Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН


Структурное подразделение «Детский сад № 10 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад « Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района



Конспект логопедического занятия

по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Тема: звуки [х], [хь]











Разработала: учитель – логопед

Структурного подразделения

«Детский сад № 10 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад « Радуга»

комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Приказчикова Е. А.


Рузаевка 2012 г.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН.


Тема: звуки [х], [хь]


Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков [х], [хь] в самостоятельной речи.


Задачи: 
—уточнить произношение звуков [х], [хь];

учить вы­делять их из состава слова;

дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

совершенствовать звуковой анализ;

развивать голос, упражнять в передаче голосом интона­ции перечисления; —учить употреблять существительные в форме предложного падежа множественного числа;

развивать мышление

воспитывать звуковую культуру речи детей.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивиду­альные схемы.


Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель – логопед:

С кем вы любите играть? Отвечая на вопрос, выделите в предложении предлог с.


2. Артикуляционная гимнастика.

«Горка».

«Киска сердится».

«Прятки».

  1. Знакомство со звуками [х], [хь].

Учитель – логопед:


— Доскажите словечко.

  • Впереди пятачок.
    Сзади розовый крючок.
    Посреди бочонок —
    Это...

Дети: поросенок.

Учитель – логопед:

  • Как поросенок подает голос?

  • Дети: хрюкает.


Учитель – логопед:

  • Он хрюкает сердито: х-х-х.

Дети повторяют, наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Учитель – логопед:

Губы и зубы разомкнуты.

Кончик языка опущен и немного отодвинут от ни­жних зубов.

Задняя часть спинки языка поднимается к нёбу и созда­ет щель, через которую проходит воздушная струя.

Голос не рабо­тает.

Поросенок весело хрюкает: хь-хь-хь.

Кончик языка продвигается вперед, касается нижних зубов.

Спинка образует щель с небом, через которую проходит воздушная струя. Голос не работает.



4. Характеристика звуков [х], [хь].

  • Расскажите, как произносятся звуки [х], [хь]?

  • Какие это звуки?

  • Дети: звук ] - согласный, глухой, твердый;

звук [хь] - согласный, глухой, мягкий


5. Закрепление звуков [х], [хь].

Учитель – логопед:

а) — Посмотрите на картинку.

Кто на ней нарисован? (Хрюша)

Почему его так назвали?

Как он хрюкает?

  • Произнесите звук [х] ([хь]) на длительном (коротком) выдохе.

б) Хрюша художником стать вдруг решил.

Но только рисунками всех рассмешил.

Посмотрите, Хрюша нарисовал петуха, хомяка, муху, охотника, старика Хоттабыча.

Логопед произносит предложение, соблюдая интонацию перечи­сления.

  • Кого нарисовал Хрюша? Ответьте, делая паузу между словами-названиями картинок.

  • Он очень торопился и кое-что в рисунках напутал. По­чему же смеются дети?

Пословица: Делано наспех — сделано насмех.

  • Почему так говорят? Повторите пословицу и запомни­те ее.

  • Назовите слова со звуком [х] в начале, в середине, в конце слова.

в) Игра «Сигнальщики»

Хрюша хихикает

хитрый хороший

хвостик орехи

хрюкает мухи

  1. Звуковой анализ.

а) Анализ слогов.

Учитель – логопед:

  • Мальчик смеется низким голосом: «Ха-ха-ха!» Пока­жите, как он смеется.

  • Сколько слогов вы произнесли? Похожи ли эти слоги?

  • Какой первый звук в слоге? Как он обозначен на схе­ме? Почему?

  • Какой второй звук? Как он обозначен на схеме?

  • Прочитайте схему.

Девочка смеется высоким голосом: «Хи-хи-хи!»
Аналогично анализируется данный слоговый ряд.

б) Звуковой анализ слов.

Учитель – логопед:

  • Как называется суп из рыбы?

  • Посмотрите на схему слова уха. Сколько звуков в слове?

  • Составьте схему слова уха.

Аналогично анализируется слово мох.


7. Физминутка. «Девочки и мальчики»:


Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Ножками топают.

Ручками хлопают.

Головками кивают.

Глазками моргают.

Дети выполняют названные

движения.


  1. Дифференциация звуков [х] [хь].

Учитель – логопед:

Стал Хрюша дальше заниматься,

Уже работал не спеша

И начал рисовать стараться.

Картина вышла хороша.

  • Что нарисовал Хрюша?

  • Дети: Халат, хлеб, духи, сахар, мух, орехи.

  • Хрюша держит фишки звуков [х], [хь] и предлагает назвать слова со звуком [х] ([хь]).


9. Упражнение в произношении звука [х].

  • Какую домашнюю птицу нарисовал Хрюша?

  • Где стоит петух?

  • Что он нашел?

Сочиним стишок про петуха.

Ух! Ух! Ух! — Вот поет ... (петух).

Xа! Ха! Ха! — Мы слышим ... (петуха).

Ах! Ах! Ах! — Петух поет в ... (кустах).

Ох! Ох! Ох! — Петух нашел ... (горох).


  1. Упражнение в употреблении существительных предложного падежа множественного числа.

Учитель – логопед:

Посмотрите на книги. Рисунки на обложках книг на­рисовали настоящие художники. По рисункам догадайтесь, о чем эти книги? Выделите голосом звук [х] в конце слова.


  1. Итог занятия.

Учитель – логопед:

  • Назовите Хрюшины звуки. Художник Хрюша рисо­вал картинки, в названии которых были звуки [х] и [хь].

  • Что бы вы еще предложили нарисовать Хрюше?


Полный текст материала Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Приказчикова Елена Александровна  Elena-ruz
25.03.2012 0 3985 5055

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК