Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР (.docx)
Иванова Людмила Александровна
Учитель – логопед
Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ДОУ №14
Снегирь
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР.
Тема «Зимующие птицы»
Цели:
Расширять и активировать словарь.
Обогащать словарь признаков и действий.
Развивать грамматический строй речи: умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; образовывать однокоренные слова; правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном и множественном числе без предлога, форму единственного числа творительного падежа; образовывать сложные слова.
Развивать общую и тонкую моторику рук, диафрагмальное дыхание.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать навыки общения со сверстниками.
Способствовать снятию психоэмоцианального напряжения.
Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.
Предварительная работа:
Заучивание наизусть стихотворения Р.А. Кудашевой “Зимняя сказка”, стихов и скороговорок о зимующих птицах.
Материал:
Картинки с изображением вороны, сороки, воробья, дятла, синицы, снегиря, голубя, свиристели. Наборное полотно, шапочки с изображением зимующих птиц, шаблоны следов, кормушки.
Ворона Сорока
Дятел Синица
Голубь Свиристель
Организационный момент.
Логопед. Ребята, отгадайте загадку.
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
Она художница прилежная,
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая.
Дети. Зима.
Логопед. Скажите, зима – она какая?
Дети. Снежная, холодная, морозная, белая, пушистая, вьюжная, суровая, красивая, величавая.
(Заинтересовывающий момент)
Логопед: Ребята, посмотрите сундучок стоит. Вы хотите посмотреть, что в нем находится?
Дети. Да.
Логопед: Чтобы он открылся, нужно произнести волшебные слова.
Чоки – чок, чоки- чок, открывайся сундучок.
Дети произносят волшебные слова, и сундучок открывается.
Логопед достает из сундучка предметные картинки с изображением одежды и конверт. Читает письмо.
Вы, ребята в лес спешите
Птичек бедных выручать
Корм с собою захватите
Будут все его клевать.
Снеговик.
Логопед: Ребята, пойдем в лес птичек подкормить?
Дети: Да.
Логопед: Чтобы не замерзнуть в зимнем лесу, нужно тепло одеться. (Логопед показывает картинки)
Логопед: На картинке вы видите шарф. Я про него говорю – зимний шарф. О чем еще можно сказать “зимний”?
Дети: Зимний холод, мороз, день, снег, лес, сад, пуховик.
Логопед: На следующей картинке – шапка. Она какая?
Дети: Зимняя
Логопед: О чем еще можно сказать “зимняя”?
Дети: Пора, прогулка, метель, погода, дорога, стужа.
Логопед: А вот зимнее пальто. Что еще бывает “зимнее”?
Дети: Время, развлечение, солнце, утро, небо.
Логопед: Каким словом можно ласково назвать зиму?
Дети: Зимушка.
Логопед: Ребята, кто хочет рассказать стихотворение Р.А. Кудашевой
“Зимняя сказка”?
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается;
Ночью в снежных огоньках рассыпается…
В окнах пишет узор льдом – иголочкой
И стучится к нам во двор с свежей елочкой.
Логопед: А теперь вы послушайте отрывок из стихотворения Г.Бойко “Снег - снежок”.
Снег – снежок, снег – снежок,
Весь в следах от птичьих ног,
Воробьи вокруг скакали,
Видно, корм себе искали.
Время трудное пришло,
Зерна снегом занесло.
Логопед: Ребята, а каких зимующих птиц, кроме воробьев, вы знаете? Назовите их.
(Дети рассматривают картинки, лежащие на столе, и размещают их на наборном полотне.)
Дети: Ворона, сорока, воробей, дятел, синица, снегирь, голубь, свиристель.
Логопед: Ребята, давайте вспомним стихи и скороговорки о зимующих птицах.
Дети: 1)- Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил, как долотом.
2) -Вот под елкой запушенной
Скачут по снегу вороны,
Из-за корочки подрались,
Во все горло раскричались
3) - Скачет, скачет воробей, кличет маленьких детей:
Киньте крошек, воробью, я вам песенку спою.
Чик – чирик! Чик – чирик!
4) - Синичка, синичка, воробью сестричка.
5) - Сколько мороки, друзья, у сороки: все разузнать:
Где, что, когда, зачем? И рассказать по секрету всем.
6) - Снежок порхает, кружится
На улице бело
И превратились в лужицы
В хрустальное стекло
В саду, где пели зяблики,
Сегодня, посмотри.
Как розовые яблоки,
На ветках – снегири.
Логопед: Ой, ребята, что-то холодно стало! Давайте погреем руки.
Рано в кулачки сожмем
И немножко подожмем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
(Дети выполняют соответствующие тексту движения)
Логопед: Согрели руки? А теперь я предлагаю пойти в лес и покормить птицу. Но прежде давайте подумаем и решим, чем можно угостить наших верных друзей. Какой корм возьмем с собой? (Берет корм и расставляет под каждой картинкой с изображением птицы.) Зерно мы дадим корму?
Дети: Зерно мы дадим вороне.
Логопед: Семечки мы дадим кому?
Дети: Семечки мы дадим голубю.
Логопед: Дадим сало кому?
Дети: Сало дадим синице.
Логопед: Рябину – кому?
Дети: Рябину дадим снегирю.
Логопед: Сушеные ягоды дадим кому?
Дети: Сушеные ягоды дадим свиристелю.
Логопед: Пшено дадим кому?
Дети: Пшено дадим сороке.
Логопед: Шишку дадим кому?
Дети: Шишку дадим дятлу.
Логопед: А хлебные крошки?
Дети: Хлебные крошки дадим воробью.
Логопед: Представляете, как птицы обрадуются! Скажите, чему будет рада каждая птица? Голубь будет рад чему?
Дети: Голубь будет рад семечкам.
Логопед: Свиристель обрадуется чему?
Дети: Свиристель обрадуется сушеным ягодам.
Логопед: Ребята, а вы хотите на время превратиться в птиц? Тогда выбирайте, кем бы вы хотели стать.
Дети берут со стола шапочки с изображением птиц и становятся в круг.
Сергей, кем ты будешь?
Сергей: Я буду снегирем.
Дети отвечают по очереди: воробьем, дятлом, синицей, голубем, вороной, свиристелем.
Физкультминутка
Ну-ка, птички, полетели, (Дети медленно бегут друг за другом.)
Полетели и присели, (Приседают)
Поклевали зернышки, (Двигают носом сверху вниз)
Поиграли в полюшке, (Кружатся на месте)
Водичку попили, (Двигают носом снизу вверх)
Перышки помыли, (Ставят руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели, (Смотрят по сторонам)
Прочь улетели. (Разбегаются в разные стороны)
Логопед: Ребята, подул сильный ветер и поднялась такая вьюга, что засыпала весь корм, приготовленный для птиц. Если мы не покормим птиц, они останутся голодными. Давайте попробуем изготовить угощение птицам своими руками. Но прежде разогреем ладошки.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке
Нашей прилетело,
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Мы расскажем:
Трут ладонь о ладонь.
Клест, синица, воробей,
Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Галка и сорока,
Дятел в пестрых перышках –
Складывают пальцы «щепотью», стучат по столу.
Всем хватило зернышек.
Стучат пальцами перебором по столу.
Воспитатель: А теперь садимся за столы. Будем готовить корм.
Одни дети отщипывают пальчиками хлебные крошки, другие из пластилина лепят кусочки сала, делают рябину из цветной бумаги, лепят семечки из пластилина. Затем раскладывают корм в кормушке для птиц.
Логопед: Корм вы приготовили, теперь можно отправляться в лес. Пойдем туда узкой тропинкой, поэтому идти надо друг за другом, след в след.
На ковре выложены «следы», по которым за логопедом идут дети.
Посмотрите, тропинка кончилась, кругом сугробы.
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Дети шагают, высоко поднимая колени.
Вот мы и пришли в парк. А птицы ждут нас, сидят на ветках, голодные. (Вешает кормушку, привязывает сало к веточке)
Давайте не будем пугать птиц, отойдем немножко и понаблюдаем за нашими верными друзьями. Каждая птица по-своему красива, имеет какие-то внешние особенности. Посмотрите, какой у сороки длинный хвост, поэтому про нее можно сказать она какая…
Дети: Длиннохвостая.
Логопед: А еще у сороки белые бока, значит, она какая?
Дети: Белобокая.
Логопед: У синицы желтая грудка, поэтому она…
Дети: Желтогрудая.
Логопед: У вороны черные крылья, про нее мы говорим…
Дети: Чернокрылая.
Логопед: У снегиря красная грудка, он…
Дети: Красногрудый.
Логопед: У голубя сизые крылья, значит он…
Дети: Сизокрылый.
Логопед: Пока мы рассматривали птиц, они поклевали угощенье, стали сытыми и запели песни. Кто как поет?
Дети (Поочередно). Голубь воркует. Ворона каркает. Воробей чирикает. Синица тинькает. Сорока стрекочет.
Логопед: Молодцы! Вы очень внимательные. Ребята, что-то я замерзла, давайте погреем руки.
Дети выполняют дыхательные упражнения, трут ладони друг о друга.
Ну что, согрелись немного? А теперь споем песню.
Дети вместе с музыкальным руководителем поют песню М.В. Сошириной «Птицы прилетели» под аккомпанемент синтезатора.
Итог занятия
Логопед: Ребята, какое большое, хорошее, доброе дело сегодня мы сделали – покормили птиц. Меня порадовало то, что все вы знаете любимые лакомства птиц, правильно образовывали сложные слова. Вы мне все сегодня очень понравились. А что вам сегодня запомнилось больше всего?
Дети отвечают.
Источники литературы:
Ляшко, Т.В., Синицына, Е.И. Через игру к творчеству: метод. Пособие Текст.
http://fotki.yandex.ru/users/mari26041408/view/167241/?page=0
http://www.birds-of-north-america.net/magpies.html
http://www.24open.ru/blogs/user/Inna3568583/3522847/
http://www.24open.ru/blogs/user/VANIK4398794/?gotodate=2011-03-12
http://img-fotki.yandex.ru/get/3711/natash-musaev.c/0_1614c_d94a8e3d_L
http://img-fotki.yandex.ru/get/3002/n2402.0/0_20f43_9f096842_L.jpg
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Людмила Александровна
→ Людмила_Александровна 22.03.2012 0 4640 562 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.