Консультация для родителей «Воспитывать трудолюбие», средняя группа
Клименкова Марина Александровна
Воспитатель
МБДОУ №10
Консультация для родителей «Воспитывать трудолюбие»
В каждом детском саду нравственное воспитание является одной из важных сторон в воспитании детей. Тема, по которой мы работаем тесно взаимосвязана с нравственным воспитанием, она звучит так «Создание дружного детского коллектива дошкольников путем вовлечения их в исследовательскую деятельность и совместный труд». Что это значит?
По исследовательской деятельности мы работаем уже второй год. В прошлом году мы с ребятами исследовали свойства: воды, снега, льда, воздуха, почвы и т.д. Сейчас мы поставили перед собой задачу нравственно-трудового воспитания детей, т.е. например: зная свойства льда (какой он твердый, скользкий) детям объясняем, что нельзя льдом бросаться в друг друга; по скользкой дорожке опасно ходить. Почему? Что для этого надо сделать, чтобы можно было безопасно пройти? Также ребята оказывают посильную помощь в уборке снега на участке.
В результате у детей воспитывается положительное отношение к труду, желание трудиться.
Каждый день утром дети дежурят в уголке природы. Мы объясняем, что у разных растений неодинаковая потребность в воде. Учим по цвету земли и на ощупь распознавать, влажная или сухая земля в цветочном горшке, по виду растения определять, нуждается оно в воде или нет. Показываем, как следует поливать растения. Привлекаем ребят к созданию огорода, где с поздней осени и почти до летнего периода выращиваем лук, который потребляем в пищу. А так же начиная с февраля, дети наблюдают, как выращивается рассада перца, томатов, проращивание семян фасоли.
И тут мы опять же исследователи, кроме того, у ребят вырабатываются трудовые навыки. Например: дети наблюдают, как появились корешки у лука, далее после посадки в землю наблюдают за развитием зеленых перьев. В начале весны, например, можно поставить в воду веточки дерева и обратить внимание детей на то, как они реагируют на тепло и воду. Познакомили детей со способами размножения растений (на примере хлорофитума).
Труд дает реальный, зримый результат. Результат труда не только его материальное воплощение: посаженное дерево, подклеенная книга, отремонтированная игрушка, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия приятны другому, вызывают в ответ благодарность, доброжелательность.
В уголке природы у нас в группе живет хомячок по имени Малыш.
Ребята его очень любят и с удовольствием ухаживают за ним. Мы стараемся дать детям больше самостоятельности в выборе корма, в дозировке порций и т.д. Они узнают, что корм должен быть разнообразным и полезным. Привлекаем ребят к уборке клетки животного. Они могут самостоятельно вымыть поилки и кормушки. Объясняем, что без ухода хомячок может погибнуть.
Продолжаем воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки:
- учим самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
- закрепляем умения пользоваться расческой, носовым платком;
- приучаем детей при кашле, чихании, отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
- совершенствуем навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Для того, чтобы труд стал средством нравственного воспитания, следует давать детям не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно полезную работу, в которой зарождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи со всеми участниками коллективного труда. Например: ребятам очень нравиться дежурства по столовой. Они надевают белоснежные фартучки и вместе с младшим воспитателем накрывают на столы. Расставляют хлеб, чашки с блюдцами, тарелки, раскладывают столовые приборы.
Вместе с навыками у ребят появляется определенная независимость от взрослого, стремление подражать ему, желание делать, что требуется, и этим доставлять окружающим большую радость.
Хозяйственно-бытовой труд проводим каждую пятницу во второй половине дня. Учим ребят протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Мыть и протирать строительный материал, игрушки.
В результате такой трудовой деятельности ребята успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении, видеть жизненную необходимость таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам совместного труда.
Со второй половины года под нашим руководством учим выполнять обязанности дежурных по подготовки материалов к занятиям. Например: сегодня занятия по ИЗО, рисование. Дети расставляют воду в баночках, кисти, краски и т.д. После занятия все убирают на свои места.
Трудовая деятельность несет в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправленном руководстве взрослых у детей в итоге формируются ответственность, целеустремленность, чувство коллективизма.
В труде начинают формироваться дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением дружить, оказывать услугу, предложить помощь.
Одним из главных помощников в нашей работе являетесь вы - родители. Ведь дети, как правило, подражают, копируют своих родителей, поэтому необходимо показывать положительный пример своим малышам.
Какие трудовые поручения вы предлагаете детям дома? Из беседы с детьми мы узнали, кто участвуют в оказании посильной совместной деятельности дома. Нас порадовали некоторые ответы детей. Например: мою посуду, убираю игрушки, подметаю и т.д. Но многим ребятам было трудно ответить на вопрос.
Уважаемые родители! Не бойтесь предлагать детям простейшие трудовые поручения, не делайте за детьми, то, что они могут сделать сами. Например: Намусорил! Убери!
Поддерживайте детей, развивайте у них положительное отношение к труду, формируйте полезную привычку. Эта ваша работа не потребует особого времени, но будет способствовать росту авторитета взрослого в глазах ребенка, поможет узнать лучше вашего ребенка, положительно влиять на его развитие.
Мы надеемся на вашу помощь. Общими усилиями мы может достичь многого. Наши дети вырастут самостоятельными, трудолюбивыми, и смогут преодолеть любые жизненные препятствия.
Использованная литература:
- Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника в детском саду»;
- И.Л. Паршукова «Маленькие исследователи в детском саду»;
- Р.С. Буре «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клименкова Марина Александровна
→ Marilek 02.08.2012 0 5707 709 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.