Конспект занятия по развитию речи (грамоте) в подготовительной группе "Осенний лес: грибы и лесные ягоды"
Конспект занятия по развитию речи (грамоте) в подготовительной группе
Тема: «Осенний лес: грибы и лесные ягоды»
Возрастная группа: Подготовительная к школе (6-7 лет)
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Развитие связной речи, обогащение словарного запаса по теме «Грибы и лесные ягоды», подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
• Образовательные:
• Расширять и активизировать словарь по теме «Грибы и лесные ягоды» (названия съедобных и ядовитых грибов, ягод; признаки грибов и ягод; места их произрастания).
• Формировать умение составлять описательные рассказы о грибах и ягодах по плану.
• Учить различать звуки, определять первый звук в слове, выделять слова с определенным звуком.
• Знакомить с понятиями «звук» и «буква».
• Формировать навык звуко-буквенного анализа простых слов.
• Развивающие:
• Развивать фонематический слух, произвольное внимание, память, логическое мышление.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Развивать умение работать по образцу и самостоятельно.
• Развивать связную речь, интонационную выразительность.
• Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Формировать умение работать в коллективе, слушать и слышать сверстников и воспитателя.
• Воспитывать интерес к чтению и грамоте.
• Формировать навыки безопасного поведения в лесу.
Предварительная работа:
• Экскурсии в осенний лес (или прогулки по территории ДОУ с элементами наблюдения за осенними изменениями).
• Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий с грибами и ягодами.
• Чтение художественной литературы (стихи, рассказы, сказки о грибах и ягодах).
• Беседы о правилах поведения в лесу, о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
• Дидактические игры: "Что где растет?", "Отгадай по описанию", "Собери гриб/ягоду".
• Заучивание стихов, загадок о грибах и ягодах.
Материалы и оборудование:
• Картинки с изображением съедобных (белый гриб, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, маслята) и ядовитых (мухомор, бледная поганка) грибов.
• Картинки с изображением лесных ягод (малина, черника, земляника, брусника, клюква, рябина).
• Иллюстрации, изображающие осенний лес, поляны с грибами и ягодами.
• «Чудесный мешочек» с муляжами или картинками грибов и ягод.
• Карточки с изображением предметов (грибы, ягоды, деревья, животные).
• Карточки с изображением букв (больших и маленьких, печатных) – особенно тех, которые встречаются в словах по теме: Г, Р, Б, Я, Г, О, Д, Н, Л, С, П, М, Ч, В, К, Т.
• Схемы звуко-буквенного анализа слов (количество клеток равно количеству звуков/букв).
• Счетные палочки или фишки для составления схем.
• Картинки-символы для обозначения твердых/мягких согласных, звонких/глухих согласных, гласных звуков.
• "Волшебные" карандаши для письма букв (например, для написания букв на песке или манке).
• Аудиозапись звуков леса.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Мотивация. (5 мин.)
• Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Осень). А что происходит осенью в лесу? (Листья желтеют, опадают, становится прохладно, появляются грибы и ягоды).
• Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в осенний лес. Чтобы попасть туда, нужно закрыть глаза и внимательно послушать. (Включается аудиозапись звуков леса: шелест листьев, пение птиц, возможно, пение ветра).
• Воспитатель: Открывайте глаза! Мы с вами в осеннем лесу. Посмотрите, как красиво вокруг! (Показывает иллюстрации осеннего леса). Лес дарит нам свои щедрые подарки. Какие? (Грибы и ягоды).
II. Основная часть.
1. Путешествие по лесу: Грибы. (7 мин.)
• Воспитатель: Смотрите, под деревьями что-то прячется. Давайте найдем! (Дети рассматривают картинки с изображением грибов).
• Воспитатель: Назовите, какие грибы вы видите? (Дети называют).
• Игра "Съедобный – ядовитый": (Показывает картинки поочередно).
• "Этот гриб можно кушать, он съедобный. А этот – нет, он ядовитый, опасн
(Дети показывают сигнальные карточки: зеленая – съедобный, красная – ядовитый, или хлопают/топают).
• Акцент на опасности: "Почему нельзя трогать мухомор или бледную поганку?" (Можно отравиться, опасно). "Что нужно делать, если увидел незнакомый гриб?" (Не трогать, сказать взрослым).
• Описание гриба: (Выбирает один съедобный гриб, например, белый). "Давайте попробуем описать белый гриб. Какой он? (Большой, крепкий, красивый). Из чего состоит гриб?" (Шляпка, ножка).
• Звуко-буквенный анализ слова "ГРИБ" (3 мин.):
• Воспитатель: Давайте посмотрим, из каких звуков состоит слово "ГРИБ". Произнесем его вместе медленно: Г-Р-И-Б.
• Сколько звуков в слове "ГРИБ"? (4).
• Давайте определим первый звук. Какой он? (Г). Твердый или мягкий? (Твердый). Звонкий или глухой? (Звонкий). (Дети показывают фишку/символ твердого звонкого согласного).
• Следующий звук? (Р). Твердый/мягкий? (Твердый). Звонкий/глухой? (Звонкий). (Показывают фишку/символ).
• Следующий звук? (И). Это гласный звук. (Показывают фишку/символ гласного).
• Последний звук? (Б). Твердый/мягкий? (Твердый). Звонкий/глухой? (Звонкий). (Показывают фишку/символ).
