Консультация для педагогов "Способы и виды коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией через развитие моторной сферы"
Консультация для педагогов на тему: «Способы и виды коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией, через развитие моторной сферы».
Подготовила: учитель-логопед-Семенихина А.Е.
Речь является одним из наиболее значительных факторов и средств развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Правильная речь является одной из важных предпосылок полноценного развития личности.
В настоящее время наблюдается постоянный рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Одним из распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста является дизартрия.
Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.
В настоящее время данная речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах и представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Важнейшую роль в обеспечении познавательной и речевой деятельности ребенка выполняет моторика. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Высокая значимость моторики определяет необходимость специальной работы по её формированию у детей дошкольного возраста.
Развитие моторики ребенка представляет собой сложный диалектический процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики ребенка в целом. Так, процесс формирования произвольных движений у ребенка происходит путем автоматизации моторных и ориентировочно-исследовательских действий на основе восприятия образов и слов, а тесная связь тонкой моторики и развития речи определяет речевую регуляцию движений в сложной развернутой произвольной деятельности. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, симптомы которой проявляются в виде расстройства двигательной сферы и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.
Двигательная недостаточность выражается у дизартриков в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения. Чем сложнее движение, тем заметнее моторная недостаточность.
В зависимости от того, какие отделы головного мозга поражены речевые и моторные нарушения могут проявляться как в слабо, так и в сильно выраженной форме. У детей с дизартрией отмечаются особенности моторных функций, выраженные в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.
Характерны следующие патологические особенности двигательной сферы: синкинезии, гиперкинезы, дискоординация движений, тремор, наличие нередуцированных рефлексов.
Важной задачей при организации коррекционной работы с детьми с дизартрией является развитие моторной сферы.
Коррекционная работа с детьми с дизартрией через развитие моторной сферы включает упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Цель — устранить нарушения, связанные с замедленными, неловкими, скованными движениями, и сформировать чёткую, координированную работу артикуляционных органов.
Ниже приведены примеры упражнений для разных направлений.
Общая моторика
Упражнения для развития крупной моторики. Например:
«Бревнышко» — из положения лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
«Колобок» — лёжа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
«Письмо в воздухе» — лёжа на спине, руки вытянуты вперёд перед грудью, одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы, цифры, а также целые слова.
Мелкая моторика
Игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор.
Пальчиковые игры. Например:
Считалка «Мальчик-пальчик, где ты был?» — ребёнок раскрывает ладонь и на каждую строчку считалки касается большим пальцем каждого пальчика — указательного, среднего, безымянного и мизинчика.
«Изображаем животных» — ребёнок раскрывает ладошку, оттопыривает вверх большой палец — изображает собачку, поднимает и опускает мизинец — собачка лает.
Артикуляционная моторика
Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, щёк и нижней челюсти. Упражнения могут быть статические (когда надо удерживать органы в определённом положении) и динамические (когда надо правильно выполнять движения).
Примеры упражнений:
«Иголочка» — ребёнок открывает рот и высовывает язык, сделав его кончик острым, это положение нужно зафиксировать на 10 секунд.
«Качели» — ребёнок открывает рот и начинает двигать языком вверх и вниз, касаясь языком то верхних, то нижних зубов, повторить 10 раз.
Для развития мышц щёк — ребёнок набирает в рот воды и начинает её перемещать от одной щеки к другой, повторить 6–8 раз.
Данное направление логопедической работы необходимо реализовывать систематически совместными усилиями всех участников образовательного процесса: логопеда, воспитателей, специалистов ДОУ, родителей ребёнка. Учитель-логопед выступает организатором данного процесса и рекомендует каждому педагогу наиболее оптимальные варианты использования коррекционных технологий, развивающих двигательную сферу ребёнка.
Осуществляя взаимосвязь со специалистами возможно формировать общие двигательные навыки, которые устраняют нарушения общей моторики, некоординированные, скованные движения, развивают быстроту и общую выносливость, а также способствуют выработке плавности и регуляции дыхания.
Так, в ходе музыкальных занятий, необходимо включать разнообразные виды деятельности, способствующие развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа. Для развития динамической координации и общей моторики, главным средством является ходьба, естественный вид движения, но достаточно сложный по координации.
Одним из направлений развития общей моторики и двигательной координации можно рассматривать логоритмику.
Работая с детьми с дизартрией, необходимо включать в музыкальные занятия элементы логоритмики, такие как речедвигательные упражнения, ходьба с заданием, отбивание ритма песен и стихов, пантомима, задания на драматизацию стихотворных и прозаических отрывков и др.
На занятиях по физической культуре также придаётся большое значение технике выполнения различных видов ходьбы, бега, прыжков. Также важное место отводится играм с мячом, развивающим ловкость, координацию, скорость и переключаемость движений.
Эффективность коррекционной работы с детьми ОВЗ (ТНР) определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Хотелось бы отметить что, успех коррекционно-образовательной работы, определяется последовательностью и систематичностью взаимосвязи всех специалистов ДОУ. Учитывая особенности речевого развития, а также развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников с ТНР, в руках педагогов будущее дошкольников, поэтому необходимо создать наиболее оптимальные условия для преодоления всех имеющихся нарушений.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Семенихина Анастасия Евгеньевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.