Статья "Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях"
Обобщение опыта работы музыкального руководителя по теме
«Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
Музыкальное занятие в детском саду – это сложный, интегрированный процесс, в котором соединены: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, пение, игры, танцы, пляски, музицирование и творчество во всех видах музыкальной деятельности. Вне всякого сомнения, каждый из этих разделов влияет на становление и развитие детской речи. Такие понятия, как тембр, ритм, динамика, окрас присущи как речи, так и музыке.
Восприятие, слушание музыки. При прослушивании музыкальных произведений, у детей расширяется кругозор, идёт активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных инструментов, имена композиторов, характеризуют музыку: тихая-громкая, плавная-отрывистая, игривая, резкая, отрывистая, тревожная, торжественная, лиричная, чарующая и т.д.
В данном разделе музыкальной деятельности мною используются следующие пособия: «Музыкальный огород», «Море музыки», «Музыкальный домик», «Музыкальные инструменты», перфокарты с планом разбора музыкального произведения.
Пение. Это один из основных инструментов музыканта, напрямую связанный с речью. Обучение пению – это сложный и многогранный процесс. В детском саду при обучении детей пению упор делается на три основных аспекта:
-работа над дыханием,
-работа над дикцией,
-постановка голоса.
В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого я использую игры и упражнения, которые применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребёнка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение, формируется правильный настрой на работу. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей. В работе используются методики Александры Николаевны Стрельниковой, элементы методики ФМРГ Емельянова, это такие упражнения, как: оса, насос, чайник, свечка, ёжик и т.д.
Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (часики, дождик, самолётик, скрип дверей, голоса животных и птиц, кашель, чихание, зевота). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Когда такие игры систематически используются, результат можно увидеть спустя даже короткий период времени: дети учатся слушать и слышать свой голос, таким образом, мы развиваем у воспитанников интонационный и фонематический звук.
В своей работе я использую ряд передовых вокальных технологий: фонопедический метод развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова, некоторые упражнения из оздоровительно-развивающей программы "Здравствуй!" для дошкольных образовательных учреждений Михаила Львовича Лазарева и пр.
При постановке певческого голоса дошкольника, решаются такие речевые задачи:
-совершенствуется голосовой аппарат для пения (соответственно, совершенствуются предпосылки и условия для речи);
-развивается культура выразительного исполнения (что формирует и речевую выразительность);
-формируются навыки сольного и ансамблевого пения (что закладывает основу диалогической и монологической речи);
-развивается ладовое чувство и чувство музыкальной интонации (что открывает способность и к речевым интонациям).
Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
Артикуляционная гимнастика.
Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и речью. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. В работе над дикцией мы с детьми проговариваем текст не только вслух, а иногда и только губами, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Это упражнение помогает детям следить за правильностью положения губ и языка и точнее воспроизводить текст произведения.
Эффективным для речевого развития дошкольников являются музыкально – логопедические песенки-рифмовки – короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Они незаменимы в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. (Андрей-воробей, сорока белобока и т.д.)
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, рече-слухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением и видеорядом оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Начиная с младших групп, мы используем логопедические песенки-попевки и распевалочки: часики, ёжик, снежки и т.д
В процессе работы с детьми я считаю очень эффективными упражнения – распевки: вокализы, несложные мелодии с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например: вокализы с чередованием согласных «Ма-мэ-ми-мо-му», «Да- дэ-ди-до-ду», мамочка любимая моя, одесская народная песня «крокодила», согласный алфавит и пр. Для расширения голосового диапазона, используются упражнения: «Карабас, Мальвина и Буратино», «Горки», «Самолётик» и т.д.
Часто детям предлагается игровая ситуация: спеть как медвежата, как зайчики, как мышки, как лисички и т.д. Можно менять и настроение распевки: ласково, сердито, грустно, весело.
Пальчиковая гимнастика так же способствует развитию речи, так как, как говорят логопеды, наша речь находится на кончиках пальцев. Такая гимнастика способствует развитию речи ребёнка, его двигательных качеств, повышает координационные способности пальцев рук (готовит к игре на музыкальных инструментах и письму).
В парциальной программе «Ладушки» пальчиковая гимнастика предусмотрена на каждом занятии во всех возрастных группах.
При разучивании танцевальных движений, целесообразно используется их речевое сопровождение. Например: упражнение «Пружинка» разучиваем со словами под музыку: «Попружиним наши ножки и попрыгаем немножко», «Топ, топ, топ, сапожки, побежали ножки», или «Покружились, покружились и гостям всем поклонились» и так далее. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувство слова. Чем чётче произносится текст, тем лучше двигаются дети. Такой приём помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Музицирование. Детские музыкальные инструменты включаются в работу музыкального руководителя как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о характере музыкального произведения (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно – шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует и их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.
В работе также широко используются театрализации, что так же способствует развитию речи детей и её эмоциональной выразительности, закреплению навыков правильного звукопроизношения.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. А использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная и кружковая работа – всё это помогает нам добиваться положительных результатов в развитии речи ребёнка.
Литература:
«От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа с учётом ФГОС / Н. Веракса, Т. Комарова, М. Васильева – Москва, 2014;
Вокально – хоровая работа в детском саду / М.Ю. Картушина. – Москва, 2010;
«Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду / О. Арсеневская, Волгоград, 2011;
«Здравствуй!» оздоровительно-развивающая программа / М.Л. Лазарев – Москва, 2004;
«Развитие голоса. Координация и тренинг» / В. Емельянов – Санкт-Петербург, 1997.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Демиденко Екатерина Сергеевна
→ Публикатор 26.09.2021 0 3101 198 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.