспитатель – это прежде всего чтение худ.литературы; обогащение словаря; ИЗО –деятельность( цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики ( пальчиковые игры и речь с движением- это ведь как спектакль в миниатюре)
И, наконец, самое глобальное направление работы, логопедическое:
артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: « покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»)
Задания для развития речевой интонационной выразительности ( в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)
логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением», совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
Коррекционно-развивающие игры на:
- развитие памяти с расширением словарного запаса - «какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки - припомнили отгадки, провели « 4-й лишний» по отгадкам;
- слуховое восприятие - «узнай по описанию героя сказки», « нарисуй по описанию», « здесь что-то не так»- небылицы;
- логическое мышление «что сначала, что потом» (коза или козлёнок);
- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза-козлёнок, петух - …»;
- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
- звуко-слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса»)
-воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; « продолжи красиво ….», «капельки росы сверкают на солнце, как….»;
-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)
- лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)
упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы ( т.е. психогимнастика на материале любой лексической темы: «ты – козлёнок, заблудившийся в лесу», « покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», « разбили любимую чашку»… или « лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…». Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент - страх, боль, испуг, сострадание, гордость.
театральные этюды ( схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –« где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем»)
игры - драматизации (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)
Как Вы, надеюсь, понимаете, вся эта кропотливая работа является «работой» только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется «выходит из берегов» и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).
И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.
Использованная литература:
1 Борисов А.Б. «Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Елена Станиславовна
→ Lybopitnaya 17.08.2011 5 9708 743 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.