Конспект логопедического занятия "В поисках лучиков снежинки"




Г ОУ детский сад компенсирующего вида №1913
















( для детей подготовительной к школе группы №6

с заключением ОНР второго года пребывания)

















Составила и провела:

учитель-логопед: Василевская Л.Л.






МОСКВА

2010/2011учебный год





Цель: активизировать познавательно-речевую деятельность детей, создать

у детей позитивное настроение;

развивать социально-речевое общение детей друг с

другом и со взрослыми.





Задачи:

Познавательно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к явлениям природы( снегопад, метель, вьюга и т.д.;

- поощрять и поддерживать интерес к народным сказкам, пословицам и поговоркам, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, обогащать глагольный словарь;

- развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное

мышление, эмоциональную отзывчивость на увиденное;

- формировать умение иллюстрировать своё настроение, вызванное

изображениями снежинок;

- учить детей составлению авторских рассказов






Речевые задачи:

-учить детей подбирать и согласовывать прилагательные с сущ-ми р.ч.п.;

-учить детей подбирать глаголы и употреблять их в предложениях;

-учить детей подбирать рифмы и составлять двустишья;

-формировать связную речь через свои впечатления от увиденного;

- развивать монологическую речь детей.













Компетентность детей подготовительного возраста


Знания: времен года, их последовательности, беседы о приметах и изменениях в зимней природе, слушание музыки, просмотр видеороликов о зиме, снеге, снежинках, зимних праздниках, повторение народных сказок о зиме: «Морозко», «Лисичка – сестричка и серый волк», «По-щучьему веленью», «Снежная королева» и другие, изучение свойств снега, составление рассказов о снежинках, обогащение словарного запаса, заучивание стихов, составление рассказов по картинам и из личного опыта, чтение рассказа о снежинках в энциклопедии.

Ценность: воспитание любви к зиме, как одному из времён года, к родной зимней природе.


Смысл: чувствовать сопричастность к миру прекрасного.


Развивающая среда: ноутбук, телевизор, репродукции картин, видеоролики: «Баба-Яга», «Снежинки и капельки воды», вальс «Снежинок», презентация «Мы идем по сказкам».

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, просмотр фильма, рассматривание иллюстраций из сказок.



Логика занятия

  1. Беседа о снежинке.

  2. Составление разрезных картинок, беседа о сказках.

  3. Выполнение задания по звуко-буквенному анализу.

  4. Определение названий сказочного транспорта.

  5. Составление алгоритма и чтение по нему фразы из сказки.

  6. Подбор рифмы и составление двустиший.

  7. Чтение и исправление неправильно написанных пословиц.

  8. Отгадывание ребуса от Бабы-Яги.

  9. Беседа-доказательство: почему плохо и почему хорошо.

10. Составление авторских рассказов о снежинке.










Звучит аудиозапись загадки:

Легкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Над столом у лампочки.

Собрались на огонёк,

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.




Учитель-логопед: Ребята, вы догадались, что это за бабочки?

Дети: Это снежинки.

Учитель-логопед: Вы помните, как выглядит снежинка?

Дети: Да, у снежинки шесть лучей.


Учитель-логопед: А что вы можете рассказать о снежинках?

Дети: Снежинки – это твердое состояние воды.

- Снежинки образуются в облаках.

- Всего существует 248 видов снежинок.

-У снежинок бывает до 20 лучей.

- Снежинки бывают разными, в одном снегопаде может быть от 8 до 40 видов снежинок.


Учитель-логопед: Какая снежинка?

Дети: Она легкая, пушистая, резная, ажурная, парящая, кружевная и т.д.

Учитель-логопед: Что снежинка делает?

Дети: Падает, ложится, опускается, вальсирует, кружится и т.д.

Учитель-логопед: Правильно. А вы знаете, кто злейших враг снежинок зимой?

Дети: Это мороз.


Аудиозапись скрипа снега.


Учитель-логопед: Что вы услышали?

Дети: Скрип снега.

Учитель-логопед: Почему он скрипит?

Дети: Это ломаются хрупкие снежинки!

Учитель-логопед: Посмотрите, какой становится снежинка.


(На доске выставляется снежинка без лучей).


Чтобы помочь снежинке восстановить её былую красоту нам нужно отправиться на поиски лучей.

Подойдите к своим местам и соберите разрезанные картинки.


Дети подходят к своим местам и собирают разрезные картинки














Учитель-логопед: Из каких сказок у вас получились картинки.

Дети: «Заюшкина избушка», «Снежная королева», «Зимовье зверей»,

«Лисичка-сестричка и серый волк», «По-щучьему веленью», «Морозко».

Учитель-логопед: Что объединяет все эти сказки?

Дети: Все они зимние, во всех сказках есть зима.

Учитель-логопед: Вы догадались, где мы будем искать лучи снежинки?

Дети: Да, в сказках.


На экране появляется картинка из сказки «Зимовье»


Учитель-логопед: Ребята, в какую сказку мы попали?

Дети: «Зимовье зверей».

Учитель-логопед: Вот для нас первое задание. Переверните карточки на своих столах и соедините изображения героев сказки со схемами их имен.


Дети находят схемы слов: петух, кот, баран, гусь, бык.










Учитель-логопед: Посмотрите, у снежинки получился первый луч.


На экране появляется Емеля.


Учитель-логопед: В какую сказку мы попали?

Дети: «По-щучьему веленью».


Емеля говорит с экрана: «У меня к вам два задания. Первое, отгадайте сколько

в моём имени букв, а сколько звуков».


На доске карточка, на которой написано «ЕМЕЛЯ».












Дети считают количество букв и звуков.


Дети: В имени ЕМЕЛЯ 5 букв и 6 звуков. Потому что буква Е обозначает 2 звука.


Емеля (с экрана): «Второе задание, назовите сказочный «транспорт», на котором я ездил».

Дети: Печка.

Емеля (с экрана): «А какой сказочный транспорт вы ещё знаете?»

Дети: Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, ступа с метлой.

Емеля (с экрана): «Получите лучик!»

Учитель-логопед: Какая следующая сказка?

На экране картинка из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Д ети: «Лисичка-сестричка и серый волк».


На экране появляется лиса,

которая сидит у проруби и на хвост ловит рыбу.






Учитель-логопед: Всё ли правильно?

Дети: Нет, лиса так рыбу не ловила, так рыбу хотел поймать волк.

Учитель-логопед: Вот какая хитрая лисичка, пошутила с нами.

Ребята, посмотрите, перед нами четыре проруби и у каждой лежит рыба.

На ковре лежат четыре обруча и у каждого карточки с изображением разных рыбок.


Учитель-логопед:

Это рыба – непростая:

Постепенно возникая,

говорит она с тобой!

Буквы все поставить надо

Друг за другом

В чёткий строй.

Букву ту поставь вначале,

Где всего одна черта,

После ту, где две скрестились.

Что же дальше появилось?

Строго выбери места.


Дети делятся на четыре группы, и каждая составляет по слову: ЛОВИСЬ РЫБКА БОЛЬШАЯ МАЛЕНЬКАЯ.























У снежинки появляется третий луч.


Учитель-логопед: Теперь в какую сказку мы пришли?

Дети подходят к столу, на котором стоит иллюстрация из сказки «Заюшкина избушка» и лежат карточки с картинками.

Учитель-логопед: Вы должны подобрать рифмы и составить двустишья.

Дети подбирают рифмы, становятся парами и сочиняют двустишья.

Например: снежинка – пушинка. Падает снежинка словно, как пушинка. Дуб – суп, мы сели под дуб и ели суп и т.д.



















У снежинки появляется четвертый лучик.


Учитель-логопед: А теперь перед нами царство Снежной Королевы и пройдёт через это царство тот, кто исправит ошибки в пословицах о зиме. Ведь Снежная королева любит зиму.

Дети берут с подноса карточку, читают пословицу, говорят её правильно и проходят на свои места.



Не пугай, зима: придёт осень.

Зимой морозы, а летом заносы.

В зимний холод всякий стар.

Сугроб да вьюга — два врага.

Зимой шубка — не смех.

Береги нос в большой сугроб.

Много снега – много мороза.


Правильные пословицы.

Не пугай, зима: придёт весна.

Зимой морозы, а летом грозы.

В зимний холод всякий молод.

Сугроб да вьюга — два друга.

Зимой шубка — не шутка.

Береги нос в большой мороз.

Много снега – много хлеба


У снежинки появляется пятый луч.


Учитель-логопед: Сколько лучей у нашей снежинки?

Дети: пять.

Учитель-логопед: Мы близки к цели.


На экране появляется Баба-Яга из сказки «Морозко»

Баба-яга: Ха-ха-ха! Лучик захотели достать, не видать вам его! У вас не просто картинки, я в них свои любимые слова «заколдовала», переверните картинки и увидите!


Дети переворачивают картинки, которые они собирали в начале занятия.


На обратной стороне непонятные значки.

Учитель-логопед: Что же делать? Кто нам поможет? А в какой мы сказке?

Дети: «Морозко».

Учитель-логопед: Кто в этой сказке самый добрый?

Дети: Настенька.

Учитель-логопед: Что же нам прислала Настенька?

Дети отгадывают ребус.


ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА Учитель-логопед достает шкатулку.












Учитель-логопед: В сундучке-то ключ к отгадке.

Учитель-логопед раздаёт детям карточки, на которых написана расшифровка каждого знака. (Знак - буква)

Дети вставляют буквы так, как показывает знак, у них получаются слова:

СНЕГОПАД, ЛЁД, МЕТЕЛЬ.




















Учитель-логопед: Почему же это любимые слова Бабы-Яги?

Что плохого, когда лёд кругом.

Дети: Скользко, можно упасть, когда реки покрываются льдом, рыбам не хватает кислорода, когда деревья покрываются льдом, то почки замерзают, можно по льду пойти и провалиться.

Учитель-логопед: А чем плох снегопад?

Дети: Когда много снега, то тяжело пройти и проехать, можно застрять в снегу и погибнуть.

Учитель-логопед: А метель?

Дети: Метель заметает все дороги, сильный ветер, тяжело дышать, глаза не откроешь, дороги не найдёшь.

Учитель-логопед: Давайте превратим эти слова в хорошие, и чары Бабы-Яги исчезнут.

Дети: Лёд – это хорошо. По льду можно кататься на коньках, можно льдом украшать снежные постройки. Когда крепкий лёд на реке, то можно перейти на её другой берег, даже если нет моста.

Снегопад – это хорошо, потому что снег покрывает землю, и все растения не замерзают, так сохраняются озимые хлеба. Много снега - много хлеба. Когда много снега, мы можем кататься на санках, на лыжах, играть в снежки.

Метель наметает сугробы, засыпает кусты, заметает заячьи следы, и волк не поймает зайчика.


Учитель-логопед: Посмотрите на снежинку. Мы нашли все шесть лучей.













Учитель-логопед: У меня в руках волшебная палочка. Я сейчас буду вас «превращать» в снежинки, а в какую снежинку превратится каждый из вас, он расскажет.

Предполагаемые рассказы детей.

Я - снежинка, я пушинка. Посмотрите, как легко я кружусь в своём танце. У меня ажурные лучики и кружевной воротничок. Я само совершенство.


Вы думаете, я пушинка? Вы думаете, я перышко? Нет, я невесомая снежинка, парящая в воздухе. Я красивая, легкая, резная, вальсирующая. Как мне хорошо лететь вместе со своими подружками и смотреть на волшебный зимний лес.


Учитель-логопед: Покружитесь, снежинки, в своем последнем танце, ведь скоро придёт весна, и вы превратитесь…..

Дети: В капельки воды.

На экране видеоклип, под него дети исполняют танец снежинок.








Полный текст материала Конспект логопедического занятия "В поисках лучиков снежинки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Василевская Лариса Леонидовна  Сабелла
05.11.2011 5 4305 660

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК