Сценарий родительского собрания на тему: "Семейное воспитание"


Курбанязова Галина Геннадиевна

Воспитатель

МБДОУ присмотра и оздоровления

детский сад № 40 «Снегурочка»

Сценарий родительского собрания подготовительной группы

Семейное воспитание

(воспитание нравственно – патриотических качеств)

Время проведения: по плану детского сада - март месяц.

Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.

Задачи:

- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;

- объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.

Предварительная работа:

- изготовление приглашений каждой семье;

- оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания (Приложение 1);

- подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом», «Малиновый звон» …);

- провести анкетирование родителей на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний родителей о нравственно – патриотическом воспитании (Приложение 2);

- дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»;

- заучивание детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4);

- подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;

- на плакате подготовить правила работы за круглым столом;

- изготовить контур дома и фишки: красного, синего и черного цвета;

- подготовить материал для изготовления открытки (бумага, картон, ножницы, фломастеры, клей);

- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;

- подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;

- подготовить книжки – раскраски для награждения за участие в конкурсе.

Участники: воспитатели, родители, дети.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

  1. Вступительный этап:

  • разминка «Сложи пословицу».

  1. Основная часть:

  • педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);

  • введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»);

  • игра «Бабушкин сундук»;

  • презентация «Самая, самая семья ….

  1. Практическая часть:

  • «Веселая мастерская» – изготовление открытки.

  1. Подведения итогов собрания.

  • чтение детьми стихотворений;

  • памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»;

  • рефлексия.

Ход собрания


Вступительный этап

- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.

- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:

1. Время свято – говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».

Зачитываются родителями пословицы:

  1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

  2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

  3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).


Итог разминки.

- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).

Основная часть

Педагог группы раскрывает понятия:

Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.

Введение в проблему

Круглый стол «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Выступление воспитателя (Приложение 3).

(Звучит тихая музыка «Малиновый звон)

Игра «Бабушкин сундук».

- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

  • большая красивая книга русских народных сказок;

  • альбом и краски;

  • букварь;

  • банка варенья, шоколад, конфеты;

  • котенок;

  • старинные семейные фотографии;

  • игрушки бабушек и дедушек;

  • открытки памятников города Сургута;

  • картинки с изображением орденов и медалей;

  • кукла, одетая в военную форму;

  • пилотка;

  • пряники, ватрушки;

  • кулинарная книга;

  • спортивные атрибуты;

  • перчаточные куклы для кукольного театра;

  • рыбий жир.

Презентация семьи «Самая, самая семья…»

Воспитатель приглашает в группу детей, предлагает всем желающим родителям и детям поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья…».

- Уважаемые, родители и дети, в своем выступлении вы должны рассказать:

* из кого состоит семья (родословная);

* историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;

* о семейных реликвиях;

* о семейных традициях;

* о семейном увлечении, хобби;

* о семейной мечте.

По итогам презентации, награждение семей книжками – раскрасками.

Практическая часть

«Веселая мастерская»

Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать общую открытку на тему «Цветок дружбы».

- Дорогие наши родители, сейчас мы вместе с вами и нашими детьми сделаем открытку под названием «Цветок дружбы». Пожалуйста, следите за моими действиями, и выполняйте вместе со мной. (Педагог вместе с родителями и детьми, выполняет поделку).

- А сейчас развернем открытку и увидим с вами, что у нас получилось. Какое чудо, вот это настоящий цветок дружбы!

Подведение итогов собрания.

Чтение детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4).

Рефлексия

- Уважаемые родители, просим оценить наше собрание. Около выхода, расположен контур дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием собрания, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения. Раздать памятки и рекомендации. (Приложение 5,6).

- Наше собрание подошло к концу. Благодарим вас за активное участие и творческую работу. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях.


































Приложение 1.


  1. Вся семья вместе и душа на месте.


  1. В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке, как чувство.

Гегель


  1. Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца… 
                                             В.С. Сухомлинский.



  1. Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. 

Никола де Шамфор



  1. Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам. 

Андре Моруа



  1. Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.
    Н.Г.Чернышевский



  1. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

А. Колчак











Приложение 2.

Анкета для родителей.

«Нравственно - патриотическое воспитание»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.


1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?



2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?



 3. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?



 4. Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание  в детском саду?

 

5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно - патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

 

 6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 

 

7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 

 Спасибо!




Приложение 3. Доклад

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.
      Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

  • люди берегут и охраняют природу;

  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.









Приложение 4.

Наш дом


На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

                                Е. Аксельрод.



                                                     Берегите Россию


                                                     Берегите Россию

                                                         Нет России другой.

                                                                        Берегите ее тишину и покой,

                                                        Это небо и солнце,

                                                      Это хлеб на столе

                                                    И родное оконце

                                                       В позабытом селе!

                                                                                Н. Гусева.

Родное


Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною.

Это все мой дом родной!

                      В. Орлова.


                                           

                                            Наша армия

                                                     

                                             На горах высоких,

                                                  На степном просторе

                                                                  Охраняет нашу Родину солдат.

                                               Он взлетает в небо,

                                            Он уходит в море,

                                                      Не страшны защитнику

                                              Дождь и снегопад.

                                                                                 В. Степанова.




Приложение 5.


Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

-Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

-Дайте представление о работе общественных учреждений.

-Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

-Расширяйте собственный кругозор.

- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

-Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

-Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.

















Приложение 6.

Памятка

Этапы знакомства - нравственно – патриотическое воспитание



Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что дошкольнику трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.

Работа ведется последовательно:

  • семья;

  • детский сад;

  • микрорайон;

  • район;

  • город;

  • достопримечательности, исторические места и памятники;

  • страна.

В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.











Библиография

1.Комарова И.И., Кондрашов А.П. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. 1998.

2. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.

3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с.

4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. – М.: ВАКО, 2011. – 240с.




Полный текст материала Сценарий родительского собрания на тему: "Семейное воспитание" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курбанязова Галина Геннадиевна  А56
15.04.2012 3 7098 1044

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК