Занятие по подготовке к обучению грамоте и письму на тему «Согласные звуки(Р), (Р/) и буквы Р, р» в классе предшкольной подготовки


Занятие по подготовке к обучению грамоте и письму на тему «Согласные звуки(Р), (Р/) и буквы Р, р» в классе предшкольной подготовки.


Ярмак Светлана Геннадьевна

воспитатель

Любимовская НСШ

Тема : Согласные звуки(Р), (Р/) и буквы Р,р.


Цель: Познакомить детей со звуками (Р), (Р/) и буквами Р,р.


Задачи: упражнять в умении читать слоги и слова с буквой Р и всеми

изученными буквами;

Развивать умение подбирать слова с заданным звуком.

Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук.

Метод: Объяснительно- иллюстративный.

Формы работы: коллективный, индивидуальный, групповой.

Оборудование: Азбука- тетрадь №1 по программе предшкольной подготовки. Алматы: Алматыкітап,2009.

Авторы: Идилова Т.С. Петрова О.Б.

Индивидуальные карточки.

Демонстрационный материал: Картина «Зима»,Деревья с гласными, согласными буквам. Занимательные игры, посылка с заданием. Звездочки за правильные ответы воспитанников.

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой

3.Повторение изученного.Волшебные деревья.

Игра «Буква заблудилась»

4.Сообщение темы и цели занятия.

Фонетическая зарядка.

Игра «Кто внимательный» Запоминаем слова со звуками (Р), (Р/).

5. Учимся читать слоги: ра,ру, ри, ро, ры и обозначать звуки.

6.Чтение стихотворения « На что похожа буква» Задание веселого карандаша «Нарисуй топор и буквы Р,р»

7 Проведение веселых физминуток.

8. игра «Кто больше?»Назовет слов со звуками (Р,Р/) в начале, середине и конце слов.

9. Игра «Найди одинаковый звук в словах»

10.Работа в азбуке- тетради.

А) Составь предложения по схемам.В) игра «Доскажи словечко» С) Читаем в азбуке- тетради слова.

11. Подведение итога занятия.

12. Заключительное слово воспитателя.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2.Психологический настрой.

( Использую рисунок « Зима»)

Читаю стихотворение : Чародейкою – зимою

Околдован лес стоит,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Серебро, огни и блестки-

целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно- голые вчера.

- какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Я хочу, чтобы у вас было такое же радостное настроение.

Сегодня к нам пришли гости, они пришли посмотреть как вы занимаетесь. Давайте, повернемся и гостям улыбнемся.

А теперь садитесь на стульчики тихо- тихо. Спину выпрямить, ноги поставим вместе, руки положим удобно, а я пройду и посмотрю все ли ребята сели правильно.

(Молодцы, перечисляет воспитанников, кто услышал воспитателя )


3. Повторение изученного.



- Ребята, в нашем лесу произошло удивительное событие.

На волшебных деревьях вместо инея, на деревьях появились буквы.

Давайте их назовем громко и правильно.

(На деревьях нарисованы 1)А, О, У, И, Ы. 2)Н, М, Л.)

- какие буквы на первом дереве разместились? (гласные)

- Какие буквы на втором дереве разместились? (Согласные)

Сейчас мы поиграем в игру «Буква заблудилась» , закройте глазки, что изменилось. (на третьем дереве вместе с гласными буквами стоит согласная Н)

-Ребята, какая буква лишняя? Почему?

- Что вы знаете о гласных звуках?

Хором: гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать

И в колыбельке Аленку баюкать

Гласные можно позвать:

А, О, Е,Е, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

- а теперь бы я хотела узнать как вы распознаете согласные Звуки: (ребята хором проговаривают стихотворение)

А согласные согласны шилестеть, скрипеть, шипеть,

Даже Фыркать и звенеть,

Но не хочется им петь...

Называем ребята согласные звуки по русскому алфавиту.

Б,в,г,д,ж,з, к,л,м,н,ф,ш,щ,ч, и тд.


4.Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня на занятии мы продолжим изучать согласные буквы и звуки.

Сегодня, когда я к вам шла на занятие, мне почтальон вручил посылку.

Давайте ее откроем и посмотрим, что в ней.

Достает букву Р,р.

-Кто знает , что у меня в руке?

- буква Эр, большая и маленькая.

- а какой она обозначает звук, я не знаю. Но вы , мне сможете помочь, если сделаете со мной

Фонетическую зарядку. Скажите, как рычит собака? (Р,р,р,р...).

Ну ,а сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный»

Вам нужно будет запомнить слова со звуком (Р), (Р/) , которые встретятся вам в сказке.

Рыжий город.

Одного мальчика дразнили рыжим.

Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег по раньше спать и видит сон: как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит- ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в рыжий город!». Вошел он и ахнул.

В этом удивительном городе рыжим прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки.

А над реками рыжие радуги повисли.

Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков.

По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие прерыжие люди радостно улыбались.

Тут к нему подошла рыжая- прерыжая девочка: « Ты почему такой грустный?»

«Меня все рыжим дразнят», хмуро ответил мальчик.

« Какой глупенький,- засмеялась девочка.- А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?»

«Ну рыжего», робко сказал мальчик.

« И мы рыжего! Значит все мы – маленькие солнышки.

Радоваться надо!

И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: « Рыжий, рыжий,конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку...



(Дети называют слова со звуками (Р),(Р/) Рыжий, переживал, решил, пораньше, город, трава, река ,раки,рыбы, радио, дразнят, рыжий вальс, хмурый и тд )

5. Учимся читать по слогам и обозначать звуки.


- ребята, в нашем волшебном лесу,растет удивительно красивая елка, вместо иголок слоги : Ра,Ру,Ро,Ры, Ри.

Давайте их прочитаем.

- Вы прочитали слоги верно. Сейчас обозначим звуки.


Возьмите в руки 3 карандаша: красный, зеленый, синий .Вспомним как мы обозначаем звуки

Красным карандашом-гласные

Зеленым карандашом- согласные, которые слышатся мягко.

Синим- согласные,которые слышатся твердо.

(Воспитатель из посылки вынимает карточки со слогами, дети обозначают звуки)- индивидуальная работа с воспитанниками.

Ну, а сейчас прошу вас послушать , на что похожа буква Р.


6. Чтение стихотворения

На что похожа буква р? Нарисуй.



Читаю стихотворение Е. Тарлапан.

- Дрожу от страха

До сих пор,-

Воскликнуло полено.

- Похожа буква на топор!

Расколет непременно.

Нарисуйте, на что похожа буква Р.

(Дети раскрашивают топор , печатают Р,р, печатают слоги стр 36 Азбука- тетрадь №1)


7.Проведение физминуток.



Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

(Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притоптывают)

Мы делали физминутку и разбудили в зимнем лесу ворон.

Вороны.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

( Дети бегут, размахивая руками как крыльями, произнося стихотворение вместе с воспитателем)

Кар-кар-кар! (Громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар,кар,кар! (Громко).

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар- кар-кар!(тихо садятся на корточки, руки под щеку, засыпают).


8. Игра « Кто больше» назовет слов со звуками (Р,Р/) в начале, середине и конце слов.

Работа с предметными картинками, рисунками.


Чтобы хорошо отдохнуть и укрыться от мороза и ветра, нужно найти домик лесника в нашем волшебном лесу, да вот же он.

-Ребята,какие части дома имеют в своем названии звуки(Р),(Р/)?

(Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердчное окно).

- А из какого материала можно построить дом?

-Из дерева, кирпича.

Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах

Рассмотрите рисунки и назовите, только те предметы, в названии которых слышится звук (Р), (Р/)

(У доски воспитатель показывает кровать, кресло, картину, ковер, сервант, телевизор).



9. Игра «Найди одинаковый звук в словах»



- В домике живут хозяева леса лесничий и егеря, они следят за порядком в лесу, помогают животным спасаться от браконьеров и зимней стужи, подкармливают животных и птиц. А вечером встречаются в теплом уютном домике и угощают друг друга борщем, рыбой, творогом, смородиной, мороженным, мармеладом, тортом.

Ребята, я повторю еще раз все угощенья, а вы найдите одинаковый звук в этих словах.

- звуки (Р),(Р/)


10.А) Составь предложения по схемам. Работа в Азбуке- тетради.


- молодцы! А сейчас составим предложения по схемам.

Со словом пирог. Схема предложения из двух слов.

Готовлю пирог.

Ем пирог.

Испекла пирог.

Съел пирог.

Купил пирог. Как мы запишем первое слово в предложении.

- С большой буквы.

-Какой знак стоит в конце предложения?

- Точка.

Схема из трех слов в предложении.Я ем пирог.

Костя готовит пирог.

Света испекла пирог.

Сережа съел пирог.

Антоша купил пирог.

После вкусного угощения лесники нашли удивительное животное: Угадайте о каком звере идет речь?


В).Игра :»Доскажи словечко»


***

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка , брысь»,

Потому что это (Рысь)

С) Читаем в азбуке-тетради слова.

- Ребята, прочитайте какие звуки издает кошка, когда спит.

( Дети читают в азбуке- тетради Мур- мур- мур)

На занятии по подготовке к обучению грамоте все ребята слушали, отвечали , а потом составляли слово (Читают Рама), а (читают Рома) закричал (Читают Ура).

Кто сам прочитает слова:Рама, ура, Рома.


11.Подведение итога занятия.

Чем мы занимались на занятии?

- Мы путешествовали.

-С какими буквами и звуками сегодня познакомились?

- С буквами Р,р и звуками (Р), (Р\).

- Что мы делаем на занятиях по обучению грамоте и письму?

- Мы читаем, пишем, составляем предложения, проводим физминутки.

12. Заключительное слово воспитателя.

Я надеюсь, что занятие вам понравилось. Я надеюсь , что вы стали мудрее, добрее. Спасибо вам ребята за активное участие и хорошую дисциплину на занятии.

Эти маленькие звездочки я дарю вам на память.



Используемая литература:

1. «Занимательное азбуковедение» В.В. Волин.

2. Методическое пособие по обучению грамоте по программе предшкольной

подготовки Идилова Т. С.

3. Азбука - тетрадь №1.Идилова Т. С.


Полный текст материала Занятие по подготовке к обучению грамоте и письму на тему «Согласные звуки(Р), (Р/) и буквы Р, р» в классе предшкольной подготовки смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярмак Светлана Геннадьевна  svet@70
09.03.2012 0 9974 1100

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК