Игровые упражнения в работе с дошкольниками с ОНР


В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи. Речевое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием. Опираясь на данные исследуемой литературы и проведенных исследований Т.Н. Волковской, Ю.Ш. Фаусек, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи важно выявить в дошкольном возрасте, чтобы во время начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
В связи с вышесказанным возникает необходимость поиска новых педагогических подходов к повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ОНР.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Эффективность организации занятий с дошкольниками в игровой форме подтверждена многими психолого-педагогическими исследованиями.
В игре развивается интеллект, творческие способности, память, внимание, наблюдательность, воля, сообразительность. Главное, чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка. Особенно живо игры проходят, когда есть элемент соревнования.
Я в своей работе с детьми подготовительной группы пользуюсь следующими играми:

• «Посчитай, сколько в слове слогов»
Взрослый вначале объясняет ребёнку, что каждое слово в языке, которым мы разговариваем, может состоять из нескольких частей – одной, двух, трёх и даже больше. При этом взрослый показывает на собственном произношении, как можно поделить слово на слоги, сопровождая свой рассказ хлопками в ладоши.
- Мяч, - говорит взрослый и при этом делает один хлопок в ладоши, а ребёнок повторяет это же слово и сопровождающий его жест.
- Ма-ма, - произносит взрослый, сопровождая каждый слог отдельным хлопком, ребёнок повторяет звуки и дублирует число слогов хлопками в ладоши.
Играть в игру можно бесконечно, пока не надоест. Для разнообразия, игру можно провести с помощью мяча. Этот предмет заменит ладони. Ребёнок произносит слово, сопровождая каждый слог ударом мяча об пол.

• «Услышь знакомый звук»
Это упражнение полезно для развития фонематического слуха у детей. Взрослый уговаривается с ребёнком, что сейчас надо будет внимательно слушать слова и постараться услышать задуманный звук ( например: З) Когда ребёнок услышит в слове звук « з», он должен подать знак. Например – хлопнуть в ладоши, присесть, встать, поднять фишку.
Это упражнение можно использовать при дифференциации звуков.

• « Назови общий звук»
Для этого взрослый произносит подборку слов, в которых действительно есть общий звук. Сначала можно обойтись парным словосочетанием. Например: гном – шаги (г), цапля – кольцо (ц) и т.д.
Произносить слово надо, не торопясь, отчётливо, чтобы дать ребёнку проанализировать предложенное ему словосочетание. После ряда подобных занятий можно увеличить словесную цепочку до трех слов: кролик – рама – забор (р).

• «Слова с одной буквы»
Взрослый называет слово, в котором ребёнок выделяет и отдельно произносит первый звук. Затем придумывает как можно больше слов на этот звук. Например, первым было слово «мама», начальный звук – «м». Какие ещё слова начинаются на этот звук? ( мыло, матрос, море и т.д.)

• «Цепочка слов»
Взрослый объясняет задачу игры. Сейчас он произносит слово, в котором надо выделить последний звук. Потом подобрать слово, в котором этот звук будет первым. Например: стол –лак –куст –том и т.д. Можно играть и по другому. Один ребёнок называет слово, другой подбирает следующее и становится за ним и т.д. строится цепочка. Затем под музыку дети двигаются змейкой.

• «Найди знакомый предмет»
Эту игру лучше проводить, используя слова, которые обозначают предметы окружения ребёнка. Например, те, которые находятся в группе. Вот какими могут быть задания.
Назови предмет, который:
- начинается на «п», «с», «к»;
- заканчивается на «а», «р»;
- в середине имеет звук «л», «у».

• «Викторина»
Эта игра проводится с участием нескольких игроков, которые встают в одну линейку и договариваются, где будет финишная черта – впереди, на расстоянии 8 шагов. Задача игроков – поочерёдно произносить слова по заданной тематике, которая обговаривается предварительно. Называя слово правильно, ребенок делает шаг вперед. Тот, кто затрудняется с ответом, пропускает ход. Тематика может быть разной, например, герои мультфильмов, сказок, птицы, дикие животные, посуда и т.д. Побеждает тот, кто быстрее остальных доберётся до финиша.

• «Продолжи предложение»
Ребенку дается задание продолжить фразу, которую начал взрослый. Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ребенок ясно почувствовал, о чем надо сказать в дальнейшем. Например:
- Если на улице выпал снег, то….
- Если на небе светит солнце, то….
- Если птицы улетают на юг, то….

• «Соседи»
Это упражнение развивает ассоциативное мышление. Задача ребенка – найти слово, которое логически близко примыкало бы к предыдущему. Например, к слово «зима» можно назвать слово «снег» и так далее.
Постепенно игру можно усложнить игру, называя не по одному слову, а целые цепочки близких по смыслу слов. Например, «гном»- гора, Белоснежка, колпак.

Полный текст материала Игровые упражнения в работе с дошкольниками с ОНР смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алла Александровна Мацькова  Алюня
12.11.2010 6 8807 724

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК