Мастер - класс для родителей "Развитие мелкой моторики рук"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Высокогорненского городского поселения
Ванинского муниципального района Хабаровского края
Мастер класс для родителей средней группы
на тему:
"Развитие мелкой моторики рук"
Воспитатель: Прокофичева Т.С.
п. Высокогорный
2018 год
Мастер класс для родителей средней группы на тему:
"Развитие мелкой моторики рук"
Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.
Задачи:
• повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;
•привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук;
• вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.
Оборудование и материалы: столы, расставленные полукругом, технологические карты, пластилин, шаблоны, влажные салфетки.
Необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики.
Подготовительная
работа:
1. Изготовить
приглашения для родителей.
2.
Организация выставки литературы, пособий
и картотек по развитию мелкой моторики.
3.
Распечатать памятки для родителей
«Развитие мелкой моторики рук».
Ход мероприятия:
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня я проведу с вами мастер-класс на тему
«Развитие мелкой моторики рук».
Прежде чем перейти к нашему мастер классу, мне бы хотелось выявить ваши знания по данной теме. Для этого мы сейчас проведем Блиц-опрос.
У вас на столах лежать сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вам вопрос, вы должны поднять карточку с зеленым цветом если вы думаете ответить на вопрос «Да», а если «Нет» то с красным цветом.
Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук?
Если «Да», то поднимите зелёный кружок
Если «Нет», то поднимите красный кружок
Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук?
«Да» «Нет»
Развиваете ли вы мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях?
Если «Да», то как? «Нет»
Как вы думаете, необходимо ли развитие моторики руки?
Знаете ли вы, для чего это необходимо делать?
Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?
Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.
Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках пальцев.
Хочу вам процитировать высказывания двух знаменитых людей
Как говорил В.А.Сухомлинский
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
А это высказывание Н. Канта
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
Почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. И если мы будем развивать мелкую моторику, тем самым активизируем эти центры. Тем более что развитие мелкой моторики – важная часть подготовки ребенка к письму и школе, а так же развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.
Поэтому нужно уделять большое внимание развитию и совершенствованию мелкой моторики дошкольников.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с младенчества. Уже грудному ребенку необходимо массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и многое другое.
Сейчас, к сожалению, у большинства детей наблюдается отставание в моторном развитии. Они не умеют завязывать шнурки, поэтому родители покупают обувь на липучках или молнии. Если раньше дети вместе с взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, то сейчас этим мало кто занимается. Поэтому у них слабо развита мелкая моторика. В результате чего у большинства детей наблюдается неготовность к письму или проблемы с речью.
Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Предлагаю вашему вниманию игры направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны
Игры с сыпучими материалам (горох, фасоль)
В глубокую ёмкость насыпаем фасоль или горох и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим,
месим тесто,
Есть в печи
место.
Будут-будут из печи
Булочки
и калачи.
Я месила тоже тесто, где ж сюрприз мой, интересно?!
Прячем мелкий предмет в куче гороха, а ребенок должен попытаться найти его
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого.
Следующее упражнение – надо взять 1 фасолинку или горох большим и указательным пальцем и переложить в другую емкость, потом большим и средним, потом – большим и безымянным.
Можно подобрать любые четверостишия, например:
«Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ».
Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Ребенок проводит пальцем по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позволяем ребенку самому нарисовать рисунок.
Игры с крышками от бутылок.
Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.
Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это непалец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т.д.
Шнуровка
Это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
Как вы думаете, почему в детском саду уделяется большое внимание лепке, аппликации, рисованию, конструированию? (Ответы родителей) Потому что, это один из видов ведущей деятельности в дошкольном возрасте по развитию мелкой моторики рук.
Рисование карандашами.
Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Мозаика, пазлы, конструктор
развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
Очень важны для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений
Работа с ножницами .Вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты и делать из них красивые и оригинальные аппликации.
Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Существует несколько видов аппликации:
Предметная. Состоит из отдельных изображений (лист, птица, цветок)
Обрывная аппликация. Разрывая бумагу на кусочки можно составлять из них изображение.