• Воспитатель: Сколько всего звуков? (4). А теперь давайте посмотрим, сколько в этом слове букв. (Показывает карточку с буквой "Г", "Р", "И", "Б"). Сколько букв? (4).
• Воспитатель: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Сегодня мы будем учиться узнавать и различать их.
2. Путешествие по лесу: Ягоды. (7 мин.)
• Воспитатель: Посмотрите, а под этими кустиками что-то блестит! Это ягоды! (Показывает картинки с ягодами).
• Игра "Собери ягоды в корзинку": (Показывает муляжи или картинки ягод).
• "Назовите ягоды, которые вы знаете". (Малина, земляника, черника, брусника, клюква, рябина).
• "Какие ягоды можно собирать? А какие нельзя?" (Акцент на ядовитые ягоды, например, волчьи ягоды, вороний глаз). "Почему?" (Отравиться можно).
• Описание ягоды: (Берет картинку малины). "Давайте опишем малину. Какая она?" (Красная, сладкая, душистая, с косточками, растет на кусте).
• Звуко-буквенный анализ слова "МАЛИНА" (3 мин.):
• Воспитатель: Произнесем слово "МАЛИНА". Сколько в нем звуков? (М-А-Л-И-Н-А – 6 звуков).
• Первый звук? (М). Твердый/мягкий? (Твердый). Звонкий/глухой? (Звонкий). (Показывают фишку/символ).
• Следующий звук? (А). Гласный. (Фишка/символ).
• Следующий звук? (Л). Твердый/мягкий? (Твердый). Звонкий/глухой? (Звонкий). (Фишка/символ).
• Следующий звук? (И). Гласный. (Фишка/символ).
• Следующий звук? (Н). Твердый/мягкий? (Твердый). Звонкий/глухой? (Звонкий). (Фишка/символ).
• Последний звук? (А). Гласный. (Фишка/символ).
• Воспитатель: Сколько звуков? (6). А сколько букв в слове "МАЛИНА"? (Показывает карточки с буквами "М", "А", "Л", "И", "Н", "А"). (6 букв).
• Воспитатель: Смотрите, в слове "ГРИБ" звуков и букв было поровну, а в слове "МАЛИНА" тоже. Но так бывает не всегда!
3. Игра "На какой звук начинается слово?" (5 мин.)
• Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я буду показывать вам картинку, а вы скажете, с какого звука начинается название этого предмета.
• (Показывает картинку гриба - мухомора). "С какого звука начинается слово МУХОМОР?" (С [м]).
• (Показывает картинку ягоды - черники). "С какого звука начинается слово ЧЕРНИКА?" (С [ч]).
• (Показывает картинку - лисичка). "С какого звука начинается слово ЛИСИЧКА?" (С [л]).
• (Показывает картинку - подосиновик). "С какого звука начинается слово ПОДОСИНОВИК?" (С [п]).
• Воспитатель: Молодцы, вы отлично слышите первый звук!
4. Игра "Найди букву" (5 мин.)
• Воспитатель: Звуки мы слышим, а буквы мы видим и пишем. У меня есть волшебные буквы (карточки с буквами). Давайте найдем буквы, которые есть в словах "ГРИБ", "МАЛИНА", "ЛЕС", "ЯГОДА".
• (Воспитатель называет слово, дети ищут и показывают соответствующие буквы).
• "Найдите букву, которая обозначает первый звук в слове ГРИБ". (Буква Г).
• "Найдите букву, которая обозначает последний звук в слове МАЛИНА". (Буква А).
• "Найдите букву, которая встречается в словах ЛЕС и ЯГОДА". (Буква Е).
• Воспитатель: Вы очень хорошо справились! Теперь вы знаете, что звуки мы слышим, а буквы видим.
5. "Письмо" букв (3 мин.)
• Воспитатель: А теперь попробуем написать некоторые буквы, которые мы узнали. Можно писать на песке, манке, или просто в воздухе, представляя, что держите волшебный карандаш.
• (Воспитатель называет букву, например, "А", "М", "О", "Л", "Я"). Дети пишут.
• Воспитатель: Вы настоящие писатели!
III. Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин.)
• Воспитатель: Наше путешествие в осенний лес подходит к концу. Что мы сегодня видели и узнавали? (Грибы, ягоды, правила поведения в лесу).
• Воспитатель: А что мы учили на занятии по грамоте? (Звуки и буквы, как они различаются, как составлять схемы слов, как находить буквы).
• Воспитатель: Какие слова из нашего путешествия вы запомнили? (Гриб, малина, ягода, лес, мухомор и т.д.).
• Воспитатель: Вы были сегодня очень внимательными, сообразительными и дружными! Молодцы! Помните, что лес – это наш общий дом, и его нужно беречь. И, конечно, будьте осторожны с незнакомыми грибами и ягодами!
Ожидаемый результат:
• Дети владеют словарем по теме "Грибы и лесные ягоды",
различают съедобные и ядовитые• Умеют описывать грибы и ягоды по существенным признакам.
• Знают правила поведения в лесу.
• Различают понятия "звук" и "буква".
• Умеют определять первый звук в простых словах.
• Умеют проводить простейший звуко-буквенный анализ (определять количество звуков и букв в простых словах).
• Знают некоторые буквы и умеют их писать (печатать).
• Проявляют интерес к грамоте и познавательной деятельности.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Переверзева Раиса Петровна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.