Занятие по грамоте на тему «Согласные звуки (В)-(В/); Буквы В, в» в классе предшкольной подготовки
Занятие по подготовке к обучению грамоте и письму
на тему «Согласные звуки (В)- (В/), Буквы В, в. »
в классе предшкольной подготовки
Ярмак Светлана Геннадьевна
Воспитатель
Любимовская НСШ
Тема: Согласные звуки (В)- (В/), Буквы В, в.
Тип занятия : Повторение пройденного материала.
Вид занятия: Интегрированное занятие . «Путешествие в страну Здоровье.»
Цель: Знакомство детей со звуками (В)- (В\) и буквами В, в.
Задачи: 1.Упражнять в звуковом анализе слов, умении составлять модели;
2. Учить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами;
3. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: Карточки на доске « Согласные буквы В,в.». Магнитофон.
Игра : «Доскажи словечко». Сказка Г Юдин. «Мыша-водолаз». «На что похожа буква» стр 37 В В Волина «занимательное азбуковедение», Приключение буквы «Наш друг Пишичитай». Е. Агронович
Индивидуальные карточки со словами. Слова на доске: Вдох- вход
Коля- яолк-яол-волк-вол; Задание веселого карандаша: Образцы букв, элементы букв, рисунки. Карточки «Солнышки». Карточки с рисунками воробья и вороны, модели слов, цветные карандаши. Картинка: поезд, Картинка: вертолет.
Формы: Индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы: Словесный, наглядный.
План занятия
Организационный момент. Путешествие в страну Здоровье .
Актулизация раннее изученного материала. Станция№1 «На что похожа буква»
Работа по теме занятия.Станция№2 «Сказочная»
Физминутки.Станция№3 «Приключение буквы. Наш друг Пишичитай».
4. Самостоятельная работа. Станция №4 «Сделай сам»
5.Звукобуквенный анализ слов « Воробей», «Ворона» станция№5 «Доскажи словечко»
6. Рефлексия
7. Итог занятия
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Сегодня у нас необычное занятие- «Занятие путешествие».
Мы с вами отправимся в страну «Здоровья» . для путешествия нам понадобятся знания и умения, приобретенные на занятии по подготовке к грамоте и письму.
Путешествуя по стране, вы сможете показать чему мы научились, как умеете читать слоги, слова . Путешествовать мы будем с доктором Айболитом .
Айболит : Здравствуйте, ребята! Все хотите быть здоровыми и грамотными?
Дети : Да.
Айболит : Сегодня путешествуя , мы научимся играя, выполнять режим дня.
Вы покажете, как читаете слоги , слова, предложения.
На занятии прошу быть внимательными и активно мне помогать.
Ваше активное участие на занятии сегодня необходимо, работайте дружно и хорошо.
2.Актулизация раннее изученного материала.
А)Оценивать ваши ответы мне поможет Доктор Айболит.
У него будут карточки. Если ответ правильный, то солнце на картинке будет улыбаться.
Если вы ошиблись, но сами исправились, то солнышко ваше спрячется за тучку.
Но если ответ будет неверным, на картинке появится грозная туча.
Но я надеюсь, что это не случится.
Итак, готовы? В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь.
Девизом нашего путешествия будут такие слова:
«Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»
Звучит музыка «Голубой Вагон» .
В) станция №1 «На что похожа буква».
Воспитатель показывает картинку с изображением буквы В.
Читает: 1.Словно букву в
Алена
Держит
Трубку телефона. (В. Степанов)
2. вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки! (Г. Виеру)
3. Вот буква В
Видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
(С. Маршак)
Воспитатель : Молодцы, все узнали букву В.в.
С) Фонетическая зарядка: Назовите имена мальчиков, которые начинаются на В (Витя, Ваня, Вася, Вова, Владислав, Вадим, Валя)
(Айболит раздает карточки «Солнышки»)
Д) Воспитатель: на остановке № «Сказочной» сейчас вы услышите сказку.
