Использование презентации во время артикуляционной гимнастики

Использование презентации во время артикуляционной гимнастики

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком среднего возраста (диагноз: ОНР 3 ур., дизартрический синдром, ДЦП)


АБДУЛЛИНА ЛИЛИЯ МАРАТОВНА, УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД,

МДОУ "ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6"

Г.САЛАВАТ РБ


ТЕМА: «В ГОСТЯХ У ГНОМИКОВ».


Цель: развитие артикуляционной моторики и формирование фонематических представлений.


Задачи:

1. Подготовка артикуляционной базы для постановки звука «Р».

2. Постановка звука «Р» механическим способом.

3. Дифференциация звуков «А», «О», «У» по акустическим и артикуляционным признакам.

4. Формирование умения выделять гласный звук в начале слова.

5. Развитие мелкой и общей моторики.

6. Развитие чувства ритма.

7. Воспитание умения сопереживать чувствам других.


Оборудование:

салфетки, ватные палочки, чайная ложка, стакан с тёплой водой;

магнитная доска-мольберт и магнитики;

музыкальная запись «Туки-ток…» Железновой Е. (mp3 формат);

компьютер;

презентация «Сказка о гномике».

Демонстрационный материал:

«колобки»-буквы (А, О, У);

предметные картинки: аист, апельсин, облако, осы, улитка, утюг.


Ход:


I. Организационный этап. Пальчиковая гимнастика.


- Сегодня я хочу пригласить тебя в гости к маленьким гномикам.


Жили-были в домике


Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.


1, 2, 3, 4, 5 –

Стали гномики стирать:

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Мики – умница был,


Всем водичку носил.


соединяем ладони под прямым углом над головой – делаем «крышу»

одна ладонь над другой на расстоянии ок. 5 см.

загибаем пальцы на поражённой руке, начиная с мизинца, помогаем пальцами сохранной руки

хлопки

трём кулачками друг о друга

пальцами сохранной руки растираем мизинец

--//--безымянный

--//--средний

--//--указательный

сгибаем большой палец пару раз, остальные согнуты в кулачке

большой палец по-очерёдно касается всех остальных


II. Основной этап.


1. Артикуляционная гимнастика. Комплекс для зв. «Р» (все упражнения выполняются по 2-3 раза).


Логопед: Давай познакомимся поближе с гномиком по имени Мики.

(слайд № 1)

Логопед: У Микки есть мечта – он очень хочет стать большим. Вот таким!

(слайд № 1, действие-увеличение)

Упражнение «Лопата».

Язык широкий положу

И тихонько подержу.

Язычку нравиться лежать

Под счёт: 1, 2, 3, 4, 5!

(положить широкий язык на нижнюю губу, логопед помогает расслабить язык с помощью тёплой ложки)


Логопед: Но, к сожалению, наш гномик был маленьким.

(слайд № 1, действие-уменьшение))

Упражнение «Иголка».

Мышцы языка у нас

Напрягаются сейчас.

Мышцы напрягаю,

Язык в иголку превращаю.

(логопед предлагает вытянуть язык вперёд и дотронуться им до ватной палочки, тем самым вызывая напряжение и сужение кончика языка)


(чередование «Лопата-Иголка», с одновременной демонстрацией увеличения-уменьшения картинки слайда № 1)


Логопед: Гномик был очень добрым. Однажды он принёс мышатам целый мешок зерна и высыпал его на опушке леса. Радостные мышата набили полные щёки зерном

(слайд № 2)

И понесли в свои домики. Где живут мышата? Правильно, в норках.

(слайд № 3)

Упражнение «Качели».

Вниз-вверх, вниз-вверх

Снуёт мышонок ловко.

И вот к зиме готова

Мышиная кладовка.

(спрятать язык за нижние зубы, затем за верхние зубы, логопед ватной палочкой помогает найти нужное место)

(одновременно демонстрируются слайды № 2-3)


Логопед: Однажды гномик залез на горку

(слайд № 4)

и увидел грибную поляну.

(слайд № 4, действие-передвижение)

Грибов было так много, что все даже не поместились в его корзину.

Упражнение «Грибок».

(широкий язык присосать к нёбу так, чтобы была видна «ножка гриба» - растянутая подъязычная уздечка; логопед помогает путём напоминания: «Какие вкусные грибочки!», и делает мягкое цокающее движение)


Логопед: Когда гномик возвращался домой, поднялся сильный ветер.

(слайд № 5)

Он срывал листья с деревьев,

(слайд № 5, действие–ветер)

опрокинул корзину с грибами, да и сам гномик чуть не улетел следом. Его спасло дерево, за которое он держался изо всех сил.

Я предлагаю тебе превратиться в ветерок. Но сначала нам нужно приготовить листочки.

(рвут салфетку на кусочки)

Упражнение «Ветерок».

(логопед держит раскрытую ладонь с кусочками рваной бумаги сначала чуть выше рта ребёнка, затем на уровне носа; ребёнок дует с высунутым широким языком, щёки не должны надуваться)


Логопед: Ночью гномик Мики любил сидеть под ветвистым дубом и смотреть на звёзды и луну.

(слайд № 6)

Давай поможем ему сосчитать звёздочки.

Упражнение «Молоток».

(рот полуоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке, языком постучать по бугоркам за верхними зубами: дддд…; логопед ватной палочкой помогает найти бугорки)


Логопед: Как-то раз Мики приснился сон, в котором он взял свою любимую балалайку.

(слайд № 6)

Упражнение «Индюк».

(рот полуоткрыт, широким языком водить по нёбу вперёд-назад, подключить голос)


Логопед: И вместе со своей любимой балалайкой гномик Мики полетел на ракете к далёким звёздам. Моторчик у ракеты пел песенку.

(слайд № 6, действие-полёт)

Упражнение «Моторчик».

(ребенок произносит: дддддд, логопед ватной палочкой под языком создает вибрацию)


2. Дифференциация звуков «А», «О», «У» по акустическим и артикуляционным признакам.


Логопед: Вдруг гномик услышал странный звук, будто кто-то плачет: ААА…

(логопед предлагает ребёнку повторить)

Логопед: Выглянул гномик из своего домика – никого нет. Увидел только красные ботиночки.

(логопед демонстрирует красные ботиночки)

Логопед: Это что за невидимка в красных ботинках? –удивился гномик.

Это звук «А».

(логопед показывает картинку – «колобок-звук А», предлагает ребёнку разместить картинку на доске)

Логопед: Посмотри, как звук «А» широко открывает ротик, когда плачет.

(ребёнок повторяет перед зеркалом)


Логопед: Вдруг опять раздался странный звук, будто кто-то грустит: ООО…

(логопед предлагает ребёнку повторить)

Логопед: Выглянул гномик из своего домика – и увидел только красные ботиночки.

(логопед демонстрирует красные ботиночки)

Логопед: Это что за невидимка в красных ботинках? – спросил гномик.

Это звук «О».

(логопед показывает картинку – «колобок-звук О», предлагает ребёнку разместить картинку на доске)

Логопед: Посмотри, как звук «О» открывает ротик, когда грустит. Какой формы становятся его губы? Правильно, овальной.

(ребёнок повторяет перед зеркалом)


Логопед: И тут прямо над головой гномика кто-то громко и протяжно завыл: УУУ …

(логопед предлагает ребёнку повторить)

Логопед: Поднял гномик голову – и снова увидел красные ботиночки.

(логопед демонстрирует красные ботиночки)

Логопед: Гномик догадался, что это тоже звук. Какой? Верно, это звук «У».

(логопед показывает картинку – «колобок-звук У», предлагает ребёнку разместить картинку на доске)

Логопед: Посмотри, как звук «У» вытягивает губы трубочкой, когда воет.

(ребёнок повторяет перед зеркалом)


3. Динамическая пауза. Темпо-ритмическое упражнение «Туки-ток…».


Логопед: Чтобы звуки «А», «О», «У» больше не плакали, не грустили и не выли, добрый гномик Микки решил станцевать для них весёлый танец. Давай станцуем вместе с ним. Будем стучать кулачками на «стучащие слова».


4. Выделение первого гласного звука в словах.


Логопед: Теперь у наших звуков хорошее настроение. Чтобы он всегда оставалось таким, я предлагаю подарить им картинки на память. Посмотри на картинки. Что это? Кто это?

(ребенок называет: АИСТ, УЛИТКА, ОСЫ, АПЕЛЬСИН, ОБЛАКО, УТЮГ)

Логопед: Какой звук слышится в начале слова?

(ребёнок выделяет первый звук, размещает картинки на доске, логопед обращает внимание на ротик у звука, при необходимости смотрят в зеркало)


III. Итог.



Полный текст материала Использование презентации во время артикуляционной гимнастики смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абдуллина Лилия Маратовна  _logoped_
10.12.2011 6 15103 2516

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК