Статья "Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период".
ФГДОУ «Детский сад № 51»МО РФ.
Воспитатель первой квалификационной категории
Шанина Ирина Викторовна.
«Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период».
Летом некоторые родители отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Но родители порой не подозревают, насколько познавательной для ребенка может быть даже обычная прогулка по парку ил экскурсия в лес или к водоёму.
Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходимо каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Ведь именно мы, воспитатели, зная особенности каждого ребенка, в силах помочь его родителям подобрать интересную и полезную информацию, полезные занятия и рекомендации на летний период. Воспитателям важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха.
Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом: сверкание росы под утренним солнцем, краски вечернего заката, загадочность ночного звёздного неба, завораживающие звуки морского прибоя и леса. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое воспоминание детства.
Для решения этой задачи можно предложить родителям следующие темы и задания во время отдыха с детьми:
- «Наблюдаем за живой и неживой природой».
- «Учимся замечать прекрасное в природе».
( Организация фотосессии, выставка рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или рассказа).
- «Прогулка к цветникам». (Составление букета в вазе и икебаны).
- «Лекарственные растения на грядке». (Рисунки растений, составление к ним описательных рассказов и подбор загадок).
- «Лето – лучший период для творчества» (Живопись, рисунки летних пейзажей, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные работы детей и родителей).
- « Узоры на мокром песке», «Песочные фигуры».
- «В гости к маленьким друзьям». (Провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с рисунками об их жизни).
- «Подводный мир».
(Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами и т. д.).
- Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов (найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках).
- «Наш урожай». ( Провести с ребёнком наблюдение за сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги).
- «Эксперименты и исследования летом». (Наблюдение за созвездиями на ночном небе, радугой, вечерним закатом; выращивание овощей, ягод на даче или цветов на клумбе, измерение тени взрослого и ребёнка и т. п.).
- «Как я провел лето». ( Создание рукописной книги о летнем отдыхе).
В начале нового учебного года можно провести внутригрупповой конкурс «Как мы провели летние каникулы!», на котором будут предоставлены совместные работы детей и родителей (рисунки, фотогазеты, фотоальбомы, самодельные книги
с наблюдениями, рассказами или стихами собственного сочинения и другие творческие работы). Одно обязательное условие: о проведении конкурса необходимо объявить до начала летнего отдыха. Для наглядности нужно вывесить в родительском уголке примерные темы домашнего задания на лето и предложить образцы работ. В этом случае у родителей будет больше времени, возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями. (Приложение №1)
Другой, не менее важной задачей, является воспитание экологической культуры. Летняя природа привлекает детей, но незнание правил поведения может нанести вред, как ребёнку, так и природе. Можно предложить родителям консультации на следующие темы:
- «Как вести себя в лесу».
- «Собираем ягоды и грибы».
- «Бережём нашу природу».
- «Отдыхаем на даче».
- «Труд детей на природе летом».
Нужно познакомить родителей с играми и опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Такие игры и опыты разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития ребёнка; повысят его самостоятельную активную деятельность.
Ещё одна из важных задач – охрана здоровья и жизни детей в летний период. Именно в это время года мы больше всего
проводим на улице и, несмотря на чудесные дни, именно в этот период наши дети наиболее подвержены различным травмам и опасным ситуациям. Чтобы предотвратить несчастные случаи, для родителей необходимо провести консультации по охране жизнедеятельности и оказании первой помощи на следующие темы:
- «Встречаем лето» (о здоровье и охране жизни).
- «Ребёнок в городе, чего нельзя».
- «Соблюдение правил дорожного движения».
- «С малышом на даче»
(какие опасности могут подстерегать на природе).
- «Как организовать летний отдых на море».
- «Правила поведения на воде».
- «Оказание первой медицинской помощи ребёнку».
- «Оказание первой помощи при укусе насекомых».
- «Приёмы закаливания».
- «Витамины на грядке».
- «Лекарственные растения».
Всю необходимую информацию для родителей рекомендуется собрать в одну папку под названием, например, «Летняя пора» (консультации для родителей, рекомендации и полезные советы) и выставить в родительском уголке.
Родители в любой удобный для них момент смогут ознакомиться с её содержанием и извлечь интересную и полезную информацию.