Симметричная. Для данной аппликации необходимо разделить заготовку пополам, а затем составить картинку.
Аппликация из салфеток или гофрированной бумаги. Салфетки и гофрированная бумага – очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки.
Аппликация из засушенных листьев. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев – так называемая флористика.
Работа с пластилином.
В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений и мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки, мы используем новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционной лепки пластилинографию.
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам. Она заключается в рисовании пластилином на картоне или другой твердой основе (диски, дощечки). Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, пайеток, природного и бросового материала.
Работа с пластилином помогает ребенку выразить эмоции, своёвидение окружающего мира, сформировать эстетических вкус, развивать координацию, мелкую моторику пальцев. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.
Дети младшего дошкольного возраста не достаточно хорошо знакомы с пластилином, поэтому сюжеты и задания для данного возраста должны быть простыми и легкими. В старшей группе дети готовы создавать сложные композиции. Активно и умело смешивают цвета, украшают работу дополнительными элементами.
Пластилин – мягкий, податливый материал. Но имеет ряд особенностей:
1. Очень твердый пластилин трудно размягчить детской руке. Поэтому его необходимо разогреть в емкости с горячей водой (но не кипятком).
2. Пластилин – материал объемный и имеет вес. Поэтому для работы следует выбирать плотную основу – картон.
3. Чтобы готовое изделие со временем не теряла своей привлекательности, её можно покрыть бесцветным лаком или обтянуть скотчем. Можно картинку положить под стекло или в файл. Готовое изделие может служить подарком на праздник.
Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по пластилинографии «Волшебный цветок».
Практическая деятельность
Итак, для работы нам понадобятся следующие материалы:
Шаблон картинки с изображением цветка, набор пластилина, доска для лепки, салфетка для рук.
Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю перед началом работы всем вместе сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении ладони
Прижаты друг к другу, округлить пальцы
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальчики в стороны.
Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцами
вместе - врозь.
Дружно дают под землей корешки. Положить ладони тыльной стороной на
стол, пальцы развести .
1. Выбираем нужный по цвету пластилин.
2. Из куска пластилина отщипываем небольшие кусочки, скатываем их в шарик.
3.Выкладываем шарики по контуру цветка и слегка придавливаем.
4. Готовую работу можно украсить дополнительным материалом: бисером, пайетками, семенами.
Заключительная часть.
Сегодня вы познакомились с разновидностью нетрадиционной лепки пластилинография, которая способствует развитию мелкой моторики рук, развивает внимание и воображение.
И помните, развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.
Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Предлагаю Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики.
Большое спасибо за активное участие!
П амятка
«Виды
детской деятельности, которые можно
использовать для развития мелкой
моторики пальцев рук»
• Развитие
ручной умелости (рисование карандашом,
лепка, конструирование, аппликация,
изготовление оригами: игрушек из бумаги
(лодочка, пилотка, самолет).
• Различные
игры с мелкими предметами (подбор частей
разрезных картинок, перекладывание,
сортировка горошин, палочек, пуговиц и
других мелких предметов).
•
Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением и без речевого
сопровождения.
Для
развития ручной умелости дети должны:
•
разминать пальцами пластилин и глину,
лепить различные поделки;
• сжимать
и разжимать кулачки («бутончик проснулся
и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
•
барабанить всеми пальцами обеих рук по
столу;
• махать в воздухе только
пальцами;
• собирать все пальцы в
щепотку;
• нанизывать крупные
пуговицы, шарики, бусинки на леску;
•
завязывать узелки на шнурке, веревке;
•
застегивать (расстегивать) пуговицы;
•
играть с конструктором, мозаикой;
•
складывать матрешки, пирамидки;
•
рисовать в воздухе;
• рисовать,
раскрашивать, штриховать
• выполнять
аппликации;
• перекладывать из одной
коробочки в другую счетные палочки,
спички, фасоль, при этом рука не должна
сдвигаться (лежит близко к коробочке,
задействованы только большой, указательный
и средний пальцы);
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Желаем успехов!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прокофичева Татьяна Сергеевна
→ Г@лин@0028 03.03.2019 0 18628 283 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы