Статья "Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период".


ФГДОУ «Детский сад № 51»МО РФ.

Воспитатель первой квалификационной категории

Шанина Ирина Викторовна.

«Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период».

Летом некоторые родители отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Но родители порой не подозревают, насколько познавательной для ребенка может быть даже обычная прогулка по парку ил экскурсия в лес или к водоёму.

Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходимо каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Ведь именно мы, воспитатели, зная особенности каждого ребенка, в силах помочь его родителям подобрать интересную и полезную информацию, полезные занятия и рекомендации на летний период. Воспитателям важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха.

Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом: сверкание росы под утренним солнцем, краски вечернего заката, загадочность ночного звёздного неба, завораживающие звуки морского прибоя и леса. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое воспоминание детства.






Для решения этой задачи можно предложить родителям следующие темы и задания во время отдыха с детьми:

- «Наблюдаем за живой и неживой природой».

- «Учимся замечать прекрасное в природе».

( Организация фотосессии, выставка рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или рассказа).

- «Прогулка к цветникам». (Составление букета в вазе и икебаны).

- «Лекарственные растения на грядке». (Рисунки растений, составление к ним описательных рассказов и подбор загадок).

- «Лето – лучший период для творчества» (Живопись, рисунки летних пейзажей, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные работы детей и родителей).

- « Узоры на мокром песке», «Песочные фигуры».

- «В гости к маленьким друзьям». (Провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с рисунками об их жизни).

- «Подводный мир».

(Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами и т. д.).

- Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов (найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках).

- «Наш урожай». ( Провести с ребёнком наблюдение за сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги).

- «Эксперименты и исследования летом». (Наблюдение за созвездиями на ночном небе, радугой, вечерним закатом; выращивание овощей, ягод на даче или цветов на клумбе, измерение тени взрослого и ребёнка и т. п.).

- «Как я провел лето». ( Создание рукописной книги о летнем отдыхе).








В начале нового учебного года можно провести внутригрупповой конкурс «Как мы провели летние каникулы!», на котором будут предоставлены совместные работы детей и родителей (рисунки, фотогазеты, фотоальбомы, самодельные книги

с наблюдениями, рассказами или стихами собственного сочинения и другие творческие работы). Одно обязательное условие: о проведении конкурса необходимо объявить до начала летнего отдыха. Для наглядности нужно вывесить в родительском уголке примерные темы домашнего задания на лето и предложить образцы работ. В этом случае у родителей будет больше времени, возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями. (Приложение №1)


Другой, не менее важной задачей, является воспитание экологической культуры. Летняя природа привлекает детей, но незнание правил поведения может нанести вред, как ребёнку, так и природе. Можно предложить родителям консультации на следующие темы:


- «Как вести себя в лесу».

- «Собираем ягоды и грибы».

- «Бережём нашу природу».

- «Отдыхаем на даче».

- «Труд детей на природе летом».


Нужно познакомить родителей с играми и опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Такие игры и опыты разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития ребёнка; повысят его самостоятельную активную деятельность.




Ещё одна из важных задач – охрана здоровья и жизни детей в летний период. Именно в это время года мы больше всего

проводим на улице и, несмотря на чудесные дни, именно в этот период наши дети наиболее подвержены различным травмам и опасным ситуациям. Чтобы предотвратить несчастные случаи, для родителей необходимо провести консультации по охране жизнедеятельности и оказании первой помощи на следующие темы:

- «Встречаем лето» (о здоровье и охране жизни).

- «Ребёнок в городе, чего нельзя».

- «Соблюдение правил дорожного движения».

- «С малышом на даче»

(какие опасности могут подстерегать на природе).

- «Как организовать летний отдых на море».

- «Правила поведения на воде».

- «Оказание первой медицинской помощи ребёнку».

- «Оказание первой помощи при укусе насекомых».

- «Приёмы закаливания».

- «Витамины на грядке».

- «Лекарственные растения».


Всю необходимую информацию для родителей рекомендуется собрать в одну папку под названием, например, «Летняя пора» (консультации для родителей, рекомендации и полезные советы) и выставить в родительском уголке.

Родители в любой удобный для них момент смогут ознакомиться с её содержанием и извлечь интересную и полезную информацию.

