Психолого-логопедические коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста
Рубан Ирина Владимировна
Должность: Учитель - логопед
Квалификационная категория: Первая
Полное название образовательного учреждения:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учереждение детский сад общеразвивающего вида №24 «Радуга» г. Туапсе Краснодарского края
ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель:
- развитие у детей умения преодолевать речевой дефект и его проявления;
- развитие у детей эмоциональной сферы, образности речи, коммуникатив-
ных навыков, творческих способностей, воображения, самооценки и взаи-
мооценки, наблюдательности, воспитание основ нравственности;
- профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкну-
тости, тревожности.
Задачи:
- сформировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его
месте в окружающем мире;
- активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности
детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осоз-
нанию собственной внутренней позиции, формированию собственных
ценностных ориентаций;
- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения
эталонов и образцов, представленных в культуре;
- развивать умение чувствовать и понимать другого человека;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться
за другого;
- способствовать развитию творческих способностей и воображению, ин-
дивидуальному самовыражению детей;
- развивать любознательность, наблюдательность;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Структура занятий:
- постоянный ритуал начала занятий;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционный массаж;
- игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситу-
ации, дидактические игры;
- этические сказки, пластические этюды, рассказы, пересказы;
- обсуждения занятия с детьми;
- ритуал прощания.
Занятия проводятся два раза в неделю с обязательным закреплением содер- жания в повседневной жизни.
Курс рассчитан на старшую и подготовительную к школе группы.
Данная методика направлена на формирование у детей определенных черт характера, умений и навыков активного поведения, самостоятельных форм об-
щения. Она способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи меж-
ду логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для
закрепления инициативного поведения и правильной речи детей вне специаль-
ных занятий.
Логопедические занятия строятся на основе программного материала с
учетом логопедических задач каждого этапа коррекционной работы.
Этапы коррекционной работы:
1 этап – режим молчания,
2 этап – шепотная речь,
3 этап – сопряженная речь,
4 этап – отраженная речь,
5 этап – вопросно-ответная речь,
6 этап – воспитание самостоятельной речи на основе пересказа,
7 этап – воспитание самостоятельной речи на материале рассказа.
На логопедических занятиях создаются различные игровые ситуации та-
ким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекцион-
ной работы.
Речевой материал игр и упражнений усваивается в процессе прохожде-
ния этапов молчания, видов шепотной, сопряженной, отраженной речи, когда
образцом поведения и речи детям служат логопед, психолог, воспитатели, ро-
дители. Загадки, считалки, потешки, стихотворные и прозаические тексты запи-
сываются в тетради для домашних заданий. Дети их учат и рассказывают роди-
телям, воспитателю на занятиях в соответствии с речевыми требованиями. Пос-
ледние усваиваются и закрепляются на логопедических занятиях уже в полном
объеме, с отработкой того или иного вида речи каждым ребенком.
На занятиях присутствуют одновременно не больше 4-5 детей. Продол-
жительность занятия составляет 25 – 30 минут.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Заикание как одно из резких и очевидных
для всякого расстройства было известно уже
в глубокой древности; без сомнения, эта бо-
лезнь существует так же давно, как и челове-
ческое слово.
/И.А. Сикорский/
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловлен-
ное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание является широко распространенным речевым нарушением.Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирова-
ния их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию лич-
ностных качеств ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.
По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 15 %
взрослых (Меньшикова С.В., 1999; Селиверстов В.И., 2000). Среди детей,
страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет при-
мерно 1 к 3-4 (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998). С возрастом заикание
уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у
мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2-5 к 1 (Миссуловин Л.Я., 1979; Карвасарский Б.Д., 1990).
В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост часто-
ты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушиваю-
щих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную
систему ребенка (Пеленгер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
До настоящего времени причины и механизмы развития заикания оста-
ются предметом дискуссий специалистов различного профиля – логопедов, невропатологов, психологов и др.
Большинство авторов считают, что заикание – это полиморфное болез-
ненное сотояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует
рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др., 1998).
Заикание – следствие многих причин. Многие исследователи отмеча-
ют, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного
развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устой-
чивостью и значительной ранимостью онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому исходя из теории И.П. Павлова
о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах,
торможение, возникшее вследствие действия сверхсильного раздражителя в
речевых зонах головного мозга ребенка, может вызвать «срыв» речи – заика-
ние. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно-рефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особен-
но начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на от-
рицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные
сигналы (Карвасарский Б.Д., 1990; Шкловский В.М., 1994; Селиверстов В.И., 2000).
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. В начальной стадии этот дефект
имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание мо-
жет со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента нача-
ла заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за
собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка
нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. По-
этому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.
Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с
заиканием можно достичь только при условии применения комплексного ме-тода.
Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следую-щих направлений: медицинское воздействие (медтикаментозное укрепление
нервной системы и различные виды физиотерапии), психотерапевтическое
воздействие (убеждение ребенка в том, что он может и должен говорить кра-сиво), логопедическое воздействие (воспитание навыков правильной,свобод-ной от заикания речи), логопедическая ритмика (система упражнений и игр
с движениями под музыку или в сочетании с речью детей), воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношение со
средой и на его эмоционально-волевую сферу.
Данные обследования показывают, что после курса коррекционных занятий речь многих детей оказывается недостаточно стабильной. В условиях логопедического кабинета чаще всего они общаются без заикания.
В других ситуациях заикание возобновляется.
Это объясняется тем, что при формировании навыка слитной и плавной речи не учитываются особенности проявления заикания в зависимости от ситуации, не разработаны приемы переноса полученного навыка в реальные условия общения.
В методиках, опирающихся на психологическое объяснение механизмов заикания, основные задачи коррекционной работы чрезвычайно разнообразны, и связано это с большим количеством психологических концепций. Однако все авторы подчеркивают необходимость формирования навыка слитной и плавной речи в процессе значимой для детей деятельности.
Большое значение для успешного преодоления заикания имеет речь окружающих. Дети должны слышать только негромкую, спокойную, неторо-
пливую речь. Тогда они начинают подражать этой манере говорить.
Отношение к детям должно быть ровным, ласковым, без порицаний.
малейшие успехи должны тут же поощряться.
Правила для упражнения в плавной речи.
1. Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слово за
словом, предложение за предложением.
2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
3. Не говори не слишком громко, ни слишком тихо.
4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.
5. Прежде, чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.
6. Расходуй дыхание экономно.
7. Направляй выдох не на согласный звук, а на гласный.
8. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже
обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
9. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько по-
ниженным тоном.
10. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова
предложения между собой, как будто все предложение представляет со-
бой одно многосложное слово.
12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.
Занятие № 1.
Тема: «Ты остался дома без родителей».
Цель: Обучение ребенка речевым навыкам в вопросно-ответной речи как на значительной опоре, так и на слуховой, чувству речевого ритма, физи-
ологии речевого акта, самостоятельным ответам на вопросы как однос-
ложно, так и в развернутой формулировке.
Ход занятия.
1. О. м. Ритуал начала занятия.
«Волшебный клубочек».
2. Артикуляционная гимнастика.
«Хоботок», «Орешек», «Сердитый язык», «Горка», «Лягушата».
3. Релаксация.
«Волшебный сон».
4. Работа над голосом.
«Голос в маску»: голова немного опущена вниз, длительно произносим «Мммм….», слоговые ряды.
му - ма - мо - ми - мэ
ум - ам - ом - им - эм
мыу - мыа - мыо - мыэ
меу - меа - мео - мее
ну - на - но - ни - нэ
неу - неа - нео - неи - нео
5. Упражнения на дыхание. Цель: тренировка дифференцированного вдоха и выдоха через рот и нос.
а) «КАЧАЛКА»: вдох (живот выпячивается), выдох (подтягивается)
б) «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН» - тренировка глубокого медленного вдоха через нос (контроль нижнерёберного диафрагмального дыхания);
в) «Свеча» - тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи.
6. Беседа. «Ты остался дома без родителей».
Дети к нам в гости пришел зайка-трусишка. Я его встретила по дороге в
в детский сад. Он сидел и плакал.
- Почему ты плачешь? – спросила я.
Зайка мне ответил, что он плачет, потому что всего боится. И очень боит-
ся оставаться дома один без мамы.
Дети, а вы боитесь, когда остаетесь дома одни? А что вам говорят мама и
папа, когда уходят и оставляют вас одних?
Как вы себя ведете, что делаете, когда остаетесь дома одни?
Что вам не разрешают делать?
А как вы поступите, если остались дома одни, а в дверь позвонили?
Ребята и зайка, когда вы остаетесь дома одни, то боятся не надо. Надо
закрыть дверь на замок, крючок или засов и спокойно заняться любимым
делом. Можно порисовать, поиграть с игрушками, рассмотреть картинки в
любимых книгах, послушать радио, понаблюдать в окно за прохожими.
Да мало ли интересных дел можно найти!
Телевизор лучше не включать, да и утюг лучше не трогать. Электричес-
кими приборами можно пользоваться в то время, когда дома взрослые.
7. Ритуал окончания занятия.
«Все мы дружные ребята».
Занятие № 2.
Тема: «Если ты потерялся на рынке».
Цель: Обучение ребенка речевым навыкам в вопросно-ответной речи как на значительной опоре, так и на слуховой, чувству речевого ритма, физи-
ологии речевого акта, самостоятельным ответам на вопросы как однос-
ложно, так и в развернутой формулировке.
Ход занятия.
1. О. м. Ритуал начала занятия.
«Волшебный клубочек».
2. «Волшебный сон» (релаксация).
3. Работа над голосом.
«Голос в маску» (см. занятие № 2).
4. Упражнения на дыхание.
Цель: тренировка дифференцированного вдоха и выдоха через рот и нос.
а) «КАЧАЛКА»: вдох (живот выпячивается), выдох (подтягивается);
б) «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН» - тренировка глубокого медленного вдоха через нос (контроль нижнерёберного диафрагмального дыхания);
в) «Свеча» - тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи.
5. Беседа. «Если ты потерялся на рынке».
Ребята, когда я была маленькая, то со мной произошел один случай. Мы
с мамой пошли на рынок за продуктами. Чего только на рынке не было:
всякие овощи, фрукты, ягоды и многое другое. Я засмотрелась по сторо-
нам и потеряла свою маму. Как мне стало страшно! Кругом было столько
людей, и все чужие. Я горько заплакала. Тогда все стали спрашивать, по-
чему я плачу? К счастью, мама быстро вернулась на место, где мы покупа-
ли ягоды, и нашла меня.
А с вами такое случалось?
Давайте поговорим, как надо вести себя, если вдруг кто-то из вас поте-
рялся на рынке. Как вы думаете? Что вам всегда говорит мама?
Почему в толпе надо всегда держать маму за руку? Почему нельзя от-
ходить к другому прилавку, если мама что-то покупает?
Ну, а если потерялся, самое главное – не уходить с того места, где вы
отстали от мамы. Она обязательно вернется на это место.
6. Ритуал окончания занятия.
«Круг друзей».
Сидя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие № 3.
Тема: «Если ты потерялся в большом магазине».
Цель: Обучение ребенка речевым навыкам в вопросно-ответной речи как на значительной опоре, так и на слуховой, чувству речевого ритма, физио-
логии речевого акта, самостоятельным ответам на вопросы как однос-
ложно, так и в развернутой формулировке.
Ход занятия.
1. О.м. Ритуал начала занятия.
«Комплименты».
2. Упражнение на дыхание – тренировка дифференцированного вдоха и выдоха.
а) «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного, сильного выдоха;
б) «Погашу свечу» - тренировка интенсивного, прерывистого выдоха произношением «Фу! Фу! Фу!».
в) «Насос» - тренировка продолжительного выдоха при длительном произношении звука «сссссс…»
3. Работа над голосом.
Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
Громко – тихо – шепот – артикуляция звука.
ОУ – ОУ – ОУ – ОУ…
АИ – АИ – АИ – АИ…
ЭУ – ЭУ – ЭУ – ЭУ…
АУИ – АУИ – АУИ – АУИ…
ОУИ – ОУИ – ОУИ – ОУИ…
ЭУИ – ЭУИ – ЭУИ – ЭУИ…
4. Обучение речевым навыкам в вопросно-ответной речи.
Беседа. «Если ты потерялся в большом магазине».
Дети, мы с вами уже беседовали о том, как надо себя вести на рынке,
где много народу.
Послушайте. какую историю я вам сегодня расскажу.
Один мальчик пошел с мамой в большой магазин «Универмаг». Он дол-
го стоял у витрины с игрушками, а мама очень торопилась купить стираль-
ный порошок и не заметила, что сына нет рядом. Мальчик насмотрелся на
игрушки, повернулся, а мамы рядом нет. Ой, какой же он поднял крик,
плач! На крик сбежались покупатели, а продавец игрушек испугался. Все
очень долго не могли понять, почему плачет мальчик. Уговаривали его,
уговаривали, но сквозь слезы мальчик ничего не мог объяснить. Наконец
взрослые догадались, что он потерялся, и пошли к администратору просить,
чтобы объявили по радио, но тут нашлась мама, и все закончилось хорошо.
Только из-за того, что мама искала сына и очень волновалась, она так и не
купила порошок.
Как вы думаете, почему потерялся мальчик? Кто с мамой был в боль-
шом универмаге? Какие там отделы? Что вы покупали? Много ли там лю-
дей?
Как нужно вести себя маленькому ребенку в таких случаях?
А если вам хочется что-то рассмотреть? А если вы устали?
А если вы все-таки потерялись, надо ли отправляться на поиски мамы?
У кого вы можете попросить о помощи, прежде всего? (Продавец, ад-
министратор.) Как вы себя назовете, чтобы смогли объявить по радио?
Нужно ли поблагодарить взрослых за помощь
5. Ритуал окончания занятия «Все мы дружные ребята».
Занятие № 5.
Тема: Игра-драмматизация сказки «Как друзья познаются».
Цель: На основе литературного текста, усвоенного детьми в пересказах, соз-
дать игровую ситуацию, побуждающую детей действовать в ней каж-
дый раз по-разному.
Воспитывать у детей своевременную реакцию на изменяющиеся ситу-
ации общения.
Ход занятия.
1. О.м. Ритуал начала занятия.
«Комплименты».
2. Дыхательная гимнастика.
Дифференцированные упражнения, тренирующие дифференцирован-
ный вдох и выдох через рот и нос.
1/ Упражнение «Упрамая свеча» - тренировка интенсивного, сильного
выдоха.
2/ Упражнение «Погашу свечу» - тренировка интенсивного, прерывис-
того выдоха с произнесением «фу! фу! фу!».
3. Упражнения на расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней
челюсти).
«Хоботок», «Лягушки», «Орешек».
/см. Приложение)
4. Игра-драмматизация сказки «Как друзья познаются».
/ по С.Михалкову/
Ведущий. Сговорились лиса, бобер и кабан пойти в дальние края. Шли они
шли и подошли к речке.
/Дети в масках подходят к черте и останавливаются./
Кабан. Втроем нам не перейти, надо по одному. Кто же первый пойдет?
Ступай ты, бобер, ты старше, тебе и почет?
Бобер. Почему я? Пусть лиса идет.
Лиса. Нет, бобер, иди ты первый.
Ведущий. Бобер пошел, а мостик проломился, и бобер упал в воду.
Лиса. Ой, беда, беда! Что нам делать, кабан? /Бегает вокруг бобра./
Прыгай в воду, спасай бобра скорее.
Кабан. Почему я, лиса? Сама прыгай, а я боюсь холодной воды.
Бобер. Что вы там всполошились? Я уж как-нибудь сам! Я ведь умею
плавать. /Встает в полный рост./
Лиса и к. Вот чудесно! Пойдем дальше, бобер.
Бобер. Ну, нет, с вами я никуда не пойду.
Ведущий. А вы, ребята, догадались, почему бобер не захотел идти с лисой
и кабаном дальше?
5. Итог занятия.
6. Ритуал окончания занятия.
«Все мы дружные ребята».
ЗАНЯТИЕ № 6.
Тема: «Осенние капельки».
Цель: Развитие продолжительного плавного выдоха, звукоподражания,
сопряженного произношения, интонационной выразительности,
паузации; уточнение словаря по теме занятия.
Развитие выразительности движений, мимики лица, подражатель-
ности.
Развитие общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.
Ход занятия.
1. О.м. Ритуал начала занятия.
«Дружба начинается с улыбки».
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Воспитание общей моторики.
- Ребята, сейчас мы пойдем на прогулку.
Дети ходят на носочках, на пяточках, на всей ступне. Затем напрягают
руки, сжимают кулачки и сгибают руки в локтях, подносят их к плечам,
затем роняют кисти рук, руки до локтя, роняют вниз обе руки.
4. Воспитание продолжительности выдоха.
Игра. «Подуем на листочки».
Вдох – пауза – продолжительный выдох. (3 – 4 раза)
5. Развитие мимики лица.
- Шли по улице, увидели драчуна. А вот мальчик помогает пожилой
женщине. Подошли к магазину и увидели лимоны. Вошли в парк и
увидели, как дружно играют малыши.
6. Развитие моторики пальцев и речи с движением.
- Ребята, дождик начинается! Давайте спрячемся под той елью.
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его, друзья?
«Это я, я, я!»
7. Развитие продолжительного выдоха.
- Наши пальчики замерзли. Давайте их погреем.
- Х – х – х….
- Ш – ш – ш…
-Ф – ф – ф…
- Согрелись пальчики.
8. Игра на развитие творческого воображении.
«Капельки».
Постучать в металлофон (как капельки).
- Ребята, а давайте вы сейчас станете капельками! Хотите?
Дождь шел сильный, но теплый, Капельки одна за другой падали на
землю, на травку, на листочки деревьев.
Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают,
ведь уже наступила ночь.
Капельки так устали, что заснули. А утром они проснулись.
Было холодно: «Брр», капельки потянулись, зевнули, задрожали.
Вот подул ветер, и капельки стали прыгать с листочка на листочек, с
листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Ка-
пельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь капельки такие
маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с ветки и закружились
в воздухе.
Они плавно летели то в одну, то в другую сторону, то опускались
вниз, то кружили вокруг себя, капали. А вот и земля, наши капельки упа-
ли на травку, на цветочки.
Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, при-
грелись, погрели один бочок, другой.
День разгорался жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки
стали понемногу испаряться.
А испарившиеся капельки собрались на небе в большое облачко. Ка-
пелькам стало очень весело вместе.
- Понравилось вам быть капельками? Хотите побыть кем-нибудь
еще? Кем? Хорошо в следующий раз еще поиграем.
9. Итог занятия.
10. Ритуал окончания занятия.
«Солнечные лучики».
ЗАНЯТИЕ № 7.
Тема: Имитационный пересказ рассказа Н. Сладкова «Сорока».
Цель: Познакомить детей с приемами расслабления мышц артикуляцион-
ного аппарата.
Воспитание подражательности, произвольного поведения (тормоз-
ных установок), коррекция моторных функций средствами релакса-
ции.
Развитие вербального мышления.
Воспитание сопряженного произношения, плавного выдоха, мягко-
го голосоначала, выразительности голоса, паузации.
Воспитание доброжелательности, чуткого отношения друг к другу.
Ход занятия.
1. О. м. Ритуал начала занятия.
Основное правило. / см. Занятие № 3/
2. Дыхательная гимнастика.
/ см. Занятие № 4/
3. Упражнения на расслабление мышц речевого аппарата.
«Хоботок», «Лягушка», «Орешек».
4. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Птичка.
Птичка крылышками машет
И летит в свое гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где взяла она зерно.
Открывает птенчик рот,
Маму, маму он зовет.
4. Тренировка выразительной речи в имитационном чтении рассказа
Н. Сладкова.
Сорока и заяц.
Сорока. Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
Заяц. Э-э, Сорока, все равно плохо…
Сорока. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Заяц. Э- э, Сорока, все равно плохо…
Сорока. Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
Заяц. Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно
заячья…
5. Разыгрывание диалога «Сорока и заяц» с масками. Работа над интонацией и движением.
6. Итог занятия.
7. Ритуал окончания занятия.
«Эстафета дружбы».
ЗАНЯТИЕ № 8.
Тема: Игра-беседа «Пчела защищается вынужденно».
Цель: Воспитание выдержки, внимания, тормозных процессов, зрительной
ориентировки на говорящего, обучение элементам творческой игры.
Воспитание сопряженного произношения, интонационной вырази-
тельности, мягкой атаки голоса, паузации, слитности речи.
Воспитание доброжелательного и дружеского отношения друг к дру-
гу.
Ход занятия.
1. О.м. Ритуал начала занятия.
«Дружба начинается с улыбки».
2. Артикуляционная гимнастика.
«Сказка о веселом Язычке».
3. Пальчиковая гимнастика.
«Пчела».
На цветке сидит пчела.
До чего ж она мала.
Набирает сладкий сок
Наша пчелка в хоботок.
А цветок качается –
Это ей не нравится:
- Ж-ж-ж-ж-ж!
4. Дыхательная гимнастика.
«Пчела».
Дети сидят. Руки опущены. Поднять руки в стороны и немного отвести
их назад, сделать вдох. Выдыхая показать, как долго жужжит большая
пчела, одновременно опуская руки вниз.
5. Игра-беседа. ( Развитие воображения, логического мышления, памяти.)
«Пчела защищается вынужденно».
- Давайте поиграем? Вы будете пчелками, а я буду брать у вас интер-
вью, как журналист.
- Пчелки, когда вы летаете над цветами, то все время жужжите. Так
вы поете или разговариваете с другими пчелами?
- А о чем вы с ними разговариваете?
- Целый день вы трудитесь, чтобы набрать побольне нектара. Как вы
себя чувствуете вечером?
- В какую погоду вам хочется танцевать?
- Представьте, что вы собираете нектар, но вдруг налетел сильный
ветер, пошел дождь. Большие капли бьют вас по нежным крылышкам, по
мохнатому тельцу. Холодно, мокро, Что вы испытываете в этот момент?
- Вы натрудились за целый день и легли спать. А утром, проснув-
шись очень рано, увидели, что на лугу скосили всю траву и цветы. Что
бы вы делали? Что чувствовали?
- Вы целое лето трудились, собирали нектар и перерабатывали его в
мед. Ведь если нен будет меда, то зимой вся семья погибнет, мать-пчела
не сможет выкормить маленьких пчелок, Но вот пришел человек, вынул
соты и забрал себе, ничего не оставив вам, Что бы вы сказали такому че-
ловеку.
- Расскажите, какую пользу приносит мед?
- Почему вы жалите? Ч то вы испытываете, когда это делаете? Как
вы предупреждаете окружающих, что подходить очень близко к вам и
брать в руки нельзя?
- Как человек мешает вам жить? А как помогает?
- Что было бы, если бы вас не стало в природе?
- На кого из своих собратьев вы очень похожи?
-Спасибо вам, пчелки за интервью. Мне было очень интересно с ва-
ми беседовать. Теперь я знаю, что пчелам надо помогать, оберегать их, не
обижать. Они нужны природе и человеку.
6. Итог занятия.
7. Ритуал окончания занятия.
«Солнечные лучики».
Занятие № 9.
Тема: «Что мы умеем делать».
Цель: Обучение ребенка речевым навыкам в вопросно-ответной речи как на значительной опоре, так и на слуховой, чувству речевого ритма, физио-
логии речевого акта, самостоятельным ответам на вопросы как однос-
ложно, так и в развернутой формулировке.
Развитие лексико-грамматической стороны речи по теме занятия.
Создание ситуации, которая поможет детям раскрыться, почувствовать
себя более свободно, раскованно, а так же увидеть себя как бы со сто-
роны.
Ход занятия.
1. О. м. Ритуал начала занятия.
«Дружба начинается с улыбки».
2. Артикуляционная гимнастика.
Общий комплекс.
3. Артикуляционный массаж.
/Упр. № 5, 6, 7/
4. Игра. «Зеркало».
Ребенок смотрит в «зеркало» /на другого ребенка/, которое повторяет все
его движения и жесты.
5. Упражнение на устранение звукофобии.
Столбики проговаривать на одном выдохе, слитно.
Звук «М» в стечении согласных.
МНА ВМА КМА
МНЭ ВМЭ КМЭ
МНО ВМО КМО
МНЫ ВМЫ КМЫ
МНУ ВМУ КМУ
МНИ ВМИ КМИ
МНЕ ВМЕ КМЕ
МНЯ ВМЯ КМЯ
МНЮ ВМЮ КМЮ
МНЕ ВМЕ КМЕ
6. Пальчиковая гимнастика.
«Дружба».
7. Обучение речевым навыкам в вопросно-ответной речи.
Предлагается сюжетно-тематическая картинка (см. «Азбука» стр. 158-159)
«Что мы умеем делать».
- Где находятся ребята?
- Чем занимается каждый из них?
- Что можно делать на спортивной площадке? /Играть с мячом; бросать,
отбивать, ловить мяч; лазать по шведской стенке; висеть и раскачиваться
на турнике; тянуть и перетягивать канат; прыгать./
- А что вы любите делать? Расскажите.
8. Выучить чистоговорку.
Съехать с горки
Не трудно Егорке.
9. Итог занятия.
10.Ритуал окончания занятия.
«Эстафета дружбы».
Занятие № 10.
Тема: «Делай так».
Цель: Обучение ребенка речевым навыкам в вопросно-ответной речи как на значительной опоре, так и на слуховой, чувству речевого ритма, физио-
логии речевого акта, самостоятельным ответам на вопросы как однос-
ложно, так и в развернутой формулировке.
Развитие лексико-грамматической стороны речи по теме занятия.
Воспитание личностных качеств: активности, инициативы самосто- ятельности, творчества.
Ход занятия.
1. О. м. Ритуал начала занятия.
«Дружба начинается с улыбки».
2. Артикуляционная гимнастика.
«Сказка о Веселом Язычке».
3. Артикуляционный массаж.
/Упр. № 8, 9/
4. Дыхательная гимнастика.
«Звуковая волна».
5. Упражнение на устранение звукофобии.
Столбики проговаривать на одном выдохе, слитно.
Звук «М» в стечении согласных.
СМА ЗМА ГМА
СМЭ ЗМЭ ГМЭ
СМО ЗМО ГМО
СМЫ ЗМЫ ГМЫ
СМУ ЗМУ ГМУ
СМИ ЗМИ ГМИ
СМЕ ЗМЕ ГМЕ
СМЯ ЗМЯ ГМЯ
СМЮ ЗМЮ ГМЮ
СМЕ ЗМЕ ГМЕ
6. Игра. «Путанка».
Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети
берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают за-
путываться, кто как может. Когда образовалась «путанка», водящий захо-
дит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжи-
мая рук.
7. Обучение речевым навыкам в вопросно-ответной речи.
Предлагается сюжетно-тематическая картинка (см. «Азбука» стр. 168-169)
Делай так.
- Посмотрите на картинку и скажите, какое время суток изображено? /Ут-
ро, день, вечер, ночь./
- Расскажите, что делает каждый ребенок.
- Придумайте рассказ о том, что будет делать мальчик после завтрака /в те-
чение дня/.
- А чем будет заниматься девочка?
- Посчитайте, сколько всего в семье детей.
- А как вы проводите в семье утро?
- Какое время дня вы больше любите?
8. Пальчиковая гимнастика.
«Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Это пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
А это вся моя семья!
8. Выучить чистоговорку.
Всех скороговорок
Не перескоговоришь,
Не перевыскоговоришь.
9. Итог занятия.
10.Ритуал окончания занятия.
«Эстафета дружбы».
Занятие № 11.
Тема: Рассказ «Друзья».
Цель: Обучение ребенка речевым навыкам в вопросно-ответной речи. Учить
отвечать на вопросы развернутой фразой, соблюдая речевые правила.
Развитие лексико-грамматической стороны речи по теме занятия.
Воспитание личностных качеств: активности, инициативы самосто- ятельности, творчества.
Ход занятия.
1. О. м. Ритуал начала занятия.
«Дружба начинается с улыбки».
2. Артикуляционная гимнастика.
«Сказка о Веселом Язычке».
3. Артикуляционный массаж.
/Упр. № 9, 10/
4. Дыхательная гимнастика по Б. Толкачеву.
1. «Качалка».
2. «Елочка растет».
3. «Зайчик».
4. «Гуси шипят».
5. Упражнение, направленное на снятие мышечного напряжения, способст-
вующее эмоциональной разгрузке.
«Брыкание».
Дети ложатся на пол, на спину. Ноги широко раскинуты. Начинают
медленно брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко
поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На
каждый удар ребенок говорит «НЕТ», увеличивая интенсивность удара.
6. Релаксация.
«Волшебный сон».
7. Упражнение на устранение звукофобии.
Звук «В» в середине слога.
АВА ЭВА ОВА УВА ИВА ЕВА
АВЭ ЭВЭ ОВЭ УВЭ ИВЭ ЕВЭ
АВО ЭВО ОВО УВО ИВО ЕВО
АВЫ ЭВЫ ОВЫ УВЫ ИВЫ ЕВЫ
АВУ ЭВУ ОВУ УВУ ИВУ ЕВУ
8. Пальчиковая гимнастика.
«Дружба».
9. Обучение речевым навыкам в вопросно-ответной речи.
Учить отвечать на вопросы развернутой фразой,
Слушание рассказа «Друзья».
! Федя и Коля – друзья. ! Они оба ходят в первый класс, ! хотя сидят на
разных партах. ! Федя сидит на первой парте, ! а Вова на второй.
! Они очень хорошо учатся ! и получают только отличные отметки.
! На перемене они ходят в школьный буфет. ! Федя покупает себе мо-
локо и булочку, ! а Вова любит фрукты. ! Он покупает себе банан и апель-
син. ! После уроков они вместе идут домой. ! Живут друзья в соседних до-
мах.
Вопросы.
1. Как зовут ребят? /! Ребят зовут Федя и Коля./
2. Дружат ли они? / ! Они крепко дружат. ! Они – друзья./
3. В какой класс они ходят?
4. На каких партах они сидят?
5. Как учатся Федя и Вова?
6. Какие они получают отметки?
7. Куда они ходят на перемене?
8. Что себе покупает Федя?
9. Что себе покупает Вова?
10. Куда они идут после уроков?
11. Где они живут?
10. Итог занятия.
11. Ритуал окончания занятия.
«Все мы дружные ребята».
Занятие № 12.
Тема: Рассказ «Моряк».
Цель: Обучение ребенка речевым навыкам в вопросно-ответной речи. Учить
отвечать на вопросы развернутой фразой, соблюдая речевые правила.
Развитие лексико-грамматической стороны речи по теме занятия.
Воспитание личностных качеств: активности, инициативы самосто- ятельности, творчества.
Ход занятия.
1. О. м. Ритуал начала занятия.
«Дружба начинается с улыбки».
2. Артикуляционная гимнастика.
«Сказка о Веселом Язычке».
3. Артикуляционный массаж.
/Упр. № 9, 10/
4. Дыхательная гимнастика.
«Звуки-бабочки».
5. Упражнение, направленное на снятие мышечного напряжения, способст-
вующее эмоциональной разгрузке.
«Брыкание».
Дети ложатся на пол, на спину. Ноги широко раскинуты. Начинают
медленно брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко
поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На
каждый удар ребенок говорит «НЕТ», увеличивая интенсивность удара.
6. Релаксация.
«Волшебный сон».
7. Упражнение на устранение звукофобии.
Дифференциация звука «М» с другими согласными звуками в словах.
мешок – песок метла – петля помеха – потеха место - тесто
мир – тир миска – киска метель – кисель мед – лед
пламя – плавать менять – линять метать – летать мести – грести
мята – вата мех – снег месть – лесть сами – сани
мешать – лишать мишка – шишка мир – Рим моль – соль
8. Подвижная игра.
«Море волнуется раз …»
9. Обучение речевым навыкам в вопросно-ответной речи.
Слушание рассказа «Моряк».
! Коля живет в городе, ! который находится на берегу моря.
! Он, как и папа любит море. ! Папа у него моряк. ! Он капитан большо-
го буксира. !Коля тоже будет моряком ! и, как папа, будет ходить в море.
! У него уже есть морские брюки, ремень и бескозырка.
Вопросы:
1) Как зовут мальчика? (! Мальчика зовут Коля.)
