Логопедическое занятие "Птичкин день для детей 5 – 6 лет" (Предполагается участие родителей)
Васильева Надежда Андреевна
Учитель-логопед
ГБДОУ № 35 комбинированного вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Логопедическое занятие по развитию речи
для детей 5 – 6 лет
(Предполагается участие родителей)
Птичкин день
Цели: Развитие предметного словаря по теме «Птицы»; закрепление классификации перелётных, зимующих, домашних и других птиц, обитающих на территории нашей страны; развитие психических функций – мышления, фантазии, воображения, памяти в игровых заданиях; развитие звуко – слоговой структуры слова; упражнять в составлении звуковой схемы слова и чтении слов; развитие лексико – грамматического строя речи; автоматизация звуков в речи; закрепление умения определять количество слогов в слове; упражнять в дифференциации твёрдых и мягких звуков; пальчиковая гимнастика «Птичка».
Оборудование: Зимующие (синица, сорока, сова, дятел, голубь, клёст) и перелётные (грач, соловей, скворец, стриж, кукушка, трясогузка) птицы; три скворечника с одним, двумя и тремя окнами; изображения птиц, состоящих из одного, двух, трёх и четырёх слогов (грач, журавль, лебедь, ласточка, кукушка, соловей, трясогузка); синий и зелёный мячики; картинки с изображением птиц, имеющих мягкие и твёрдые звуки (чайка, грач, утка, ворона, сова, сорока; свиристель, дятел, скворец, лебедь, клёст, воробей, соловей, синица); картинки других птиц – удод, коршун, чайка, снегирь, аист, дрозд, щегол; две магнитные доски (мольберты); ковролин; дерево; птицы - поделки (птенец в гнезде, синица, ворона, ласточка, гусь, курица, цыплёнок); стол; персонаж Незнайка; конверт; зелёные и синие квадраты; красные кружочки; магнитофон с записью «Голоса птиц».
1. Игра «Встреча птиц».
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
- Пришла весна, прилетают перелётные птицы и встречаются с зимующими. Помогите этим птицам (картинки лежат на полу) разделиться на две команды. Догадайтесь, как правильно прикрепить птиц на магнитные доски.
Перелётные птицы – кукушка, грач, скворец, трясогузка, стриж, соловей.
Зимующие птицы – сорока, клёст, дятел, сова, синица.
- Как же перелётные птицы находят дорогу домой? (Ответы детей).
- Есть предположения – по звёздам, по магнитному полю. Точного ответа нет, поэтому пока для нас это тайна.
- Какие ещё бывают птицы? (Домашние, дикие, водоплавающие и другие).
- Поиграем в игру «Найди свой скворечник».
2. Упражнение «Найди свой скворечник».
- На столе лежат картинки с изображениями птиц, а на ковролине вы видите три птичьих домика с одним, двумя и с тремя окнами.
-В скворечнике с одним окном живут птицы, у которых слово состоит из одного слога; с двумя окнами – из двух слогов; с тремя окнами - из трёх слогов.
- Птицы перепутались. Помогите им найти свой домик.
(Дети находят картинку с птицей, называют её и находят её домик).
Первый скворечник – грач;
Второй скворечник – журавль, лебедь;
Третий скворечник – ласточка, кукушка, соловей.
Для трясогузки домика нет. (В слове четыре слога).
3. Незнайкины задания «Путаница».
- К нам пришёл Незнайка, принёс конверт. Посмотрим, что там.
- Какой красивый конверт и на нём Незнайка что-то написал: «Детям группы «Светлячки». Мои любимые выражения».
- Что? Разве такое бывает? Послушайте!
- Червяк склевал скворца. Как правильно сказать? (Скворец склевал червяка).
- Песня спела соловья. (Соловей спел песню).
- Мохнатая гусеница съела кукушку. (Кукушка съела мохнатую
гусеницу).
- Птица высидела птенцов и отложила яйца. (Птица отложила яйца и высидела птенцов).
- Посмотрим, что в конверте. А здесь какие-то птицы. (Разложить перевёрнутые картинки на столе). Вы выбираете наугад и составляете звуковую схему слова.
Птицы – щегол, дрозд, аист, снегирь, чайка, коршун, удод.
- Эх, Незнайка! Посмотри, как мы будем играть в игру «Умный мячик».
4. Игра «Умный мячик».
- Кто получит синий мяч, назовёт птицу, в названии которой есть твёрдый звук. Кто получит зелёный мяч, назовёт птицу, в названии которой есть мягкий звук. На ковролине вы видите картинки-подсказки.
Твёрдый звук – чайка, грач, утка, ворона, сова, сорока.
Мягкий звук – свиристель, дятел, скворец, лебедь, клёст, воробей, соловей, синица.
-Пойдёмте играть. Вставайте в полукруг. (Дети передают мяч друг другу и называют слово).
5. Игра «Умники и умницы». Пословицы и поговорки.
- Вы любите фантазировать, придумывать, узнавать что-нибудь удивительное? Тогда следующая игра для вас! Называется она «Умники и умницы».
- Вы услышите пословицы и поговорки, где людей сравнивают с птицами и попробуете придумать к ним объяснение. А все удивятся: «Вот это да!», « Молодец! (Называя пословицу, прикреплять соответствующую птицу на дерево).
- Первая ласточка. (Первый, выполнивший задание, поручение).
- Считать ворон. (Быть невнимательным, отвлекаться. Ротозейничать, смотреть по сторонам, бездельничать).
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе. (Лучше иметь мало, но сейчас, чем много и неизвестно когда).
- Желторотый птенец. (Малознающий, маловидящий в жизни).
- Как с гуся вода. (Говорят о тех, кто воспринимает происходящее с беспечностью, равнодушием, безразличием).
- Цыплят по осени считают. (Не говори о результате, пока его не получишь).
- Может быть наши гости знают другие пословицы и поговорки? – (Ответы гостей).
- А некоторые гости задумались и «смотрят сычом» - мрачно и угрюмо. А вот ещё поговорка: «Пух и перья летят».
- Когда так говорят? (Когда кто-то громко кричит и спорит).
- После такой игры, настроение у всех замечательное! Хочется летать!
- Повернитесь, покружитесь – подумайте в каких птичек превратитесь.
6. Пальчиковая гимнастика «Птичка».
- Поверните ладони к себе, перекрестив. Большие пальцы цепляются друг за друга. Остальные сомкнутые пальцы – крылья.
Большие пальчики – голова птиц,
Скрещённые ладони – крылья.
Помашите ладошками – «крыльями» и, когда вы услышите пение птиц - «полетайте», представляя себя выбранной птицей (фонограмма «В мире животных»).
Логопедическое занятие проводится в игровой форме. Для успешности выполнения в каждой части используется наглядный материал, представленный в разделе «Оборудование». Ценность занятия в том, чтобы картинки с изображениями птиц не повторялись, имели разный размер и материал. Структура занятия состоит из фонетико – фонематических и лексико – грамматических заданий и предполагает умение читать, знание гласных и согласных звуков, классифицируя их по твердости – мягкости. Радость и удовольствие доставит детям участие родителей в игре «Умники и умницы» о пословицах и поговорках.
Литература:
О. И. Крупенчук «Научите меня правильно говорить».
Санкт – Петербург «Литера», 2001г.
В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь.
Санкт –Петербург «Лань», 1997 г.
Андрей Усачев «Великий могучий русский язык».
Москва «Полиграф – Проэкт», 2011 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильева Надежда Андреевна
→ НадеждаАндреевна 19.06.2013 0 3898 571 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.