Конспект занятия на тему "Дифференциация звуков С—Ш"; для детей старшего дошкольного возраста
1. Тимофеева Оксана Васильевна
2.Учитель - логопед
3.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида
Тимофеева Оксана Васильевна
Учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида
Тема: "Дифференциация звуков С—Ш"
Цель: Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».
Задачи:
1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
5. Формировать фонематический слух;
6. Развивать речевое дыхание;
7. Продолжать формировать грамматический строй речи.
Ход занятия.
Оргмомент.
Логопед:
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
(Дети делают вдох и выдох три раза)
- А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)
- Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорее покажи.
Оттяну вперед я ушки, а потом назад.
Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.
А теперь по кругу щечки дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам память разовьем.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!
Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем!
Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа будет для ребят!
Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим
признакам.
- Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)
- Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)
Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».
Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.
В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.
Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.
(стрелочка вверх, вниз)
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»
ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус
са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
- А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет ...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.
Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.
- Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».
Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].
Жили – были, поживали,
Никаких забот не знали… (собака, кошка, мышка и свинья)
Скучно было им без дела.
Тут – то к ним и прилетела… (кукушка и сорока)
Принесла им приглашенье
На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)
Как подружки были рады!
Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)
Быстро по коробкам ярким
Разложили все подарки. (шарик, сумка, самовар, шуба)
Две подружки так спешили,
Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)
Именинница встречала
И подружек угощала… (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)
А потом все гости встали,
Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)
Начались тут песни, пляски…
Жаль, пришёл конец всей сказке.
Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)
- Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.
Мышки мишке вымоют миску.
Кошка спит, а мышку видит.
У шалунов и шалунишек,
От шалостей большие шишки.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Кашку ест корова Машка.
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.
Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
Саша с Машей весело смеялись.
Шесть пушистых кошек мышонка испугались.
- Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].
Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.
Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.
Не спеши языком, а спеши делом.
- Упражнение «Исправь небылицы».
Кошка боится мышку.
Лежали на улице свежие доски.
На них отдыхали ленивые коски.
Миша и Маша лежали в коляске.
Были они, безусловно, двойняски.
Двое маленьких мышат
Тоже ходят в детский шад.
В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).
Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).
Итог.
Литература.
Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)
Лебедева
И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки
Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
2008.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимофеева Оксана васильевна
→ Оксик71 16.09.2012 0 11899 708 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.