Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Структурное подразделение «Детский сад № 10 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад « Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Конспект логопедического занятия
по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Тема: звуки [х], [хь]
Разработала: учитель – логопед
Структурного подразделения
«Детский сад № 10 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад « Радуга»
комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Приказчикова Е. А.
Рузаевка 2012 г.
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Тема: звуки [х], [хь]
Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков [х], [хь] в самостоятельной речи.
Задачи:
—уточнить
произношение звуков [х],
[хь];
—учить выделять их из состава слова;
—дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
—совершенствовать звуковой анализ;
— развивать голос, упражнять в передаче голосом интонации перечисления; —учить употреблять существительные в форме предложного падежа множественного числа;
—развивать мышление
—воспитывать
звуковую культуру речи детей.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы.
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель – логопед:
— С кем вы любите играть? Отвечая на вопрос, выделите в предложении предлог с.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Горка».
«Киска сердится».
«Прятки».
Знакомство со звуками [х], [хь].
Учитель – логопед:
—
Доскажите словечко.
Впереди
пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди
бочонок —
Это...
Дети: поросенок.
Учитель – логопед:
Как поросенок подает голос?
Дети: хрюкает.
Учитель – логопед:
Он хрюкает сердито: х-х-х.
Дети повторяют, наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Учитель – логопед:
Губы и зубы разомкнуты.
Кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов.
Задняя часть спинки языка поднимается к нёбу и создает щель, через которую проходит воздушная струя.
Голос не работает.
— Поросенок весело хрюкает: хь-хь-хь.
Кончик языка продвигается вперед, касается нижних зубов.
Спинка образует щель с небом, через которую проходит воздушная струя. Голос не работает.
4. Характеристика звуков [х], [хь].
Расскажите, как произносятся звуки [х], [хь]?
Какие это звуки?
Дети: звук [х] - согласный, глухой, твердый;
звук [хь] - согласный, глухой, мягкий
5. Закрепление звуков [х], [хь].
Учитель – логопед:
а) — Посмотрите на картинку.
—Кто на ней нарисован? (Хрюша)
—Почему его так назвали?
—Как он хрюкает?
Произнесите звук [х] ([хь]) на длительном (коротком) выдохе.
б) Хрюша художником стать вдруг решил.
Но только рисунками всех рассмешил.
— Посмотрите, Хрюша нарисовал петуха, хомяка, муху, охотника, старика Хоттабыча.
Логопед произносит предложение, соблюдая интонацию перечисления.
Кого нарисовал Хрюша? Ответьте, делая паузу между словами-названиями картинок.
Он очень торопился и кое-что в рисунках напутал. Почему же смеются дети?
Пословица: Делано наспех — сделано насмех.
Почему так говорят? Повторите пословицу и запомните ее.
Назовите слова со звуком [х] в начале, в середине, в конце слова.
в) Игра «Сигнальщики»
Хрюша хихикает
хитрый хороший
хвостик орехи
хрюкает мухи
Звуковой анализ.
а) Анализ слогов.
Учитель – логопед:
Мальчик смеется низким голосом: «Ха-ха-ха!» Покажите, как он смеется.
Сколько слогов вы произнесли? Похожи ли эти слоги?
Какой первый звук в слоге? Как он обозначен на схеме? Почему?
Какой второй звук? Как он обозначен на схеме?
Прочитайте схему.
— Девочка
смеется высоким голосом: «Хи-хи-хи!»
Аналогично
анализируется данный слоговый ряд.
б) Звуковой анализ слов.
Учитель – логопед:
Как называется суп из рыбы?
Посмотрите на схему слова уха. Сколько звуков в слове?
Составьте схему слова уха.
Аналогично анализируется слово мох.
7. Физминутка. «Девочки и мальчики»:
Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. Ножками топают. Ручками хлопают. Головками кивают. Глазками моргают. |
Дети выполняют названные движения. |
Дифференциация звуков [х] — [хь].
Учитель – логопед:
Стал Хрюша дальше заниматься,
Уже работал не спеша
И начал рисовать стараться.
Картина вышла хороша.
Что нарисовал Хрюша?
Дети: Халат, хлеб, духи, сахар, мух, орехи.
Хрюша держит фишки звуков [х], [хь] и предлагает назвать слова со звуком [х] ([хь]).
9. Упражнение в произношении звука [х].
Какую домашнюю птицу нарисовал Хрюша?
Где стоит петух?
Что он нашел?
— Сочиним стишок про петуха.
Ух! Ух! Ух! — Вот поет ... (петух).
Xа! Ха! Ха! — Мы слышим ... (петуха).
Ах! Ах! Ах! — Петух поет в ... (кустах).
Ох! Ох! Ох! — Петух нашел ... (горох).
Упражнение в употреблении существительных предложного падежа множественного числа.
Учитель – логопед:
— Посмотрите на книги. Рисунки на обложках книг нарисовали настоящие художники. По рисункам догадайтесь, о чем эти книги? Выделите голосом звук [х] в конце слова.
Итог занятия.
Учитель – логопед:
Назовите Хрюшины звуки. Художник Хрюша рисовал картинки, в названии которых были звуки [х] и [хь].
Что бы вы еще предложили нарисовать Хрюше?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Приказчикова Елена Александровна
→ Elena-ruz 25.03.2012 0 3993 5055 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.