В этой сказке нужно будет запомнить слова со звуками (В)-(В/).
Мыша- водолаз. Г. Юдин.
Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, чтобы через нее дышать, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. « Ну пора всплывать,»- наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.
«Ну что делать?» - в отчаянии думал «Водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.
Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив
Водоворотом бедного «Водолаза» и мгновенно засосав его в дырку.
И так, выставив макаронину , наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду , вынули «Водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку….
Ребята называют слова: Водолаз, валерьянка, ванна, время, вода, выдумка, веревка итд…
(Айболит раздает карточки «солнышки».)
Воспитатель: Ребята, большую часть дня вы проводите в школе, за столами.
-Чего мы должны остерегаться?
Дети: Нарушения осанки, искривление позвоночника.
3 Работа в азбуке- тетради.
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим , как вы умеете держать свою осанку при письме.
Дети печатают букву В ,в по образцу.
Пишут элементы буквы в, выполняют задание веселого карандаша. (Штрихуют рисунки, копируют )
Воспитатель объясняет воспитанникам как следует сидеть, работать с тетрадью.
-Ребята, чтобы хорошо работать на занятии, необходимо соблюдать правильно режим дня. Во время вставать, делать зарядку, завтракать, обедать, ужинать, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе и готовиться ко сну. Девиз занятия: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Давайте подвигаемся, чтобы немного отдохнуть.
Физминутки (Проводит воспитатель и доктор Айболит)
Зарядка.
(Текст стихотворения сопровождается движениями детей).
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (Ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (Руки вверх),
Приседать и вставать ( приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать. (10 прыжков).
Лошадка.
(Упражнение для рук).
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Чок- чок-чок, чок- чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Дети сидят за партой, руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)
4. А сейчас ребята отправляемся в путешествие дальше, мы отправляемся на станцию №3к нашему другу .
Наш друг Пишичитай очень любит приключения.
(Е. Агронович)
«Наш друг Пишичитай».
Однажды мальчик Коля сидел и от нечего делать выдумывал новые слова, переставляя в них буквы, как ему вздумается. Вместо Коля сделал Яолк.
Вдруг появилась Опечатка – королева всех испорченных букв, которая обожала уродливые, корявые, дырявые слова лучше любых сладостей.
Она обрадовалась слову- уродине и приставила к слову Яол рога из буквы К и поторопилась забрать понравившееся ей словечко к себе в замок.
Но тут подоспел волшебник Пишичитай , и они помчались вместе с Колей в погоню, прихватив с собой вместо ружья и сабли букву В.
Хозяйка встретила их на крыше своего удивительного дома- книжки- песней:
Тут владенья Опечатки,
У меня свои порядки,
Все по- моему идет.
Здесь при встрече
Со словами
Их читают вверх ногами
Или задом наперед.
Из владений Опечатки
Удирайте без оглядки,
Тут никто вас не спасет.
Скоро вы начнете сами
Бегать- прыгать вверх ногами
Или задом наперед.
На заборе замка надпись: Вдох.
- Ребята, давайте поможем друзьям войти, но для этого надо переставить буквы так, чтобы получилось нужное слово. Правильно- Вход.
« Застежка « открылась , друзья вошли в дом- книгу. Тут были странички из разных книг, где попадались опечатки. На картинке Пишичитай заметил одного из Колиных слов- уродцев с рогами (помните? )
«Его-то нам и нужно!»
И вдруг, свирепо рыча , Яолк бросился на Колю. «Бей его новой буквой В , она разбила Я и сама встала на ее место,
И получилось..( Что получилось, ребята, какое слово? Правильно Волк.)
Мальчик даже испугаться не успел, как пред ним предстал волк и отдал ему честь, как верный солдат, и они все вместе пошли искать еще одного уродца. И вдруг оно само, ревущее чудовище, опустив могучие рога, появилось перед ними.
Волшебник был прижат этим словом ЯОЛ к стволу пальмы, он едва прохрипел: «Новой буквой его» Страшно было , но Коля подбежал к рогатой голове и ударил по ней буквой В Буквы К (Рога) и Я отлетели и на их место встала буква В , получилось слово…
(Какое слово получилось, ребята? Правильно Вол.)
Новое слово без ошибки, хотя и с рогами, но доброе
- Это всегда так,- сказал Пишичитай, - слово с ошибкой враг, а без ошибки-друг. И от нечего делать нельзя коверкать слова, надо говорить их правильно и много читать!!!
(на доске записаны слоги :Вы,во,ва, ву, ве, ев,ов,ув;
Слова: волк, воля, вода, валик, вилка, ведро , дети читают)
Станция № 4«Сделай сам»
5. Самостоятельная работа детей.
На индивидуальных карточках ребята самостоятельно читают слова и рядом их печатают.
Карточка №1
Прочитай слова и напечатай.
Врач
Время
Ветер
Вода
Ведро
Карточка №2
Воробей
Волны
Вьюга
Вишня
Велосипед
Карточка №3
Вагон
Василек
Ванна
Верблюд
Варежки
Доктор Айболит контролирует работу воспитанников и вручает «Солнышки» за проделанную работу.
Станция №5 «Доскажи словечко»
6. Воспитатель проводит игру : «Доскажи словечко».
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей1
Я бывалый (воробей)
Окраска сероватая,
Повадка –вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона
Это (Ворона)
----Воспитатель с детьми проводит звуковой анализ слов «Ворона «, «Воробей»
Какой первый звук в слове (Ворона) ?
Работа в карточках с картинками и моделями слов.
- Артикуляция звука. Характеристика звука (звук согласный, звонкий , произносится с голосом, может быть твердым и мягким)
- определение места звука в словах, выделение его в схемах под картинками.
(Айболит вручает «Солнышки» детям и читает стихотворение
***
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Казахстанский (вертолет)
Воспитатель: Мы садимся в вертолет и полетим домой
(Инсценировка под музыку дети «летают по классу и приземляются на стульчики»
Вот мы и дома ,ребята.
---Рефлексия.----
1 группа детей ответит на вопрос, почему девизом нашего занятия были взяты слова : « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Ответы воспитанников.
Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье, чтобы принести пользу своей стране, семье.
2 группа детей укажет на факторы, разрушающие здоровье? ( Не соблюдение режима дня, невнимательность на занятии, плохое настроение)
3 группа детей расскажет при каких условиях улучшается здоровье ( Дружба с о спортом, прогулки на свежем воздухе, зарядка, физминутки)
------Итог занятия.-----
- Понравилось ли вам занятие путешествие в страну «Здоровье»
Дети: да. На занятиях нужно сидеть правильно, нам нужно остерегаться нарушения осанки, искривление позвоночника.
На занятии мы двигались и играли, проводили физминутки, чтобы быть здоровыми и выносливыми.
- что нового для себя вы узнали на занятии?
-Мы узнали много слов на звук (В)-(В/);
- Читали с другом Пишичитаем слова, узнали что нельзя коверкать слова, надо говорить правильно и много писать и читать.
- Мы запомнили имена мальчиков, которые начинаются на В ( Витя, Вова, Валя, Вася)
-Мы печатали буквы В, в , учились работать по карточке, печатали слова по образцу.
- кто пришел к нам на занятие?
- Доктор Айболит.
_ Поднимите все свои солнышки, которые вы получили на занятии за правильные ответы.
- Посмотрите, как светло стало в нашем классе.
- Мне было очень интересно с вами работать.
Большое спасибо.
Использованная литература:
1. Методическое пособие Т.С. Идилова. О.Б. Петрова;
2. В.В. Волин «Занимательное Азбуковедение».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярмак Светлана Геннадьевна
→ svet@70 09.03.2012 0 7012 979 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.