2) Где находится его город? (! Его город находится на берегу моря.)
3) Коля любит море? (! Да. ! Коля любит море.)
4) Кто папа у Коли? ( ! Папа у Коли моряк. ! Он капитан.)
5) Кем будет Коля? ( ! Коля будет моряком.)
6) Что уже есть у Коли? (! У Коли уже есть морские брюки, ремень и бес-
козырка.)
10. Итог занятия.
11. Ритуал окончания занятия.
«Все мы дружные ребята».
Занятие № 13.
Тема: Инсценировка сказки В. Бирюкова «Жалко».
Цель: Учить детей передавать содержание сказки последовательно, связно,
с соблюдением просодических компонентов речи: паузации, интони-
рования, мягкой голосоподачи.
Развивать у детей навыки правильной выразительной речи и уверен-
ного общения в коллективе.
Развивать у детей воображение, активность, выразительность и коор-
динацию движений, произвольность внимания.
Расширить знание детей о животных.
Ход занятия.
1. О.м. Ритуал начала занятия.
Основное правило:
Внимательно слушайте, запоминайте
И вместе со мной повторяйте.
2. Артикуляционная гимнастика.
1) «Трубочка» - «Заборчик». (10 раз)
2) «Качели» - «Часики». (10 раз)
3) «Расческа». (причесать зубами губы)
4) «Забей мяч в ворота». (10 раз)
4. Упражнения на расслабление рук.
«Кулачки», «Олени».
5. Дыхательно- голосовые упражнения.
Предложить детям расслабить плечи и грудь. Руку положить с боку на
нижние ребра. Вдохнуть спокойно и глубоко через нос, стараясь не под-
нимать груди и плеч. Медленно выдохнуть через рот. Рука должна ощу-
тить движение диафрагмы.
Беззвучно подышать, варьируя вдох и выдох через нос и рот.
Затем выдохнуть через рот или нос. Сделать вдох, а на выдохе протяж-
но произносить гласные звуки:
Вдох А_ _ _ _ _Вдох О_ _ _ _ _Вдох У_ _ _ _ _.
Гласные произносить спокойно, при хорошей артикуляции, при сред-
ней громкости.
6. Инсценировка сказки В.Бирюкова «Жалко».
Присел медвежонок Топтыжка около сосны, достал медовые соты и стал сосать из них мед. Подошел медвежонок Коротышка. Поглядел на Топ- тыжку и спросил:
- Вкусно?
- Очень!
- Сладкий мед?
- Ух, какой сладкий!
Поглядел Коротышка на соты и вздохнул:
- Вот если бы мне дали соты…
- И что бы ты сделал?
- Я бы тебе половину дал.
Торопыжка обсосал соты, слизал с лап мед и проворчал:
- Жалко!
- Чего жалко?
- Жалко, что тебе медовые соты не дали.
- А почему тебе жалко?
- А ты бы мне половину дал. А то я не наелся.
7. Итог занятия.
8. Ритуал окончания занятия.
«Все мы дружные ребята».
ЗАНЯТИЕ № 14.
Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Печенье».
Цель: Отрабатывание речевых навыков в пересказе с прямой речью.
Ход занятия.
1. О.м. Ритуал начала занятия.
«Комплименты».
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
«Звуковая волна».
4. Сеанс релаксации.
5. Упражнение на расслабление мышц рук, ног и корпуса.
«Штанга», «Кораблик».
6. Чтение рассказа В. Осеевой без установки на запоминание.
Печенье.
Миша высыпал на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела
чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две
кучки.
Миша смерил глазами две кучки:
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья
быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
- Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали.
Когда все печенье было съедено, Вова вылез из-за стола. Миша
доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложкой
неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба...
7. Беседа по содержанию текста.
8. Повторное чтение.
9. Пересказ текста детьми.
10.Итог занятия.
11.Ритуал окончания занятия.
«Дружба».
Л И Т Е Р А Т У Р А
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дош-
кольного возраста /методическое пособие/. – М., Творческий
Центр, 2002.
Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М.,
1999.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.-
«Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2003.
Волкова Л.С. Логопедия. – М., «Просвещение», 1989.
Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М. «Владос», 1996.
Выгодская И.Г., Пелингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания в игро-
вых ситуациях. – М., «Просвещение», 1993.
Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников для дошкольников.
М., «Просвещение», 1999.
Калягин В.А. Если ребенок заикается. – Санкт-Петербург «ПИТЕР», 1998.
Лазаренко О.И., Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей
5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., «Аркти», 2001.
Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.
Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедии-
ческих занятий. – М., «Владос», 1994.
Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – Санкт-Пе-
тербург. «Детство-Пресс», 2002.
Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001.
Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М., 2002.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рубан Ирина Владимировна
→ rubani 22.03.2012 0 5081 549 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.