Сценарий встречи с родителями на тему "Трудовое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью"
Автор |
Гаврилова Елена Владимировна.
|
Регион, Населенный пункт |
г. Пермь |
Место работы |
МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 152» г.Перми (И) |
Должность |
Учитель –логопед |
|
Metodist777@mail.ru |
Дополнительные сведения |
В рамках взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения данная разработка поможет педагогам детского сада подготовить и провести встречу с родителями на тему: «Трудовое воспитание».
|
Тема: Сценарий встречи с родителями по теме «Трудовое воспитание» в рамках работы клуба «Надежда»
2012, г. Пермь
Вступительное слово ведущего:
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей с особыми образовательными потребностями. Их воспитательные функции различны, но для развития ребенка необходимо их взаимодействие. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме объединения усилий дошкольного учреждения и семьи показывает, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному партнерству в педагогическом процессе. В нашем ДОУ на протяжении нескольких лет для родителей работает клуб «Надежда», работа ведется в нескольких направлениях, я являюсь координатором работы клуба и автором сценариев.
Заседание клуба «Надежда»
Тема: «Трудовое воспитание ? Да!»
Цель: Показать важность аспектов трудового воспитания с целью развития личностных качеств ребенка. Обмен мнениями о нравственном воспитании в семье.
Подготовительная работа :
1.Составление конспекта заседания.
2.Оформление таблиц, видеосъемка детей.
3. Распечатка пословиц и поговорок о труде.
4.Анкетирование родителей.
5.Составление памяток и рекомендаций для родителей.
6.Подготовка кружочков - 2 цвета.
Ход заседания.
1.
Приветствие.
Родители рассаживаются по кругу и говорят слова приветствия, называя свое имя, любимое занятие. С целью предрасположить родителей друг другу: «Добрый день, меня зовут …, мне нравится общаться с людьми» «Добрый день, меня зовут ……….., мне очень нравится выращивать комнатные растения» «Добрый день, меня зовут ……, мне нравится путешествовать всей семьей»
2.Сообщение темы заседания, вступительное слово о трудовом воспитании.
2.1. Уважаемые родители !!!
Сегодня наша встреча посвящена теме трудовое воспитание в детском саду и семье. Что такое трудовое воспитание и зачем оно нужно в дошкольном возрасте, об этом сегодня речь. В нашем детском саду для детей с интеллектуальным недоразвитием трудовое воспитание направлено на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе, способствует улучшению морально- психологического состояния, таким образом, предоставляет возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной жизнью. Е.А.Стребелева отмечает, что педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание для детей с интеллектуальной недостаточностью, является эффективным средством коррекции недостатков умственной деятельности старших дошкольников, является подготовкой к обучению в школе, участию в посильном труде.
Народная мудрость гласит:
1.Уменье и труд все перетрут.
2.Пашню пашут, не руками машут.
3.Дело мастера боится.
4. За всякое дело берись умело.
5.Делу время, а потехе – час.
Труд – могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.
А.С. Макаренко: «Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться»
«Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитывается с раннего детства. Работа по трудовому воспитанию основывается на формировании предметной деятельности детей и связана с их игровой деятельностью. Именно в процессе сюжетных игр формируется мотивационно–потребностная сторона деятельности детей, связанная с овладением навыками обслуживания (в случае действия с игрушками) и самообслуживания. Овладение операционной стороной деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным и умелым в удовлетворении своих насущных потребностей. Таким образом, стимулируется личностное развитие ребенка. Лишь на этой основе формируются Я-позиция и уверенность ребенка в собственных силах и возможностях, развиваются ответственность и элементы самооценки», - такую оценку процессу труда дает Е.А. Стребелева. [Стребелева. 2010.С. 166]
Трудовое воспитание в специализированном учреждении компенсирующего вида ведется в двух основных направлениях:
1. Воспитание уважения к труду взрослых и детей;
2. Формирование практических трудовых навыков у детей в процессе следующих занятий:
а) воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания (первый и второй годы обучения);
б) ручной труд (третий и четвертый годы обучения);
в) хозяйственно-бытовой труд и труд на природе (третий и четвертый годы обучения).
Все указанные занятия тесно взаимосвязаны. Усвоенные детьми навыки закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения режимных моментов в течение последующих годов обучения.
Как организовать детей ? Это могут быть :
Поручения.
Дежурства.
Коллективный труд.
Как ребенка приобщить к труду ? В семье дети постоянно видят, что делают родители, готовят еду, делают влажную уборку, стирают и т.д.
Наблюдение за трудом взрослых помогает ребенку понять значимость труда, отношение родителей к труду.
Что же знают дети о труде взрослых ? (Видео запись – рассуждалки детей о труде)
Какие приемы используются в детском саду ?
Объяснение
Показ.
Чтение х\л
Если работа ведется верно, дети приобретают новообразования : новое мышление, развитие памяти, внимания, усидчивость, сосредоточенность.
3.Ведущий: Уважаемые родители, сейчас мы вместе попытаемся решить следующие проблемные ситуации:
* Воспитатель спросил у Саши, кем работают его родители . Мальчик сказал, что его мама не работает, ничего не делает, а сидит дома с маленьким братом.
* Папа спросил 4- х летнего Сережу: «Скажи, а что делает воспитатель в вашей группе ?»Сережа отвечает: «Она ничего не делает, она с нами играет»
О чем можно говорить в этих ситуациях ? Почему дети так считают ? ((Не сформировано понятие «Труд»)
- Ведущий : Сообщение о программных задачах трудового воспитания – самообслуживание, труд в природе, х/б труд, ручной труд.
3. Игра «Доброе слово» - комплимент.
«Все мы мамы, всем хочется услышать в свой адрес доброе слово, теплое слово, этому мы учим своих детей. А сейчас проговорите рядом сидящим с вами людям доброе слово»
4.Обмен мнениями «Как я обучаю ребенка труду и зачем?»
5 Ведущий : А сейчас, уважаемые родители, найдите на стульях цветные круги, по цвету круга объединитесь в 2 группы. Будем составлять последовательность обучения ребенка тем или иным трудовым действиям, иначе, составим алгоритм. Посмотрите внимательно, здесь представлен алгоритм как научить ребенка самообслуживанию, а именно мыть руки.( Предоставление образца) Посмотрите на алгоритм и постарайтесь создать свой план действий по заданной теме.»
Образец:
Составить алгоритм действий по воспитанию ребенка трудовым навыкам схематично :
* Уход за комнатными растениями.
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
* Мытье посуды.
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
* Приготовление винегрета.
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
* Стирка одежды для куклы.
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
* Уход за комнатными растениями.
* Мытье посуды.
* Приготовление винегрета.
* Стирка одежды для куклы.
* Проведение влажной уборки.
* Изготовление игрушки – самоделки.
7. Ведущий : Вы очень постарались составить алгоритм действий, вы хорошо составили схемы, а теперь мы обменяемся мнениями на тему :«С какой профессией можно познакомить ребенка при уходе за комнатными растениями ?, при мытье посуды, при приготовлении винегрета ?»
8.Ведущий: игра с мячом «Какие личностные качества ребенка мы формируем, воспитывая трудолюбие ?»
( Внимание, умение доводить начатое дело до конца, отзывчивость, взаимопомощь, активность)
9.А теперь еще раз вспомним народную мудрость, пословицы и поговорки о труде.
10.Подведение итогов.
Список литературы
1.Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента. 2001.с.67.
2.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.-3-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
3.Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,2005.
4.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М. :Мозаика-Синтез, 2007.
5.Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой., М.Мозаика –Синтез, 2005.
Приложение№ 1
1. Анкета для родителей «Труд и трудовое воспитание»
1. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок
Систематически
От случая к случаю ___
2. Что знает ребенок о Вашей профессии. Рассказали ли Вы ему о том, где и кем Вы работаете?
А) да. Б) нет. В) я читаю, что пока рано. Г) ребенок часто бывает у меня на работе и видит в чем заключается моя работа.
3. Какие трудовые навыки имеет Ваш ребенок по самообслуживанию?
4. Какие методы в воспитании трудолюбия используются вами дома?
А) собственный пример. Б) поощрение. В) обучение. Г) не занимаюсь таким воспитанием.
5. Как Вы относитесь к мнению, что в семье должно быть разделение труда и Мужчина не обязан выполнять женские дела, а женщина мужские?
А) полностью согласна с этим мнением. Б) согласна (согласен) частично. В) против такого мнения. Г) ребенок должен уметь все, вне зависимости от того мужское это дело или женское, в жизни все пригодится. Д) затрудняюсь ответить.
6. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки?
А) да, но только после напоминания. Б) убирает, но только с моей помощью. В) убирает сам, без напоминания. Г) не убирает вообще.
7. В чём Вы видите
наибольшие затруднения: ребёнок не
хочет выполнять трудовые поручения;
задания взрослого забывает; не доводит
начатое до конца; не проявляет себя при
выполнении работы; готов бросить дело
при затруднении; сомневается (подчеркните,
допишите
недостающее)
_____________________________________________________
8. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)
Мыть посуду
Мастерить поделку из бумаги
Поливать растения
Стирать носки
Убирать игрушки
Вышивание
Сервировка стола.
9. Ваши
вопросы и предложения к воспитателям
и администрации детского сада по вопросам
трудового воспитания.
Приложение № 2
Памятка для родителей
Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.
Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.
Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.
Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.
Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.
относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.
Никогда не используйте труд как средство наказания.
Приложение № 3
Задачи трудового воспитания по программе
(выдается родителям вместе с памяткой)
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
* Учить детей обращаться к педагогам за помощью.
* Формировать у детей опрятность.
* Учить детей пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.
* Учить детей мыть руки после пользования туалетом и перед едой.
* Формировать у детей навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.
* Учить детей пользоваться носовым платком.
* Формировать у детей навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.
* Учить детей оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
* Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки у детей.
* Воспитывать у детей опрятность, формировать умения правильно пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу.
* Продолжать закреплять у детей навык умывания.
* Учить детей мыть ноги перед сном.
* Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом, учить самостоятельно есть, правильно пользоваться чашкой, ложкой, вилкой, салфеткой.
* Учить детей красиво и не спеша есть, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды.
* Приучать детей в процессе одевания и раздевания соблюдать определенную последовательность; часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
* Развивать у детей интерес к трудовой деятельности в целом, к собственным изделиям и поделкам.
* Знакомить детей с разными материалами (бумага, картон, природные материалы) и их свойствами.
Задачи обучения и воспитания-х/бытовой труд
* Воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда.
* Учить детей замечать непорядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории и устранять его.
* Формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в своих вещах, помещении, игровом уголке, на огороде, а также в уходе за растениями и животными.
* Учить детей практическим действиям с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях наведения порядка в знакомом помещении и на знакомой территории.
* Учить детей планировать свои практические действия при выполнении трудовых поручений, распределять свое время в соответствии с необходимыми трудовыми затратами.
* Учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений.
* Воспитывать у детей уважение к результатам труда взрослых и сверстников.
* Воспитывать чувство гордости за результаты своего труда.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
* Закреплять у детей интерес к трудовой деятельности.
* Знакомить детей с материалами (ткань, кожа, нитки, соломка) и их свойствами.
* Закреплять у детей навык работы с бумагой, картоном, природными и бросовыми материалами (катушка, яичная скорлупа, скорлупа орехов, пластмассовые оболочки, пластиковые крышки и др. в зависимости от местных условий).
* Продолжать учить детей работать по образцу и словесной инструкции.
* Закреплять у детей умение пользоваться ножницами, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеенкой, пластилином при соединении частей и деталей, изготовленных из природного материала.
* Знакомить детей с иголкой и нитками; учить сшивать бумажные предметы.
* Знакомить с прямым швом «вперед иголку», учить пришивать пуговицы с двумя дырочками.
* Знакомить детей с приемами работы с тканью и нитками — примеривание, резание, шитье прямым швом.
* Учить детей подбирать красивые сочетания цвета материалов, подбирать цвет ниток по оттенку ткани или кожи.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ-Х/бытовой труд.
Задачи обучения и воспитания
* Закреплять у детей желание трудиться, умение получать удовлетворение от результатов своего труда.
* Продолжать формировать умения наводить порядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории.
* Формировать у детей практические действия, которые необходимы для ухода за растениями на участке и животными из живого уголка.
* Продолжать учить детей практическим действиям с предметами -орудиями и вспомогательными средствами в целях правильного их использования при наведении порядка в знакомом помещении и на знакомой территории.
* Учить детей выполнять свои практические действия в соответствии с планом занятий и с учетом режимных моментов.
* Расширять способы сотрудничества детей в процессе выполнения трудовых поручений.
* Учить детей работать в микрогруппе при выполнении определенных заданий.
* Закреплять умения дошкольников давать словесный отчет о выполненной работе.
* Учить детей бережному отношению к орудиям труда.
* Воспитывать самостоятельность и активность детей в процессе трудовой деятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаврилова Елена Владимировна
→ Elena_gavr 07.05.2012 1 4372 515 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.