Конспект НОД: Составление рассказов по картине "Зимние забавы" (с использованием технологии ТРИЗ) в старшей группе
Автономная Некоммерческая Организация
Дошкольного Образования
«Планета детства «Лада»
детский сад № 97 «Хрусталик»
Самарская область
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
для детей старшей группы
по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»
(с использованием технологии ТРИЗ)
подготовила
воспитатель Ольга Александровна Возняк
г.о. Тольятти, 2010 г.
Программное содержание:
Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.
Задачи:
Обучающие: формировать умение при описании событий на картине, указывать место и время действия, используя разные типы предложений; учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включая в повествование описания природы, окружающей действительности (на основе использования технологии ТРИЗ).
Развивающие: развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников; расширить словарный запас: железная зима, трескучий мороз, скрипучий снег, седая хозяйка, не велик, снежные шубы, долгожданная зима, матушка - зима
Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Материалы и оборудование: картина с изображением зимних развлечений; карточки с изображением алгоритма работы по картине (по технологии ТРИЗ), мольберт, указка.
Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями в природе;
Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях;
Чтение художественной литературы по теме: З. Александрова "Снежок", И. Суриков "Зима", русских народных сказок "Два Мороза", "Морозко";
Беседа на тему: «Пришла зима»;
Чтение загадок и пословиц о зиме;
Составление рассказов из личного опыта «Как мы играем зимой».
Ход
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня
говорить:
«Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокожа, белолица».
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно, зима. Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит", " Береги нос в большой мороз" (ответы детей). Ребята, скажите, а какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, солнышко мало греет, холодно, морозно т.д.). А какая она, зима? (белая,холодная, хмурая, ветреная, снежная, ледяная т.д.). А еще, зима, время веселых детских игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете? (катание с горки на санках, снежки, катание на лыжах, коньках, игра «Мороз – Красный нос» и т.д.).
Воспитатель: Зимой вы играете в разные игры. Сегодня я предлагаю вам составить рассказы по знакомой картине «Зимние забавы». (Дети проходят на стульчики)
1 этап «Определение состава картины» (работа с первой схемой)
- Какое время года изображено на картине? Какая погода?
(Зима, потому что вокруг много снега, падают снежинки, люди одеты в зимнюю одежду, деревья одели снежные шубы, речку затянуло льдом. Зима, потому что картина называется «Зимние забавы». Погода солнечная, морозная, холодная, ветреная, ясная и т.д.).
- Рассмотрите внимательно картину, кто на ней изображен?
(взрослые люди; дети: мальчики, девочки, собака, снегири).
- Какие предметы мы видим на картине? (лыжи, санки, коньки, снеговика, снег, снежинки, деревья, гроздья рябины)
- Что делают на картине взрослые? (Они взяли лыжи и отправились в лес, мама вышла на прогулку с маленькой дочкой)
- Что делают дети? (они катаются на санках, коньках, лепят снеговика и т.д.)
- Как одеты взрослые и дети? (по-зимнему, в теплую и удобную одежду и т.д.)
- Как художник описал настроение людей на картине? Какое оно? (радостное, веселое, бодрое, довольное и т.д.)
Итог этапа: Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты и предметы, изображенные на ней.
Физминутка «Лепим снеговика» (движения соответственно тексту)
Сегодня из снежного, мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома
Стоит наша баба у самых ворот
Никто не проедет
Никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе
А жучка все лает:
«Чужой во дворе!»
2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине» (работа со второй схемой)
- Пришел волшебник «Объединяй-ка» и объединил объекты на картине: мальчик – санки, дети – снеговик, ребенок – коньки, взрослые - лыжи, снегири – ветки, снег – деревья, коньки – речка и т.д.). Дети самостоятельно выделяют и объясняют взаимосвязь между разными объектами и предметами на картине. Например: «Взрослые взяли лыжи, и отправились в лес кататься».
Итог этапа: Все объекты и предметы на картине связаны. Это важно доказать.
3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» (третья схема)
И спользуется прием «вхождения в картину». Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться по внимательнее, вдохнуть запахи, притронуться рукой. Даются творческие задания:
- Пришел волшебник «Я слушаю и помог нам услышать…» (ответы детей);
- Пришел волшебник « Я вижу и помог увидеть…» (ответы детей);
- Пришел волшебник «Я ощущаю рукой…» (ответы детей).
Итог этапа: речевая зарисовка ощущений от своего имени или от имени объектов картины.
Физминутка «Строим горку»
Раз, два, раз, два,
Начинается игра
Разгребаем снег лопатой
Строим горку во дворе
Белой и пушистой ватой
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
4 этап «Преобразование объектов во времени» (четвертая схема)
П редлагаем детям выбрать персонажа, представить, как развивался сюжет во времени. Дети составляют рассказы от имени персонажей картины, давая название своему повествованию.
Воспитатель: А теперь пришло время придумать рассказ по картине «Зимние забавы». Выберите персонажа, о котором вы будете рассказывать. Придумайте название вашему рассказу. Определите, с чего вы начнете свой рассказ, как продолжите, чем закончится ваша история. Следите за тем, чтобы не повторять друг друга. (Самостоятельные рассказы троих детей).
Итог этапа: придумывание детьми названия и содержания рассказа.
5 этап «Итог занятия»
Воспитатель: «Ребята, оцените рассказы ваших друзей?» (ответы детей).
Затем педагог дает характеристику рассказам детей. Хвалит детей за работу.
Воспитатель: Какое замечательное время года – зима. Она приносит нам
множество сюрпризов и интересных занятий. Свои впечатления мы отражаем в рассказах, рисунках, поделках. Я предлагаю Вам после занятия нарисовать иллюстрации к вашим рассказам и организовать из рисунков выставку.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Возняк ольга Александровна
→ Olga0661 07.11.2014 1 11442 1342 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.