Главное в организации взаимодействия педагогов с родителями в этот период – пример собственного отношения воспитателя: удивления и восхищения чудесами природы, искренней заинтересованности в гармоничном развитии детей, стремление побудить в них познавательный интерес и живую радость от общения с природой. От того, как педагог донесет до родителей информацию, сколько чувств вложит в свои слова и действия, зависит успех общения с родителями и успешное развитие ребёнка.






Приложение №1



Дороги родители!


Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на отдых на дачу, на море или просто в богатый дарами летний лес и на тёплую речку с песчаным берегом.

Лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребёнка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Для того, чтобы Ваш совместный отдых с детьми стал не только незабываемым, но и интересным и оставил в памяти Наших детей яркий след, положительные эмоции от общения с Вами и с природой, научите их наблюдать за окружающим миром, фантазировать; развивайте их творческие способности в рисунке, в сочинении рассказов и стихов об увиденном; прививайте им бережное отношение к природе и к самим себе.


Мы объявляем

внутригрупповой конкурс

«Как мы провели лето!»,

который начинается прямо сегодня,

а его итоги будут подведены

в начале нового учебного года.





На конкурс будут приниматься совместные творческие работы детей и родителей в виде рисунков, композиций, фотогазет, фотоальбомов, рукописных книг с рассказами и стихами и т.п. по Вашему желанию.


Мы предлагаем Вам следующие темы для совместного творчества с детьми:


1. «Наблюдаем за живой и неживой природой» (рисунки, фотографии, рассказы о летних явлениях в природе, о растениях, животных, птицах, рыбах и т. д.).

2. «Учимся замечать прекрасное в природе» (организация фотосессии, рисунки с подобранными к ним стихотворениями или строками из прозы).

3.«Бал цветов» (составление композиций и икебан из растений, их рисунки и фотографии).

4.«Витамины на грядке» (рисунки овощей, лекарственных растений с подобранными к ним стихотворениями, загадками или описательными рассказами).

5.«Узоры на мокром песке. Песочные фигуры» (рисунки и фотографии).

6.«В гости к маленьким друзьям» (наблюдения за жизнью насекомых, рассказы о их жизни).

7.«Подводный мир» (наблюдение на рыбалке за рыбами, раками, на море – за медузами, ракушками и т. д.; подбор загадок, стихов).

8.«Волшебный мир книг» (иллюстрации к рассказам о природе В. Бианки, М. Пришвина и др.).

9.«Наш урожай» (отчёт о проведении сельскохозяйственных работ – рисунки, лепка, аппликация, поделки и т. п.).

10.«Эксперименты и исследования» (наблюдения за звёздным ночным небом, определение в лесу частей света и т. д.).

11.«Мы любим путешествовать» (фотографии и рисунки в виде фотоальбома или газеты).





Это лишь малая часть тем, над которой можно поработать, приятно отдохнув! Дерзайте, и Вы получите огромное удовольствие от проведённого совместно с детьми времени, а дети станут, благодаря Вам, Дорогие родители, намного ближе к природе, познают много неизвестного ранее и узнают много полезного, накопят много положительной энергии на весь ближайший год и скажут Вам: «Огромное спасибо! За прекрасно проведённое лето!»


Ждём Ваших работ до конца августа!

Все участники будут поощрены призами,

а три призовых места награждены дипломами и памятными подарками!


Удачи

и незабываемого летнего отдыха!


Наш внутригрупповой конкурс прошёл успешно. Все дети и их родители приняли в нём участие и проявили творчество. Были изготовлены целые газеты с отчётом о проведённом лете, засушены гербарии, нарисованы рисунки, составлены композиции из ракушек, оформлены фотоальбомы и многое другое…

А сколько было положительных эмоций, рассказов и воспоминаний о летних днях!..

Так что в этом году мы решили продолжить начатую традицию.

Смотрите фотографии.




Источники:


  1. Сайт www.doshvozrast.ru

  • Для родителей дошкольников.


- Методическая работа. Консультации для педагогов. «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ».


2. Яндекс. Челябинский дошкольный портал. Библиотека дошкольника «Знакомство с природой». Перечень экскурсий, прогулок, наблюдений в летний период.


3. Фотографии из личного архива.











Наши отчёты о проведённом лете – 2010.








Полный текст материала Статья "Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шанина Ирина Викторовна  ШанинаИ
19.07.2011 1 6271 698

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК