Консультация для родителей "Влияние сказок на психическое развитие детей младшего возраста"


Консультация от педагога психолога для родителей

«Влияние сказок на психическое развитие детей младшего возраста»


С самого раннего детства ребенок попадает в волшебный мир сказок. С детской сказки начинается его знакомство с детской литературой. Сказка является таким же необходимым этапом психического развития детей, как игра.

Сказку идеально ребёнку не читать, а рассказывать. Потому, что тогда вы можете наблюдать за тем, как он слушает сказку. Вы видите его реакцию, различные эмоции. Можете заметить, какое место в сказке больше всего его заинтересовало.

Через сказку легче объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятие о добре передается в сказках не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, доброй волшебницы и т.д.

При выборе сказки важно учитывать особенности возрастного и психического развития детей младшего возраста. В два года дети уже удерживают в памяти простые действия сказочных персонажей. Им нравятся сказки о животных, они, вслед за взрослым, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными. В этом возрастном периоде главные герои детских сказок – дикие и домашние животные. Дети, повторяя за взрослыми, начинают подражать жестам и звукам сказочных зверей.

Чтение желательно сопровождать демонстрацией иллюстраций, картинки создают для младших дошкольников, материальную опору, позволяя прослеживать последовательность событий и легкость восприятия.

Малыши особенно любят такие сказки, как «Колобок», «Теремок» и «Репка», где многократно повторяется сюжет. Благодаря повторению ребенок легко ориентируется в сказке и буквально растворяется в ней.

  • Хочется, отметить сказку «Репка», сказка помогает решать множество задач: по познавательному развитию, речевому развитию, воспитательному развитию.

Познавательные задачи:

- Знакомство с окружающим миром: сказка дает представление о некоторых овощах (репка), домашних животных и семейных отношениях.

-Развитие памяти и внимания: благодаря многократному повторению действий и персонажей, дети легко запоминают последовательность событий.

- Формирование представлений о причинно-следственных связях: ребенок видит, что без помощи следующего героя дело не двигается с места.

Воспитательные задачи:

  • - Укрепление семейных связей: Совместное чтение сказок создает особую атмосферу доверия и близости, способствует взаимопониманию между родителями и детьми, а также дарит удовольствие от общения.

- Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи: главная воспитательная идея сказки — показать, что только объединив усилия, можно добиться результата. Даже самые маленькие и слабые (мышка) вносят решающий вклад в общее дело.

- Уважение к старшим и младшим: сказка демонстрирует важность участия каждого члена семьи, независимо от возраста и размера.

Речевые задачи

- Развитие связной речи: последовательное развертывание сюжета и повторяющаяся структура («…за бабку, бабка за дедку...») облегчают пересказ и запоминание текста детьми.

- Обогащение словарного запаса: дети знакомятся с названиями членов семьи (дедка, бабка, внучка) и животных (собака, кошка, мышка).

- Формирование интонационной выразительности: повторы позволяют отрабатывать интонацию просьбы, призвания на помощь, радости.

Рекомендации для родителей

  • Выбирайте сказки, соответствующие возрасту: Учитывайте возрастные особенности и эмоциональную зрелость ребенка при выборе историй. Некоторые сказки могут содержать пугающие или сложные для восприятия темы, которые могут не подойти самым маленьким детям.

  • Обсуждайте прочитанное: Не ограничивайтесь только чтением. После сказки поговорите с ребенком о чувствах героев, их поступках и последствиях. Задавайте вопросы: "Почему герой так поступил?", "Что ты почувствовал, когда...?", "Как ты думаешь, что произойдет дальше?".

  • Поощряйте творчество: Предложите ребенку нарисовать любимого героя, разыграть сценку из сказки или придумать собственное продолжение истории. Это поможет ему выразить свои впечатления через игру.

  • Будьте примером: Чтение сказок вместе с родителями не только развивает ребенка, но и воспитывает любовь к книгам и чтению на всю жизнь.

  • Создайте ритуал: Сделайте чтение сказки перед сном доброй традицией. Это успокаивает ребенка, настраивает на сон и обеспечивает чувство безопасности.

Используя мудрость сказок, родители могут помочь своим детям вырасти эмоционально устойчивыми, добрыми и уверенными в себе личностями.

Безусловно, сказки оказывают огромное влияние на психологическое развитие детей, но не следует гоняться только за воспитательным эффектом. Для малыша прослушивание и чтение волшебных историй – это увлекательнейшее занятие, которое должно, прежде всего, приносить удовольствие.





Полный текст материала Консультация для родителей "Влияние сказок на психическое развитие детей младшего возраста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саченко Татьяна Валерьевна  Публикатор
27.11.2025 0 77 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК