Развитие речевого творчества детей
Рубан Ирина Владимировна
Должность: Учитель - логопед
Квалификационная категория: Первая
Полное название образовательного учреждения:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учереждение детский сад общеразвивающего вида №24 «Радуга» гю Туапсе Краснодарского края
Развитие речевого творчества детей
на логопедических занятиях.
В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результате речь старших дошкольников отличается скудностью словарного запаса, плохой дикцией, слабой выразительностью.
Уровни проявления речевого творчества у детей
старшего дошкольного возраста.
1. Высказывания детей.
Высокий. Высказывания детей точные, полные, содержательные,
хорошо аргументированные. Свободная интерпретация
художественных образов.
Средний. Высказывания точны, но мало аргументированы, при
интерпретации речь не развернута, ориентирована на
стандарт, образец, трафарет.
Низкий. Ребенок молчит или дает односложные ответы, возни-
кает необходимость в постоянной активизации речевых
высказываний.
2. Выразительность речи.
1. Высокий. Речь ребенка интонационно окрашена, подкреплена ми-
микой, движениями, жестами.
2. Средний. Речь эмоционально окрашена.
3. Низкий. Слабая эмоциональная окраска.
Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи на логопедических занятиях. Развитие речевого
творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.
В этом помогают игры – беседы, развивающие воображение ребенка,
логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других,
увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспи-тывают бережное отношение ко всему, что их окружает.
Обязательное условие – проведения игр после наблюдений, рассмат-ривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы.
Желательно, чтобы в играх присутствовал элемент психодрамы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение
Так как то, что пропущено через чувства ребенка, обязательно оставляет след.
Темы игр-бесед:
«Представь, что ты снежинка».
«Если бы я был паучком».
«Представь себе, что ты носовой платочек»
«Я – осенний листочек».
«Знаешь ли ты себя?»
«Я – принцесса-лягушка».
«Бантик».
«Родной язык, - писал Я. Корчак, - это не нарочно придуманные для ре-бенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисо-вать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами»,
Ребенку захочется
сказать о чем-то своем и по-своему. Только
в речевой практике он поймет, что с
помощью родного языка можно творить
чудеса.
А вот, чтобы разбудить
творческое воображение, нужны путешествия
в страну «Сочиняйку».
Темы бесед:
«Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».
«Сочини сказку».
«Словесные зарисовки».
«Сочини загадку».
«сказочные истории».
Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практическо- го осознания элементов языка.
Игры и упражнения:
«Кто больше назовет слов со звуком …?»
«Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук …»
«Определи место звука в слове».
«Определи количество согласных и гласных звуков в слове».
«Сколько звуков в слове?»
«Определи последовательность звуков в слове».
«Придумай слово на заданный звук (слог)».
«Сколько частей в слове?»
«Волшебник-Ударение».
Упражнения на словоизменение и словообразование.
Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.
Составление схем предложений.
Распространение предложений.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.
Подбор эпитетов к героям сказок.
Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе».)
Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)
Подбор паронимов.(Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)
Рассказы-сравнения.
Пересказ рассказов и сказок.
Рассказы-сравнения.
Приемы обучения составлению творческого рассказа.
В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составле-
нию сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного.
На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал, а также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые ограничен- но включает тот или иной вид работы над рассказом.
1. Замена в фактическом материале одной какой-либо детали, эпизода.
2. Варьирование рассказов на одну и ту же тему дают основу для сос- тавления различных рассказов на одну и ту же тему.
3. Придумывание конца к рассказу, начатому логопедом.
4. Составление творческих рассказов по одной из серии сюжетных кар-
тинок до и после событий, показанных на картинках.
5. Творческий рассказ об игрушке – не описательный, а сюжетный.
Например, что случилось с медвежонком, который попал ночью в детский сад.
6. Составление рассказа на определенную тему, например: «Путешест-
вие в космос», «Поездка на волшебном самокате», «Рассказ бывалого капитана» и т.д.
7. Придумывание несложных сказок.
Вывод: необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дош-
кольного возраста /методическое пособие/. – М., Творческий
Центр, 2002.
Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М.,
1999.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.-
«Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2003.
Волкова Л.С. Логопедия. – М., «Просвещение», 1989.
Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М. «Владос», 1996.
Выгодская И.Г., Пелингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания в игро-
вых ситуациях. – М., «Просвещение», 1993.
Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников для дошкольников.
М., «Просвещение», 1999.
Калягин В.А. Если ребенок заикается. – Санкт-Петербург «ПИТЕР», 1998.
Лазаренко О.И., Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей
5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., «Аркти», 2001.
Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.
Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедии-
ческих занятий. – М., «Владос», 1994.
Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – Санкт-Пе-
тербург. «Детство-Пресс», 2002.
Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001.
Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М., 2002.
Рубан Ирина Владимировна
Должность: Учитель - логопед
Квалификационная категория: Первая
Полное название образовательного учреждения:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учереждение детский сад общеразвивающего вида №24 «Радуга» гю Туапсе Краснодарского края
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рубан Ирина Владимировна
→ rubani 22.03.2012 1 12864 821 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.