Главное в организации взаимодействия педагогов с родителями в этот период – пример собственного отношения воспитателя: удивления и восхищения чудесами природы, искренней заинтересованности в гармоничном развитии детей, стремление побудить в них познавательный интерес и живую радость от общения с природой. От того, как педагог донесет до родителей информацию, сколько чувств вложит в свои слова и действия, зависит успех общения с родителями и успешное развитие ребёнка.
Приложение №1
Дороги родители!
Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на отдых на дачу, на море или просто в богатый дарами летний лес и на тёплую речку с песчаным берегом.
Лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребёнка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Для того, чтобы Ваш совместный отдых с детьми стал не только незабываемым, но и интересным и оставил в памяти Наших детей яркий след, положительные эмоции от общения с Вами и с природой, научите их наблюдать за окружающим миром, фантазировать; развивайте их творческие способности в рисунке, в сочинении рассказов и стихов об увиденном; прививайте им бережное отношение к природе и к самим себе.
Мы объявляем
внутригрупповой конкурс
«Как мы провели лето!»,
который начинается прямо сегодня,
а его итоги будут подведены
в начале нового учебного года.
На конкурс будут приниматься совместные творческие работы детей и родителей в виде рисунков, композиций, фотогазет, фотоальбомов, рукописных книг с рассказами и стихами и т.п. по Вашему желанию.
Мы предлагаем Вам следующие темы для совместного творчества с детьми:
1. «Наблюдаем за живой и неживой природой» (рисунки, фотографии, рассказы о летних явлениях в природе, о растениях, животных, птицах, рыбах и т. д.).
2. «Учимся замечать прекрасное в природе» (организация фотосессии, рисунки с подобранными к ним стихотворениями или строками из прозы).
3.«Бал цветов» (составление композиций и икебан из растений, их рисунки и фотографии).
4.«Витамины на грядке» (рисунки овощей, лекарственных растений с подобранными к ним стихотворениями, загадками или описательными рассказами).
5.«Узоры на мокром песке. Песочные фигуры» (рисунки и фотографии).
6.«В гости к маленьким друзьям» (наблюдения за жизнью насекомых, рассказы о их жизни).
7.«Подводный мир» (наблюдение на рыбалке за рыбами, раками, на море – за медузами, ракушками и т. д.; подбор загадок, стихов).
8.«Волшебный мир книг» (иллюстрации к рассказам о природе В. Бианки, М. Пришвина и др.).
9.«Наш урожай» (отчёт о проведении сельскохозяйственных работ – рисунки, лепка, аппликация, поделки и т. п.).
10.«Эксперименты и исследования» (наблюдения за звёздным ночным небом, определение в лесу частей света и т. д.).
11.«Мы любим путешествовать» (фотографии и рисунки в виде фотоальбома или газеты).
Это лишь малая часть тем, над которой можно поработать, приятно отдохнув! Дерзайте, и Вы получите огромное удовольствие от проведённого совместно с детьми времени, а дети станут, благодаря Вам, Дорогие родители, намного ближе к природе, познают много неизвестного ранее и узнают много полезного, накопят много положительной энергии на весь ближайший год и скажут Вам: «Огромное спасибо! За прекрасно проведённое лето!»
Ждём Ваших работ до конца августа!
Все участники будут поощрены призами,
а три призовых места награждены дипломами и памятными подарками!
Удачи
и незабываемого летнего отдыха!
Наш внутригрупповой конкурс прошёл успешно. Все дети и их родители приняли в нём участие и проявили творчество. Были изготовлены целые газеты с отчётом о проведённом лете, засушены гербарии, нарисованы рисунки, составлены композиции из ракушек, оформлены фотоальбомы и многое другое…
А сколько было положительных эмоций, рассказов и воспоминаний о летних днях!..
Так что в этом году мы решили продолжить начатую традицию.
Смотрите фотографии.
Источники:
Сайт www.doshvozrast.ru
Для родителей дошкольников.
- Методическая работа. Консультации для педагогов. «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ».
2. Яндекс. Челябинский дошкольный портал. Библиотека дошкольника «Знакомство с природой». Перечень экскурсий, прогулок, наблюдений в летний период.
3. Фотографии из личного архива.
Наши отчёты о проведённом лете – 2010.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шанина Ирина Викторовна
→ ШанинаИ 19.07.2011 1 6271 698 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.