Конспект логопедического занятия "В поисках лучиков снежинки"
Г ОУ детский сад компенсирующего вида №1913
( для детей подготовительной к школе группы №6
с заключением ОНР второго года пребывания)
Составила и провела:
учитель-логопед: Василевская Л.Л.
МОСКВА
2010/2011учебный год
Цель: активизировать познавательно-речевую деятельность детей, создать
у детей позитивное настроение;
развивать социально-речевое общение детей друг с
другом и со взрослыми.
Задачи:
Познавательно-воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к явлениям природы( снегопад, метель, вьюга и т.д.;
- поощрять и поддерживать интерес к народным сказкам, пословицам и поговоркам, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, обогащать глагольный словарь;
- развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное
мышление, эмоциональную отзывчивость на увиденное;
- формировать умение иллюстрировать своё настроение, вызванное
изображениями снежинок;
- учить детей составлению авторских рассказов
Речевые задачи:
-учить детей подбирать и согласовывать прилагательные с сущ-ми р.ч.п.;
-учить детей подбирать глаголы и употреблять их в предложениях;
-учить детей подбирать рифмы и составлять двустишья;
-формировать связную речь через свои впечатления от увиденного;
- развивать монологическую речь детей.
Компетентность детей подготовительного возраста
Знания: времен года, их последовательности, беседы о приметах и изменениях в зимней природе, слушание музыки, просмотр видеороликов о зиме, снеге, снежинках, зимних праздниках, повторение народных сказок о зиме: «Морозко», «Лисичка – сестричка и серый волк», «По-щучьему веленью», «Снежная королева» и другие, изучение свойств снега, составление рассказов о снежинках, обогащение словарного запаса, заучивание стихов, составление рассказов по картинам и из личного опыта, чтение рассказа о снежинках в энциклопедии.
Ценность: воспитание любви к зиме, как одному из времён года, к родной зимней природе.
Смысл: чувствовать сопричастность к миру прекрасного.
Развивающая среда: ноутбук, телевизор, репродукции картин, видеоролики: «Баба-Яга», «Снежинки и капельки воды», вальс «Снежинок», презентация «Мы идем по сказкам».
Методические приемы: беседа, вопросы к детям, просмотр фильма, рассматривание иллюстраций из сказок.
Логика занятия
Беседа о снежинке.
Составление разрезных картинок, беседа о сказках.
Выполнение задания по звуко-буквенному анализу.
Определение названий сказочного транспорта.
Составление алгоритма и чтение по нему фразы из сказки.
Подбор рифмы и составление двустиший.
Чтение и исправление неправильно написанных пословиц.
Отгадывание ребуса от Бабы-Яги.
Беседа-доказательство: почему плохо и почему хорошо.
10. Составление авторских рассказов о снежинке.
Звучит аудиозапись загадки:
Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Над столом у лампочки.
Собрались на огонёк,
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.
Учитель-логопед: Ребята, вы догадались, что это за бабочки?
Дети: Это снежинки.
Учитель-логопед: Вы помните, как выглядит снежинка?
Дети: Да, у снежинки шесть лучей.
Учитель-логопед: А что вы можете рассказать о снежинках?
Дети: Снежинки – это твердое состояние воды.
- Снежинки образуются в облаках.
- Всего существует 248 видов снежинок.
-У снежинок бывает до 20 лучей.
- Снежинки бывают разными, в одном снегопаде может быть от 8 до 40 видов снежинок.
Учитель-логопед: Какая снежинка?
Дети: Она легкая, пушистая, резная, ажурная, парящая, кружевная и т.д.
Учитель-логопед: Что снежинка делает?
Дети: Падает, ложится, опускается, вальсирует, кружится и т.д.
Учитель-логопед: Правильно. А вы знаете, кто злейших враг снежинок зимой?
Дети: Это мороз.
Аудиозапись скрипа снега.
Учитель-логопед: Что вы услышали?
Дети: Скрип снега.
Учитель-логопед: Почему он скрипит?
