Педагогический проект "Они тоже были маленькими"
ГБДОУ детский сад № 96 комбинированного вида Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Они тоже были маленькими»
Учитель-логопед: Антонова Ю. А. Воспитатели: Сафронова Н. С., Чеченёва И. С.
г. Санкт-Петербург 2020г.
1. Информационная карта проекта Полное название проекта: «Они тоже были маленькими» Авторы проекта:
Учитель-логопед: Антонова Ю.А. Воспитатели: Чеченёва И.С., Сафронова Н.С.
Вид проекта: Информационно – творческий, познавательный.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, коллективный.
Продолжительность проекта: с 01.03.2020г.-31.10.2020г. Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители. Возраст детей: дошкольники старшего возраста, 5-7 лет.
Актуальность.
В наше время наблюдается тенденция снижения интереса к книгам, семейным беседам, посещениям музеев и театров, а также интереса к различным видам искусства.
Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Сталкиваясь с красотой, дети сами стремятся создать что-то своё, встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Вот почему важно знакомить детей еще в дошкольном возрасте с разными видами искусства, дать возможность прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, научить ориентироваться в многообразии направлений искусства.
А так же, к сожалению, сегодня во всем мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. В семьях нет культуры чтения, давно кануло в лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям диск с мультфильмами, чем найти время и аргументы в пользу чтения. Поэтому проблема приобщения ребенка к книге, чтению в современном обществе стоит очень остро.
Общество сегодня не в полной мере осознает то, что воспитание читателя начинается в раннем детстве. Этим должны заниматься родители и работники дошкольных учреждений. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.
Цель: Создание необходимых условий воспитания и развития гармоничной личности ребёнка, направленных на формирование интереса к разным видам искусства. Формирование у всех участников проекта мотивации к проведению совместного культурного досуга, а также потребности в новых знаниях.
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить детей с жизнью и деятельностью знаменитых людей нашей страны, посредством книг из серии «Они тоже были маленькими».
-
Расширить представления дошкольников о творчестве знаменитых
писателей, композиторов, художников.
-
Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.
-
Научить родителей грамотно разбираться в огромном книжном рынке для детей.
-
Учить детей правильному и бережному обращению с книгой.
Развивающие:
1.Формировать навыки восприятия произведений различных видов искусств. 2.Стимулировать творческую активность.
3. Развивать воображение, фантазию и ассоциативное мышление. 4.Развивать коммуникативные умения детей, через совместное чтение, умение вести диалог.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний.
-
Воспитывать высокие нравственные качества (милосердие, справедливость, внимание друг к другу), чувство патриотизма.
-
Воспитывать любовь к произведениям искусства, эмоциональные переживания.
-
Подвести родителей к пониманию важного значения - воспитания у детей любви к искусству.
-
Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
-
У детей сформировать устойчивый интерес к чтению и художественной литературе хорошая память, речь, а также понимание того, что книга – источник знаний. Дети научатся не только любить книги, но и беречь их.
-
Родители же, в свою очередь, получат знания в вопросе воспитания у детей любви к книге, научатся правильно подбирать книги детям, что в дальнейшем поможет им в воспитании и обучении детей, в возрождении чтения в кругу семьи.
-
Обогатить и систематизировать знания дошкольников о различных видах искусства, способность детей различать разные виды искусства и жанры. Способность узнавать некоторых деятелей искусства на фотографиях и их творчество (картины, музыку, художественную литературу).
-
Сформировать чувства гордости за свою страну и знаменитых людей, живших в нашей стране, желание прославить свою Родину в будущем. Повысить родительскую компетентность по представленной теме.
-
Познакомить детей с жизнью и деятельностью знаменитых людей нашей страны, посредством книг из серии «Они тоже были маленькими».
-
Стимулировать интерес детей к искусству, музыке, поэзии, продуктивной, нетрадиционной деятельности, через проектную деятельность. Научить внимательно рассматривать репродукции картин, чувствовать красоту произведения, эмоционально воспринимать музыку, желание слушать классическую музыку известных композиторов. Воспитывать любовь к поэтическому слову.
-
Сформировать творческое мышления детей через нетрадиционные способы изо деятельности, развивать творческих способностей, воображения.
Продукты проекта:
-
-
Выставки детских работ в мини-центрах «Знаменитые художники»,
-
«Известные музыканты», «Великие писатели».
-
-
Книжки-малышки, выполненные родителями совместно с детьми.
-
Коллективная работа – плакат «Они тоже были маленькими»
-
Презентации по блокам «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
-
Газета «Они тоже были маленькими».
-
Этапы реализации проекта:
-
Подготовительный:
-
Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
-
Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о великих людях нашей страны.
-
Подбор методической, художественной литературы, составление конспектов образовательной деятельности, викторин, КВН, наглядного и дидактического материала по данной теме.
-
Разработка плана реализации проекта.
-
Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
-
Составление конспектов по интегрированной НОД.
-
Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление мини- центров «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели». Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.
-
-
Основной:
-
Интеграция проекта с календарно-тематическим планированием.
-
Организация тематических досугов по теме.
-
Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
-
Проведение консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя: папки - передвижки, консультации, презентации на сайте группы и в родительском уголке.
-
Посещение детской библиотеки, музеев, выставок, консерватории.
-
Пополнение развивающей среды.
-
Организация творческих выставок детских работ.
-
Информация для родителей по темам «Знаменитые художники»,
-
«Известные музыканты», «Великие писатели».
-
-
НОД по разным образовательным областям в каждом блоке проекта. 10.Внедрение перспективного плана взаимодействия с родителями. 11.Провести акцию «Подари книгу детскому саду»
-
-
Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
-
Беседы, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
-
Выставки.
-
Творческая деятельность по блокам.
-
Заключительный:
-
Итоговое мероприятие с детьми по теме проекта.
-
Повторное анкетирование родителей.
-
Показ презентации проекта в рамках пед.часа в ДОУ.
-
Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов.
-
Схема осуществления проекта:
Блок «Великие писатели»: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой (Приложение 1)
Цель: Повышение интереса к произведениям детских писателей.
-
Месяц
Деятельность педагога
Деятельность детей
Март
-Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о великих людях нашей страны.
-
Консультация для родителей «Ваш ребёнок и книга»
-Беседа с детьми о книгах «Они тоже были маленькими».
-
Оформление книжного уголка в группе
«Они тоже были маленькими».
-
Ручной труд совместно с родителями
«Изготовление книжек малышек»
-Выставка «Книжек-малышек»
-
Беседа о поэте А.С. Пушкине и его творчестве.
-
Беседа на тему: «Почему надо беречь книги»
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о А.С. Пушкине.
Изготовление «Книжек малышек» совместно с родителями.
Выставка «Книжек- малышек»
Дети познакомились с писателем А.С. Пушкиным и его творчеством Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Просмотр презентации
«Волшебные сказки А.С. Пушкина» Прослушивание стихотворения.
-
-
-Пальчиковая гимнастика «В гостях у сказки».
-Дидактическая игра «Мой любимый герой из сказки».
-Презентация «Волшебные сказки А.С. Пушкина»
-Чтение стихотворений «Уж небо сенью дышало», «Зимний вечер», «У Лукоморья дуб зеленый»
- Разучивание с детьми стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» (отрывок)
-Рисование по мотивам произведения «У Лукоморья дуб зеленый»
-Чтение сказок А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
-Дидактическая игра «Узнай сказочного героя»
-Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
-Лепка по мотивам произведения
«Золотой петушок» (нетрадиционная техника)
-Викторина «В гостях у сказки».
Дети знают и рассказывают отрывок стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый»
Рисование и выставка работ детей «У Лукоморья дуб зеленый»
Прослушивание сказок А.С. Пушкина
Выставка детских работ в нетрадиционной технике «Золотой петушок».
Участие в викторине
«В гостях у сказки»
Март
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о Л.Н. Толстом.
-Беседа о писателе Л.Н. Толстом и его творчестве.
-Презентация «Л. Толстой детям»
-Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка»,
«Акула».
-Отгадывание загадок по произведениям Л.Н.Толстого
-Рисование по мотивам произведения Л.Н.Толстого «Лев и собачка»: «Лев» и оригами «Собачка»
-Оригами по мотивам произведения Л.Н.Толстого «Акула»
-Выставка оригами: «Рыбки»
-Беседа «Рассказ о прочитанных дома
Дети познакомились с писателем Л.Н.Толстым и его творчеством Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Выставка детских работ рисование совместно с оригами
«Лев и собачка» Выставка оригами
«Такие разные рыбки» Участие детей в игре
«Что? Где? Когда?» Активное участие в
-
книгах»
-Пальчиковая гимнастика «Собачка».
-Дидактическая игра «Найди пару».
-Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
-Игра «Что? Где? Когда?» по произведениям Л.Н.Толстого
-
Литературный праздник «В гостях у сказки».
-
Экскурсия в библиотеку.
-
Проведение родительского собрания
«Книга-лучший друг».
-
Организация фотовыставки «Совместное чтение».
-
Консультация для родителей «Вечер без телевизора».
-Акция «Подари книгу детскому саду»
-Презентация «Великие писатели» А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой.
литературном празднике «В гостях у сказки»,
Посещение детской библиотеке совместно с родителями.
Просмотр презентации
«Великие писатели А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой»
-
Блок «Знаменитые художники»: И.И. Шишкин, В.М.Васнецов
(Приложение 2)
Цель: Познакомить с творчеством художников и развивать интерес к их творчеству.
-
Месяцы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Сентябрь
-Анкетирование родителей по выявлению знаний о значении иллюстрации детской книги.
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о И.И. Шишкине
-Беседа о художнике И.И. Шишкине и его творчестве.
-Выставка репродукций картин И.И.Шишкина.
-Просмотр фотоальбома «Великие художники»: И.И. Шишкин.
-Координация речи с движением
«В лесу».
-Дидактическая игра «Назови ласково».
-Художественное творчество (ручной труд) «Утро в сосновом лесу». (Коллективная работа)
-Игра «Умники и умницы» (Угадывание
картины по фрагменту)
Дети познакомились с художником И.И.Шишкиным и его творчеством Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Знакомство с фотоальбомом
«Великие художники»
Изготовление и
выставка поделок детей
«Утро в сосновом лесу» (Коллективная работа). Активное участие в игре «Умники и умницы»
-Чтение книги из серии «Они тоже
Дети познакомились с
-
были маленькими» о В.М.Васнецове
-Беседа о художнике В.М.Васнецове и его творчестве.
-Картинная галерея репродукций работ В.М.Васнецова.
-Просмотр фотоальбома из серии книг
«Великие художники» В.М.Васнецов
-Чтение сказок Иван Царевич и Серый волк, былины «Богатыри», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
-Динамическая переменка «Мы богатыри»
-Сюжетно-ролевая игра «Защитники» Дидактическая игра «Один-много».
Игра «Сложи из кубиков картинку» - фрагменты картин художника.
Раскрашивание репродукций картин В.М.Васнецова.
Выставка детских рисунков. Сюжетно-ролевая игра «Музей»
Викторина «Назови художника» (по иллюстрации назвать произведение и художника-иллюстратора)
Выставка фотографий «Необычный выходной» (поход родителей с детьми в музей или в галерею)
Презентация «Знаменитые художники»: И.И. Шишкин, В.М.Васнецов
художником В.М.Васнецовым и его творчеством.
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями. Знакомство с фотоальбомом
«Великие художники» Прослушивание сказок. Раскрашивание репродукций картин и выставка работ.
Участие в викторине
«Назови художника». Поход родителей с детьми в музей или в галерею
Блок «Известные музыканты»: П.И. Чайковский, С.С.Прокофьев
(Приложение 3)
Цель: Познакомить с композиторами и развивать интерес к их творчеству.
-
Месяц
Деятельность педагога
Деятельность детей
Октябрь
Анкетирование родителей по
выявлению знаний об известных композиторах.
Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о П.И.Чайковском
Беседа о композиторе П.И.Чайковском и его творчестве.
Просмотр отрывков из балетов (видеофильм) «Щелкунчик»,
«Лебединое озеро» Прослушивание произведений из
Дети познакомились с композитором П.И.Чайковским и его творчеством.
Просмотрели отрывки из балетов (видеофильм)
«Щелкунчик»,
«Лебединое озеро» Прослушивали произведения из
-
«Детского альбома», «Времена года» Дидактическая игра «Что звучало?». Координация речи с движением
«Осень».
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на концерт»
Чтение сказок Э.Т.А. Гофман
«Щелкунчик», «Лебединое озеро» под редакцией В.С. Черемухиной, Ш. Перро
«Спящая красавица»
Продуктивная деятельность: рисование ладошками «Лебеди»
- Игра-викторина «Угадай мелодию»
«Детского альбома»,
«Времена года» Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями. Познакомились со сказками Э.Т.А. Гофман
«Щелкунчик»,
«Лебединое озеро» под редакцией В.С. Черемухиной, Ш. Перро
«Спящая красавица» Выставка детских работ рисование ладошками
«Лебеди» Активное участие в викторине «Угадай
мелодию»
Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о С.С. Прокофьеве Беседа о композиторе С.С. Прокофьеве и его творчестве.
