Сценарий встречи с родителями на тему "Трудовое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью"


Автор

Гаврилова Елена Владимировна.


Регион, Населенный пункт

г. Пермь

Место работы

МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 152» г.Перми (И)

Должность

Учитель –логопед

E-mail

Metodist777@mail.ru

Дополнительные сведения

В рамках взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения данная разработка поможет педагогам детского сада подготовить и провести встречу с родителями на тему: «Трудовое воспитание».




Тема: Сценарий встречи с родителями по теме «Трудовое воспитание» в рамках работы клуба «Надежда»










2012, г. Пермь




Вступительное слово ведущего:

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей с особыми образовательными потребностями. Их воспитательные функции различны, но для развития ребенка необходимо их взаимодействие. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме объединения усилий дошкольного учреждения и семьи показывает, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному партнерству в педагогическом процессе. В нашем ДОУ на протяжении нескольких лет для родителей работает клуб «Надежда», работа ведется в нескольких направлениях, я являюсь координатором работы клуба и автором сценариев.

Заседание клуба «Надежда»

Тема: «Трудовое воспитание ? Да!»

Цель: Показать важность аспектов трудового воспитания с целью развития личностных качеств ребенка. Обмен мнениями о нравственном воспитании в семье.

Подготовительная работа :

1.Составление конспекта заседания.

2.Оформление таблиц, видеосъемка детей.

3. Распечатка пословиц и поговорок о труде.

4.Анкетирование родителей.

5.Составление памяток и рекомендаций для родителей.

6.Подготовка кружочков - 2 цвета.

Ход заседания.

1.

Приветствие.

Родители рассаживаются по кругу и говорят слова приветствия, называя свое имя, любимое занятие. С целью предрасположить родителей друг другу: «Добрый день, меня зовут …, мне нравится общаться с людьми» «Добрый день, меня зовут ……….., мне очень нравится выращивать комнатные растения» «Добрый день, меня зовут ……, мне нравится путешествовать всей семьей»

2.Сообщение темы заседания, вступительное слово о трудовом воспитании.

2.1. Уважаемые родители !!!

Сегодня наша встреча посвящена теме трудовое воспитание в детском саду и семье. Что такое трудовое воспитание и зачем оно нужно в дошкольном возрасте, об этом сегодня речь. В нашем детском саду для детей с интеллектуальным недоразвитием трудовое воспитание направлено на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе, способствует улучшению морально- психологического состояния, таким образом, предоставляет возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной жизнью. Е.А.Стребелева отмечает, что педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание для детей с интеллектуальной недостаточностью, является эффективным средством коррекции недостатков умственной деятельности старших дошкольников, является подготовкой к обучению в школе, участию в посильном труде.

Народная мудрость гласит:

1.Уменье и труд все перетрут.

2.Пашню пашут, не руками машут.

3.Дело мастера боится.

4. За всякое дело берись умело.

5.Делу время, а потехе – час.

Труд – могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.

А.С. Макаренко: «Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться»

«Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитывается с раннего детства. Работа по трудовому воспитанию основывается на формировании предметной деятельности детей и связана с их игровой деятельностью. Именно в процессе сюжетных игр формируется мотивационно–потребностная сторона деятельности детей, связанная с овладением навыками обслуживания (в случае действия с игрушками) и самообслуживания. Овладение операционной стороной деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным и умелым в удовлетворении своих насущных потребностей. Таким образом, стимулируется личностное развитие ребенка. Лишь на этой основе формируются Я-позиция и уверенность ребенка в собственных силах и возможностях, развиваются ответственность и элементы самооценки», - такую оценку процессу труда дает Е.А. Стребелева. [Стребелева. 2010.С. 166]

Трудовое воспитание в специализированном учреждении компенсирующего вида ведется в двух основных направлениях:

1.  Воспитание уважения к труду взрослых и детей;

2.   Формирование практических трудовых навыков у детей в процессе следующих занятий:

а) воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания (первый и второй годы обучения);

б) ручной труд (третий и четвертый годы обучения);

в) хозяйственно-бытовой труд и труд на природе (третий и четвертый годы обучения).

Все указанные занятия тесно взаимосвязаны. Усвоенные детьми навыки закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения режимных моментов в течение последующих годов обучения.

Как организовать детей ? Это могут быть :

  • Поручения.

  • Дежурства.

  • Коллективный труд.

Как ребенка приобщить к труду ? В семье дети постоянно видят, что делают родители, готовят еду, делают влажную уборку, стирают и т.д.