Дети: Это ломаются хрупкие снежинки!
Учитель-логопед: Посмотрите, какой становится снежинка.
(На доске выставляется снежинка без лучей).
Чтобы помочь снежинке восстановить её былую красоту нам нужно отправиться на поиски лучей.
Подойдите к своим местам и соберите разрезанные картинки.
Дети подходят к своим местам и собирают разрезные картинки
Учитель-логопед: Из каких сказок у вас получились картинки.
Дети: «Заюшкина избушка», «Снежная королева», «Зимовье зверей»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «По-щучьему веленью», «Морозко».
Учитель-логопед: Что объединяет все эти сказки?
Дети: Все они зимние, во всех сказках есть зима.
Учитель-логопед: Вы догадались, где мы будем искать лучи снежинки?
Дети: Да, в сказках.
На экране появляется картинка из сказки «Зимовье»
Учитель-логопед: Ребята, в какую сказку мы попали?
Дети: «Зимовье зверей».
Учитель-логопед: Вот для нас первое задание. Переверните карточки на своих столах и соедините изображения героев сказки со схемами их имен.
Дети находят схемы слов: петух, кот, баран, гусь, бык.
Учитель-логопед: Посмотрите, у снежинки получился первый луч.
На экране появляется Емеля.
Учитель-логопед: В какую сказку мы попали?
Дети: «По-щучьему веленью».
Емеля говорит с экрана: «У меня к вам два задания. Первое, отгадайте сколько
в моём имени букв, а сколько звуков».
На доске карточка, на которой написано «ЕМЕЛЯ».
Дети считают количество букв и звуков.
Дети: В имени ЕМЕЛЯ 5 букв и 6 звуков. Потому что буква Е обозначает 2 звука.
Емеля (с экрана): «Второе задание, назовите сказочный «транспорт», на котором я ездил».
Дети: Печка.
Емеля (с экрана): «А какой сказочный транспорт вы ещё знаете?»
Дети: Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, ступа с метлой.
Емеля (с экрана): «Получите лучик!»
Учитель-логопед: Какая следующая сказка?
На экране картинка из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Д ети: «Лисичка-сестричка и серый волк».
На экране появляется лиса,
которая сидит у проруби и на хвост ловит рыбу.
Учитель-логопед: Всё ли правильно?
Дети: Нет, лиса так рыбу не ловила, так рыбу хотел поймать волк.
Учитель-логопед: Вот какая хитрая лисичка, пошутила с нами.
Ребята, посмотрите, перед нами четыре проруби и у каждой лежит рыба.
На ковре лежат четыре обруча и у каждого карточки с изображением разных рыбок.
Учитель-логопед:
Это рыба – непростая:
Постепенно возникая,
говорит она с тобой!
Буквы все поставить надо
Друг за другом
В чёткий строй.
Букву ту поставь вначале,
Где всего одна черта,
После ту, где две скрестились.
Что же дальше появилось?
Строго выбери места.
Дети делятся на четыре группы, и каждая составляет по слову: ЛОВИСЬ РЫБКА БОЛЬШАЯ МАЛЕНЬКАЯ.
У снежинки появляется третий луч.
Учитель-логопед: Теперь в какую сказку мы пришли?
Дети подходят к столу, на котором стоит иллюстрация из сказки «Заюшкина избушка» и лежат карточки с картинками.
Учитель-логопед: Вы должны подобрать рифмы и составить двустишья.
Дети подбирают рифмы, становятся парами и сочиняют двустишья.
Например: снежинка – пушинка. Падает снежинка словно, как пушинка. Дуб – суп, мы сели под дуб и ели суп и т.д.
У снежинки появляется четвертый лучик.
Учитель-логопед: А теперь перед нами царство Снежной Королевы и пройдёт через это царство тот, кто исправит ошибки в пословицах о зиме. Ведь Снежная королева любит зиму.
Дети берут с подноса карточку, читают пословицу, говорят её правильно и проходят на свои места.
Не пугай, зима: придёт осень.
Зимой морозы, а летом заносы.
В зимний холод всякий стар.
Сугроб да вьюга — два врага.
Зимой шубка — не смех.
Береги нос в большой сугроб.
Много снега – много мороза.
Правильные пословицы.
Не пугай, зима: придёт весна.
Зимой морозы, а летом грозы.
В зимний холод всякий молод.
Сугроб да вьюга — два друга.
Зимой шубка — не шутка.
Береги нос в большой мороз.
Много снега – много хлеба
У снежинки появляется пятый луч.
Учитель-логопед: Сколько лучей у нашей снежинки?
Дети: пять.
Учитель-логопед: Мы близки к цели.
На экране появляется Баба-Яга из сказки «Морозко»
Баба-яга: Ха-ха-ха! Лучик захотели достать, не видать вам его! У вас не просто картинки, я в них свои любимые слова «заколдовала», переверните картинки и увидите!
Дети переворачивают картинки, которые они собирали в начале занятия.
На обратной стороне непонятные значки.
Учитель-логопед: Что же делать? Кто нам поможет? А в какой мы сказке?
Дети: «Морозко».
Учитель-логопед: Кто в этой сказке самый добрый?
Дети: Настенька.
Учитель-логопед: Что же нам прислала Настенька?
Дети отгадывают ребус.
ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА Учитель-логопед достает шкатулку.
Учитель-логопед: В сундучке-то ключ к отгадке.
Учитель-логопед раздаёт детям карточки, на которых написана расшифровка каждого знака. (Знак - буква)
Дети вставляют буквы так, как показывает знак, у них получаются слова:
СНЕГОПАД, ЛЁД, МЕТЕЛЬ.
Учитель-логопед: Почему же это любимые слова Бабы-Яги?
Что плохого, когда лёд кругом.
Дети: Скользко, можно упасть, когда реки покрываются льдом, рыбам не хватает кислорода, когда деревья покрываются льдом, то почки замерзают, можно по льду пойти и провалиться.
Учитель-логопед: А чем плох снегопад?
Дети: Когда много снега, то тяжело пройти и проехать, можно застрять в снегу и погибнуть.
Учитель-логопед: А метель?
Дети: Метель заметает все дороги, сильный ветер, тяжело дышать, глаза не откроешь, дороги не найдёшь.
Учитель-логопед: Давайте превратим эти слова в хорошие, и чары Бабы-Яги исчезнут.
Дети: Лёд – это хорошо. По льду можно кататься на коньках, можно льдом украшать снежные постройки. Когда крепкий лёд на реке, то можно перейти на её другой берег, даже если нет моста.
Снегопад – это хорошо, потому что снег покрывает землю, и все растения не замерзают, так сохраняются озимые хлеба. Много снега - много хлеба. Когда много снега, мы можем кататься на санках, на лыжах, играть в снежки.
Метель наметает сугробы, засыпает кусты, заметает заячьи следы, и волк не поймает зайчика.
Учитель-логопед: Посмотрите на снежинку. Мы нашли все шесть лучей.
Учитель-логопед: У меня в руках волшебная палочка. Я сейчас буду вас «превращать» в снежинки, а в какую снежинку превратится каждый из вас, он расскажет.
Предполагаемые рассказы детей.
Я - снежинка, я пушинка. Посмотрите, как легко я кружусь в своём танце. У меня ажурные лучики и кружевной воротничок. Я само совершенство.
Вы думаете, я пушинка? Вы думаете, я перышко? Нет, я невесомая снежинка, парящая в воздухе. Я красивая, легкая, резная, вальсирующая. Как мне хорошо лететь вместе со своими подружками и смотреть на волшебный зимний лес.
Учитель-логопед: Покружитесь, снежинки, в своем последнем танце, ведь скоро придёт весна, и вы превратитесь…..
Дети: В капельки воды.
На экране видеоклип, под него дети исполняют танец снежинок.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Василевская Лариса Леонидовна
→ Сабелла 05.11.2011 5 4296 660 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.