Статья "Дидактическая игра в речевом развитии ребенка"
Коньшина Елена Викторовна
воспитатель
МАДОУ «Центр развития
ребенка - детский сад № 100»
г. Пермь
статья
«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре. Обучающая задача поставленная, в игре имеет для ребенка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает что учиться. Но он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо усваиваются детьми и не имеют отношения к умственному развитию. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет. Дидактическая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. А цель игры всегда имеет два аспекта.
Познавательный т.е. то, чему мы должны ребенка
Воспитательный т.е. те, способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить к детям.
В обоих случаях цель игры должна быть направлена на развитие определенных психических процессов или способностей ребенка. Всякая дидактическая игра включает в себя обучающую задачу. Это то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но она, же и дает наибольшее удовлетворение.
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:
Воспитание звуковой культуры речи.
Работа по данному разделу включает:
формирование правильного звукопроизношения;
развитие фонематического восприятия;
развитие артикуляционного аппарата;
развитие речевого дыхания;
умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Формирование грамматического строя речи:
работа над морфологией. Дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
словообразование. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);
соединение основ (сок выжимает - соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);
названия детёнышей животных;
названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);
названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
Словарная работа:
правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
Развитие связной речи:
овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;
пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.
Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.
Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
Пособия должны быть внешне привлекательными.
Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
словесные игры (без наглядного материала).
Для развития дидактической игры используются следующие средства и формы.
а) индивидуальная и групповая работа в игровой форме.
б) коллективные игры (дидактические, хороводные, подвижные, сюжетно- ролевые, словесные, пальчиковые)
в) беседы, наблюдения, экскурсии.
г) занятия по обучению родному языку.
д) чтение художественной литературы, прослушивание грамзаписи, драматизация.
е) заучивание стихов, скороговорок, отгадывание и придумывание загадок.
Так же необходима предметно - развивающая среда.
а) подбор художественной литературы.
б) подбор тематических игр и картинок.
в) подбор дидактических полиграфических игр.
г) атрибуты к играм.
В группе создаётся методическая база:
– картотека словесных дидактических игр и упражнений.
– картотека подвижных игр с вариативностью.
– картотека хороводных и пальчиковых игр.
– картотека дидактических игр с усложнением.
Приступая к работе с родителями разрабатываются:
а) консультация на родительском собрании «Организация работы по развитию речи»; консультация в папку-передвижку «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?»;
б) показ открытого занятия по развитию речи «Сравнение ранней и поздней весны». Цель: воспитание у детей наблюдательности и воображения, обогащение речи прилагательными; упражнение в подборе прилагательных.
в) статья в родительском уголке «Готовность к школе и развитие речи. Обучение грамоте»
г) индивидуальная консультация для родителей «Рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
д) рекомендации для родителей по посещению пермских театров, музеев.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста в игровой форме.
Литература:
1.А. Т. Арушанова « Речь и речевое общение детей».
2. Л.М. Козырева «Развитие речи детей 5-7 лет».
3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи».
4. Е. М. Косинова « Упражнения для развития речи».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коньшина Елена Викторовна
→ КоньшинаЕлена2014 29.10.2013 0 6376 684 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.