Адаптивная программа по музыкотерапии для детей от 1, 6 до 3 лет.
«Детский сад присмотра и оздоровления № 41»
для детей от 1, 6 до 3 лет
музыкальный руководитель МДОУ № 41,
Тоцкая Оксана Викторовна
2010г.
Cодержание:
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи программы, ожидаемый результат.
3. План поэтапного прослушивания произведений.
4. Рекомендации.
5. Литература.
«Музыка- это дух, душа, значит,
наша жизнь, прожить которую надо в гармонии
с природой, частью которой являемся и мы,
люди, и создаваемая нами музыка».
(С.Шушарджан, доктор медицинских наук,
профессор, президент Международной
академии интегративной медицины).
Пояснительная записка.
В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста заболеваемости детей младшего дошкольного возраста. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т.е. адаптации к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
1. нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
2. нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый),
3. а также меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Сегодня в дошкольных учреждениях над данной проблемой работают психологи, педагоги и другие специалисты. Многие ищут инновационные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь я, как музыкальный руководитель детей раннего возраста, решила не остаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия. Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Так же он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
В свою очередь, изучив различную литературу, опыт работы специалистов, педагогов, я решила создать адаптивную программу по влиянию музыки на психоэмоциональное состояние детей раннего возраста, которую назвала.
Методологической основой моей работы послужили теоретические разработки по музыкотерапии таких учёных, как В. И. Петрушина, А.И.Попова, К. Рюгера и др. Но, в большинстве, в своём исследовании, я опираюсь на уникальную программу С.В.Шушарджана доктора медицинских наук, профессора, президента Международной академии интегративной медицины.
Программа «Адажио» предназначена для детей от 1, 6 до 3 лет. Она органично вписывается в раздел работы музыкального руководителя и всего педагогического процесса.
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
o Активной (вокалотерапия , инструментальная музыкотерапия);
o Интегративной (музыкоцветотерапия, музыкоизотерапия).
На некоторых детей музыка влияет более остро, чем слово.
Восприятия музыки не требует подготовки и доступна детям с самого раннего возраста.
Цель программы: создание благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ через поэтапное прослушивание классических и инструментальных произведений.
Задачи:
• сформировать оптимальные условия для вновь прибывших детей в адаптационный период,
• способствовать положительному психоэмоциональному состоянию детей раннего возраста средством музыкотерапии;
• интегрировать музыкальное воздействие с другими видами деятельности.
Ожидаемый результат: благотворное влияние музыки на общее эмоциональное состояние детей раннего возраста (снятие тревожности, страхов, прохождение адаптации в легкой форме).
Условия реализации программы:
1. создание благоприятных условий для прослушивания музыкальных произведений;
2. формирование программно-методического обеспечения;
3. интеграция с другими образовательными областями.
Основные принципы программы:
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно - вопитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата не зависимо от возраста и уровня развития детей.
Разделы программы включают в себя слушание классических и инструментальных музыкальных произведений в:
1. адаптационный период;
2. утреннюю гимнастику;
3. сон. час;
4. совместную деятельность музыкального руководителя с детьми;
5. самостоятельную деятельность.
Программа предполагает различные формы организации детей раннего возраста:
• Использование музыки:
- в игровой деятельности;
- на утренней гимнастике;
- в совместной деятельности музыкального руководителя и детей;
- во время режимных процессов;
- в других образовательных областях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);
- во время прогулки (в теплое время);
- на праздниках и развлечениях.
• Музыка в повседневной жизни:
- театрализованная деятельность;
- слушание музыкальных произведений в группе;
- прогулка;
- детские игры ;
- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.
<p align="center"><span style="font-size: 12pt;">Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле</span>!
Список литературы:
1. С.Шушарджан/По материалам моих научных исследований 2005 г. — © FANCY_men./< www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/ >
2. В.И.Петрушин «Музыкальная психотерапия: Теория и практика» (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000г.)
3. Н.Коршунова «Интеллект ребенка можно развить ещё в материнской утробе» («Иркутская газета», № 6, 2006г.)
4. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ» № 1 / 2007
5. Т.Абрамова «Скрипичный ключ к здоровью»( Журнал «Иркутская культура», № 15, 1997г.)
6. «За тайной музыки – энергия здоровья» («Библиотечная газета», № 20, 2003г.)
7. О.Жавина «Музыкальное воспитание: поиски и находки» («Просвещение», Москва, 1985г.)
8. Л.Маркус, О.Никологородская «Излечивает гнев и заполняет время» (Яндекс.ru)
9. Журналы «Музыка в школе» (№5, №3, №6 – 2005г; №3, №6 – 2006г.)
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985г.
11. Яндекс.ru
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тоцкая Оксана Викторовна
→ К$юша 06.11.2010 7 18463 1685 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.