Наблюдение за трудом взрослых помогает ребенку понять значимость труда, отношение родителей к труду.

Что же знают дети о труде взрослых ? (Видео запись – рассуждалки детей о труде)

Какие приемы используются в детском саду ?

  • Объяснение

  • Показ.

  • Чтение х\л

Если работа ведется верно, дети приобретают новообразования : новое мышление, развитие памяти, внимания, усидчивость, сосредоточенность.

3.Ведущий: Уважаемые родители, сейчас мы вместе попытаемся решить следующие проблемные ситуации:

* Воспитатель спросил у Саши, кем работают его родители . Мальчик сказал, что его мама не работает, ничего не делает, а сидит дома с маленьким братом.


* Папа спросил 4- х летнего Сережу: «Скажи, а что делает воспитатель в вашей группе ?»Сережа отвечает: «Она ничего не делает, она с нами играет»

О чем можно говорить в этих ситуациях ? Почему дети так считают ? ((Не сформировано понятие «Труд»)

- Ведущий : Сообщение о программных задачах трудового воспитания – самообслуживание, труд в природе, х/б труд, ручной труд.

3. Игра «Доброе слово» - комплимент.

«Все мы мамы, всем хочется услышать в свой адрес доброе слово, теплое слово, этому мы учим своих детей. А сейчас проговорите рядом сидящим с вами людям доброе слово»

4.Обмен мнениями «Как я обучаю ребенка труду и зачем?»

5 Ведущий : А сейчас, уважаемые родители, найдите на стульях цветные круги, по цвету круга объединитесь в 2 группы. Будем составлять последовательность обучения ребенка тем или иным трудовым действиям, иначе, составим алгоритм. Посмотрите внимательно, здесь представлен алгоритм как научить ребенка самообслуживанию, а именно мыть руки.( Предоставление образца) Посмотрите на алгоритм и постарайтесь создать свой план действий по заданной теме.»

Образец:










Составить алгоритм действий по воспитанию ребенка трудовым навыкам схематично :


* Уход за комнатными растениями.

1



2

3

4

5

6


* Мытье посуды.

1



2

3

4

5

6


* Приготовление винегрета.

1



2

3

4

5

6

* Стирка одежды для куклы.

1



2

3

4

5

6


* Уход за комнатными растениями.

* Мытье посуды.

* Приготовление винегрета.

* Стирка одежды для куклы.

* Проведение влажной уборки.

* Изготовление игрушки – самоделки.


7. Ведущий : Вы очень постарались составить алгоритм действий, вы хорошо составили схемы, а теперь мы обменяемся мнениями на тему :«С какой профессией можно познакомить ребенка при уходе за комнатными растениями ?, при мытье посуды, при приготовлении винегрета ?»

8.Ведущий: игра с мячом «Какие личностные качества ребенка мы формируем, воспитывая трудолюбие ?»

( Внимание, умение доводить начатое дело до конца, отзывчивость, взаимопомощь, активность)

9.А теперь еще раз вспомним народную мудрость, пословицы и поговорки о труде.

10.Подведение итогов.





















Список литературы

1.Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента. 2001.с.67.

2.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.-3-е издание. - М.: Просвещение, 2010.

3.Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,2005.

4.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М. :Мозаика-Синтез, 2007.

5.Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой., М.Мозаика –Синтез, 2005.

















Приложение№ 1

1. Анкета для родителей «Труд и трудовое воспитание»

1. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок

Систематически
От случая к случаю ___

2. Что знает ребенок о Вашей профессии. Рассказали ли Вы ему о том, где и кем Вы работаете? 

А) да. Б) нет. В) я читаю, что пока рано. Г) ребенок часто бывает у меня на работе и видит в чем заключается моя работа.

3. Какие трудовые навыки имеет Ваш ребенок по самообслуживанию?

4.  Какие методы в воспитании трудолюбия используются вами дома? 

 А) собственный пример. Б) поощрение. В) обучение. Г) не занимаюсь таким воспитанием.

5.  Как Вы относитесь к мнению, что в семье должно быть разделение труда и Мужчина не обязан выполнять женские дела, а женщина мужские? 

А) полностью согласна с этим мнением. Б) согласна (согласен) частично. В) против такого мнения. Г) ребенок должен уметь все, вне зависимости от того мужское это дело или женское, в жизни все пригодится. Д) затрудняюсь ответить.

6. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки? 

А) да, но только после напоминания. Б) убирает, но только с моей помощью. В) убирает сам, без напоминания. Г) не убирает вообще.

7. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)
_____________________________________________________

8. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)

  • Мыть посуду

  • Мастерить поделку из бумаги

  • Поливать растения

  • Стирать носки

  • Убирать игрушки

  • Вышивание

  • Сервировка стола.

9. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада по вопросам трудового воспитания.


Приложение № 2

Памятка для родителей

  1. Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.

  2. Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.

  3. Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.

  4. Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.

  5. Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.

  6. относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.

  7. Никогда не используйте труд как средство наказания.

Приложение № 3

Задачи трудового воспитания по программе

(выдается родителям вместе с памяткой)



Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

*  Учить детей обращаться к педагогам за помощью.

*   Формировать у детей опрятность.

*   Учить детей пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.

*   Учить детей мыть руки после пользования туалетом и перед едой.

*   Формировать у детей навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.

*   Учить детей пользоваться носовым платком.

*  Формировать у детей навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.

*  Учить детей оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

*  Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки у детей.

*  Воспитывать у детей опрятность, формировать умения правильно пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу.

*   Продолжать закреплять у детей навык умывания.

*   Учить детей мыть ноги перед сном.

*   Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом, учить самостоятельно есть, правильно пользоваться чашкой, ложкой, вилкой, салфеткой.

*   Учить детей красиво и не спеша есть, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды.

*   Приучать детей в процессе одевания и раздевания соблюдать определенную последовательность; часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

*   Развивать у детей интерес к трудовой деятельности в целом, к собственным изделиям и поделкам.

*   Знакомить детей с разными материалами (бумага, картон, природные материалы) и их свойствами.

Задачи обучения и воспитания-х/бытовой труд

*   Воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда.

*   Учить детей замечать непорядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории и устранять его.

*   Формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в своих вещах, помещении, игровом уголке, на огороде, а также в уходе за растениями и животными.

*   Учить детей практическим действиям с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях наведения порядка в знакомом помещении и на знакомой территории.

*   Учить детей планировать свои практические действия при выполнении трудовых поручений, распределять свое время в соответствии с необходимыми трудовыми затратами.

*   Учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений.

*   Воспитывать у детей уважение к результатам труда взрослых и сверстников.

*   Воспитывать чувство гордости за результаты своего труда.



ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

*   Закреплять у детей интерес к трудовой деятельности.

*   Знакомить детей с материалами (ткань, кожа, нитки, соломка) и их свойствами.

*  Закреплять у детей навык работы с бумагой, картоном, природными и бросовыми материалами (катушка, яичная скорлупа, скорлупа орехов, пластмассовые оболочки, пластиковые крышки и др. в зависимости от местных условий).

*   Продолжать учить детей работать по образцу и словесной инструкции.

*   Закреплять у детей умение пользоваться ножницами, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеенкой, пластилином при соединении частей и деталей, изготовленных из природного материала.

*  Знакомить детей с иголкой и нитками; учить сшивать бумажные предметы.

*   Знакомить с прямым швом «вперед иголку», учить пришивать пуговицы с двумя дырочками.

*   Знакомить детей с приемами работы с тканью и нитками — примеривание, резание, шитье прямым швом.

*  Учить детей подбирать красивые сочетания цвета материалов, подбирать цвет ниток по оттенку ткани или кожи.



ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ-Х/бытовой труд.

Задачи обучения и воспитания

*   Закреплять у детей желание трудиться, умение получать удовлетворение от результатов своего труда.

*   Продолжать формировать умения наводить порядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории.

*   Формировать у детей практические действия, которые необходимы для ухода за растениями на участке и животными из живого уголка.

*   Продолжать учить детей практическим действиям с предметами -орудиями и вспомогательными средствами в целях правильного их использования при наведении порядка в знакомом помещении и на знакомой территории.

*   Учить детей выполнять свои практические действия в соответствии с планом занятий и с учетом режимных моментов.

*   Расширять способы сотрудничества детей в процессе выполнения трудовых поручений.

*   Учить детей работать в микрогруппе при выполнении определенных заданий.

*   Закреплять умения дошкольников давать словесный отчет о выполненной работе.

*   Учить детей бережному отношению к орудиям труда.

*   Воспитывать самостоятельность и активность детей в процессе трудовой деятельности.


14



Полный текст материала Сценарий встречи с родителями на тему "Трудовое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаврилова Елена Владимировна  Elena_gavr
07.05.2012 1 4372 515

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК