Урок развития речи "Дикие животные нашего края. Медведь"
-
Ирина Валентиновна Бобкова,
учитель высшей КК
ГКОУ СО «Богдановичская СКОШИ»
Тема. Дикие животные нашего края. Медведь
Задачи:
уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», закрепление в речи учащихся обобщающего понятия дикие животные, отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных;
коррекция зрительной памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания, развитие речевого дыхания, умения отвечать на вопросы полными ответами;
воспитание базовых эмоций личности, бережного отношения к природе.
Ход урока
Организационный момент
Эмоциональный настрой
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
Упражнение по развитию памяти «Запомни ряд картинок»
Запомните 5 картинок с изображением животных. Что изменилось? (Картинки перевёрнуты и с обратной стороны пронумерованы.)
Назовите цифры, которыми пронумерованы картинки. Что было изображено под №5? И т. д.
Повторение изученного материала. Обобщающая беседа о диких животных
Отгадывание загадок (Презентация)
Выберите картинки, о которых вы прочитаете. (Ученики по очереди читают вслух загадки.)
Рыжая, пушистая, бегает зимой, заметает след метлой. (Лиса) СЛАЙД 2
Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц) СЛАЙД 3
В дупле на старом дубе
Живу в густом лесу,
Хожу в пушистой шубе,
Орешки я грызу. (Белка) СЛАЙД 4
Зимой спит,
Летом улья ворошит! (Медведь) СЛАЙД 5
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (Ёж) СЛАЙД 6
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк) СЛАЙД 7
Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось) СЛАЙД 8
О каких животных вы прочитали? Что значит «дикие животные»?
Дыхательная гимнастика «Что у кого внутри?»
У медведя – сопелка. (Глубокий вдох, короткие выдохи через нос.)
У ёжика – пыхтелка. (Вдох через нос, короткие выдохи через сомкнутые зубы: ф-ф-ф.)
У волка – урчалка. (Вдох черед нос, выдох через рот, длительный: у – у – у…)
«Кто где живет». Составление предложений по схеме: существительное + глагол + существительное в предложном падеже
Дома диких животных называются по-разному: нора, берлога, дупло, гнездо, логово.
Составьте предложения с данными словами: нора (Лиса живет в норе); берлога (Медведь спит в берлоге); дупло (Белка живет в дупле); куст (Заяц спит под кустом).
Выделяйте предлоги.
Образование притяжательных прилагательных от названий животных
Нора лисы – лисья нора,
лапы лисы – лисьи лапы,
хвост лисы – лисий хвост,
шуба из лисы – ...,
уши лисы – ...,
нос лисы – ...;
шкурка белки – беличья шкурка,
лапы белки – ...,
хвост белки – ...
уши белки – ...;
берлога медведя – медвежья берлога,
хвост медведя – ...,
уши медведя – ...,
лапы медведя – ...
«Кто чем питается». Составление предложений по схеме: существительное в именительном падеже + глагол + существительное в винительном падеже
Лось жуёт мох, кору.
Белка грызёт орехи, жёлуди, грибы, шишки.
Заяц грызёт морковку, капусту, кору осины.
Медведь ест малину, мёд.
Лиса ест рыбу, мышей, зайцев, ворон.
Ёжик ест букашек, жуков, лягушек, мышей.
Детёныши диких животных. Употребление названий в единственном и множественном числе. Составление предложений с предлогом «у»
У белки бельчонок, бельчата.
У зайца зайчонок, зайчата.
У медведя? (У волка? У лисы? У ежа? У лося?)
Игра «Доскажи словечко». Образование уменьшительной формы существительного
Лесные звери отправились на прогулку по лесу.
За мамой лисицей крался …лисёнок.
За мамой волчихой топал …волчонок.
За мамой медведицей шёл … медвежонок.
За мамой кабанихой бежал … поросёнок.
За мамой зайчихой скакал… зайчонок.
За мамой ежихой бежал… ежонок.
За мамой лосихой шёл …лосёнок.
За мамой белкой прыгал…бельчонок.
Узнавание и характеристика ежа (тема предыдущего урока)
Поднимите руки, когда услышите фразу о еже:
«Он живёт в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-за куста. Питается он мёдом, вареньем. Он любит молоко, грибы, жёлуди. У него есть два крыла. Если он свернётся в клубок, нет ни головы, ни ног».
Выберите из предложенных шаблонов тот, который напоминает ежа; подберите из предложенных цветовых полосок ту, которая напоминает цвет его иголок; выберите картинки с изображением пищи, которую он ест.
Физминутка
По тропинке мы пошли
Шишку нашли,
Подняли,
В корзину положили
Дальше пошли.
Шли, шли, белкин гриб нашли,
Подняли,
Белке бросили в дупло,
Опять пошли.
Заячьи следы нашли,
Присели, посмотрели
Дальше пошли.
Шли, шли ёжика нашли
Ёж свернулся в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Изучение нового материала
Вводная беседа «Угадай, кто это?»
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проспавшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной…(медведь). СЛАЙД 9
Сообщение темы урока
Найдите картинку, контур тела из шаблонов, подберите окраску (белый и бурый медведь). Какие у него тело, шерсть, лапы, повадки, привычки? И т.д.
Рассказ учителя о медведе
Медведя знают все. Он – «хозяин леса». Это очень крупное, сильное, мощное и хищное (особенно весной) животное. В высоту он может достигать 2-3 метров.
Бывают белые медведи, которые живут в снегах (СЛАЙД 10), и бурые, которые живут в лесах (СЛАЙД 11).
Зимой медведь спит в берлоге; у него в это время появляется потомство. (СЛАЙД 12)
Как называют детей медведя? Они появляются в берлоге и за весну подрастают, питаясь молоком медведицы. Весной медведь с медвежатами выходит из берлоги.
Это опасный хищник, пожирающий всё – от маленьких мышей до лосей, овец, коз. Однако любит он и растительную пищу: травы, корешки, ягоды, фрукты. Медведь – большой лакомка. В малиннике он может просидеть весь день. А мёд любит так, что даже имя своё получил из-за мёда: мед – ведь (ведает, где мёд).
Физминутка
Три медведя шли домой, (Дети идут по кругу)
Папа был большой-большой, (Руки – вверх)
Мама – чуть поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок – малютка просто, (Присели)
Очень маленький он был, (Покачивание в приседе)
С погремушками ходил. («Звенят» погремушками)
Составление описательного рассказа о диком животном по плану
Как называется животное? Какое оно?
Где живет? Как проводит зиму?
Как передвигается?
Назвать части туловища, используя прилагательные (короткий, маленький, кругленький, пушистый).
Чем питается?
Как называются его детеныши?
Какие эмоции вызывает у вас это животное? (испуг, страх, боязнь, осторожность.)
Закрепление изученного материала
«Догадайся, кто это?» Дополнение и воспроизведение словосочетаний
Рыжая, пушистая, хитрая... (лиса).
Злой, серый, клыкастый... (волк).
Большой, мохнатый, косолапый … (медведь).
«Путаница»
У лисы есть рога?
У лисы нет рогов.
У медведя большой хвост?
У медведя нет большого хвоста, у медведя маленький хвост. И т. д.
Итог
Домашнее задание
Составить описательный рассказ по своему рисунку. (Приложение 1)
Источники
Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
Раскраски http://www.logoprog.ru/paintpict/
|
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бобкова Ирина Валентиновна
→ Андрианова7647 08.01.2012 3 10827 1952 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.