Просмотр видеофильма симфонической сказки «Петя и волк»
Прослушивание произведений из
«Детского альбома»: «Утро», «Вечер»,
«Прогулка», «Дождь и радуга», (из сборника «Детская музыка») Дидактическая игра «Скажи наоборот». Сюжетно-ролевая игра «Театр» Пальчиковая гимнастика «Волшебные нотки».
Продуктивная деятельность плоскостная лепка «Дождь и радуга» Презентация «Известные музыканты»: П.И. Чайковский, С.С.Прокофьев.
Итог: Газета «Они тоже были маленькими» ( обьединяющая все блоки) Приложение 6.
Дети познакомились с композитором С.С. Прокофьевым и его творчеством Познакомились с видеофильмом симфонической сказки
«Петя и волк» Прослушивали произведения из
«Детского альбома». Развивающие игры совместно с воспитателями
Выставка детских работ плоскостная лепка
«Дождь и радуга». Просмотр презентации
«Известные музыканты»: П.И. Чайковский, С.С.Прокофьев
Для публикации информации о детях получено письменное разрешение всех родителей!
Анализ результатов проекта.
Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами нашего детского сада и других ДОУ.
Во время реализации данного проекта активное участие приняли дети, родители и сотрудники ДОУ. (Приложение 4).
За основу нашего проекта мы взяли уникальную познавательную коллекцию
«Они тоже были маленькими». Она знакомит ребенка с судьбами людей, которые по праву считаются достоянием России. Со страниц книг легендарные личности обращаются к читателю на простом и понятном языке и становятся для ребенка добрыми друзьями. Каждый из героев коллекции делится с юными читателями: детскими мечтами и увлечениями, удивительными и забавными случаями из жизни, примечательными фактами своей эпохи, радостями и переживаниями, успехами и открытиями. Красочно иллюстрированные книги о самых выдающихся личностях в истории родной страны станут первым путеводителем в мир гениальных идей, больших достижений и захватывающих открытий!
Знакомясь с биографиями выдающихся личностей в увлекательной и доступной форме, ребенок совершает путешествие в разные эпохи и узнает о важнейших исторических событиях. Коллекция разработана с учётом особенностей восприятия детей дошкольного возраста. (Приложение 5).
В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе, изобразительному искусству, музыке. Расширили кругозор о разных видах искусства, ярких представителях в литературе, музыке и изобразительной деятельности.
Сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Реализация данного проекта позволила создать в группе богатый книжный уголок, в пополнении которого активное участие приняли родители, участвуя в акции «Подари книгу детскому саду». В группе у многих детей сформировался интерес к книге, дети полюбили чтение и с удовольствием читают самостоятельно. Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению, стали сами больше читать, научились разбираться в книжном мире для детей.
Литература:
1.Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги» 2.Автор текста Е. Добина «Они тоже были маленькими» М.
«Ашет Коллекция», 2020г.
3.Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги». 4.Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
5.Поликарпова И. Б. Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» 6.Пушкин А.С. Сказки -М.: Детская литература, 2007г.
7.Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010г. 8.Сборник рассказов Л.Н.Толстого «Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка»,
«Акула» М.: Детская литература, 2009г.
-
Сборник русских народных сказок Иван Царевич и Серый волк, былины
«Богатыри», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» М.: Детская литература, 2008г.
-
Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик» М.: Зебра, 1997г,
-
«Лебединое озеро» под редакцией В.С. Черемухиной Симферополь КПРО «ТАРОТ» 1992г.
-
Ш. Перро «Спящая красавица»
Приложение 1
Блок «Великие писатели»: А.С.Пушкин.
Блок «Великие писатели»: Л.Н.Толстой.
Приложение 2. Блок «Знаменитые художники»: И.И. Шишкин.
Блок «Знаменитые художники»: В.М.Васнецов.
Приложение 3.
Блок «Известные музыканты»: П.И. Чайковский.
Блок «Известные музыканты»: С.С.Прокофьев.
Работа с родителями.Приложение 4.
Выставка книг «Они тоже были маленькими». Приложение 5.
Газета «Они тоже были маленькими».Приложение 6.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Юлия Анатольевна
→ Публикатор 25.01.2021 0 1575 184 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы