Конспект НОД: Составление рассказов по картине "Зимние забавы" (с использованием технологии ТРИЗ) в старшей группе


Автономная Некоммерческая Организация

Дошкольного Образования

«Планета детства «Лада»

детский сад № 97 «Хрусталик»

Самарская область









Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие»

для детей старшей группы

по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»

(с использованием технологии ТРИЗ)







подготовила

воспитатель Ольга Александровна Возняк









г.о. Тольятти, 2010 г.

Программное содержание:

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.

Задачи:

Обучающие: формировать умение при описании событий на картине, указывать место и время действия, используя разные типы предложений; учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включая в повествование описания природы, окружающей действительности (на основе использования технологии ТРИЗ).

Развивающие: развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников; расширить словарный запас: железная зима, трескучий мороз, скрипучий снег, седая хозяйка, не велик, снежные шубы, долгожданная зима, матушка - зима

Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материалы и оборудование: картина с изображением зимних развлечений; карточки с изображением алгоритма работы по картине (по технологии ТРИЗ), мольберт, указка.

Предварительная работа:

  1. Наблюдения за изменениями в природе;

  2. Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях;

  3. Чтение художественной литературы по теме: З. Александрова "Снежок", И. Суриков "Зима", русских народных сказок "Два Мороза", "Морозко";

  4. Беседа на тему: «Пришла зима»;

  5. Чтение загадок и пословиц о зиме;

  6. Составление рассказов из личного опыта «Как мы играем зимой».



Ход

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня

говорить:

«Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокожа, белолица».

Дети: Зима.

Воспитатель: Верно, зима. Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит", " Береги нос в большой мороз" (ответы детей). Ребята, скажите, а какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, солнышко мало греет, холодно, морозно т.д.). А какая она, зима? (белая,холодная, хмурая, ветреная, снежная, ледяная т.д.). А еще, зима, время веселых детских игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете? (катание с горки на санках, снежки, катание на лыжах, коньках, игра «Мороз – Красный нос» и т.д.).

Воспитатель: Зимой вы играете в разные игры. Сегодня я предлагаю вам составить рассказы по знакомой картине «Зимние забавы». (Дети проходят на стульчики)

1 этап «Определение состава картины» (работа с первой схемой)

- Какое время года изображено на картине? Какая погода?

(Зима, потому что вокруг много снега, падают снежинки, люди одеты в зимнюю одежду, деревья одели снежные шубы, речку затянуло льдом. Зима, потому что картина называется «Зимние забавы». Погода солнечная, морозная, холодная, ветреная, ясная и т.д.).

- Рассмотрите внимательно картину, кто на ней изображен?

(взрослые люди; дети: мальчики, девочки, собака, снегири).

- Какие предметы мы видим на картине? (лыжи, санки, коньки, снеговика, снег, снежинки, деревья, гроздья рябины)

- Что делают на картине взрослые? (Они взяли лыжи и отправились в лес, мама вышла на прогулку с маленькой дочкой)

- Что делают дети? (они катаются на санках, коньках, лепят снеговика и т.д.)

- Как одеты взрослые и дети? (по-зимнему, в теплую и удобную одежду и т.д.)

- Как художник описал настроение людей на картине? Какое оно? (радостное, веселое, бодрое, довольное и т.д.)

Итог этапа: Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты и предметы, изображенные на ней.

Физминутка «Лепим снеговика» (движения соответственно тексту)

Сегодня из снежного, мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома

Стоит наша баба у самых ворот

Никто не проедет

Никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе

А жучка все лает:

«Чужой во дворе!»

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине» (работа со второй схемой)

- Пришел волшебник «Объединяй-ка» и объединил объекты на картине: мальчик – санки, дети – снеговик, ребенок – коньки, взрослые - лыжи, снегири – ветки, снег – деревья, коньки – речка и т.д.). Дети самостоятельно выделяют и объясняют взаимосвязь между разными объектами и предметами на картине. Например: «Взрослые взяли лыжи, и отправились в лес кататься».

Итог этапа: Все объекты и предметы на картине связаны. Это важно доказать.

3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» (третья схема)

И спользуется прием «вхождения в картину». Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться по внимательнее, вдохнуть запахи, притронуться рукой. Даются творческие задания:

- Пришел волшебник «Я слушаю и помог нам услышать…» (ответы детей);

- Пришел волшебник « Я вижу и помог увидеть…» (ответы детей);

- Пришел волшебник «Я ощущаю рукой…» (ответы детей).

Итог этапа: речевая зарисовка ощущений от своего имени или от имени объектов картины.

Физминутка «Строим горку»

Раз, два, раз, два,

Начинается игра

Разгребаем снег лопатой

Строим горку во дворе

Белой и пушистой ватой

Двор украшен в декабре.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

4 этап «Преобразование объектов во времени» (четвертая схема)

П редлагаем детям выбрать персонажа, представить, как развивался сюжет во времени. Дети составляют рассказы от имени персонажей картины, давая название своему повествованию.

Воспитатель: А теперь пришло время придумать рассказ по картине «Зимние забавы». Выберите персонажа, о котором вы будете рассказывать. Придумайте название вашему рассказу. Определите, с чего вы начнете свой рассказ, как продолжите, чем закончится ваша история. Следите за тем, чтобы не повторять друг друга. (Самостоятельные рассказы троих детей).

Итог этапа: придумывание детьми названия и содержания рассказа.


5 этап «Итог занятия»


Воспитатель: «Ребята, оцените рассказы ваших друзей?» (ответы детей).

Затем педагог дает характеристику рассказам детей. Хвалит детей за работу.

Воспитатель: Какое замечательное время года – зима. Она приносит нам

множество сюрпризов и интересных занятий. Свои впечатления мы отражаем в рассказах, рисунках, поделках. Я предлагаю Вам после занятия нарисовать иллюстрации к вашим рассказам и организовать из рисунков выставку.


Полный текст материала Конспект НОД: Составление рассказов по картине "Зимние забавы" (с использованием технологии ТРИЗ) в старшей группе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Возняк ольга Александровна  Olga0661
07.11.2014 1 11419 1342

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК