Рекомендации для родителей. Приложение к рабочей программе по коррекции ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Пархоменко Надежда Сергеевна
учитель-логопед 1 квалификационной категории
МДОУ – детский сад № 165. г. Екатеринбург.
Рекомендации для родителей. Приложение к рабочей программе по коррекции ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Рекомендации для родителей разработаны в соответствии с рабочей программой по коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта, включают в себя речевой материал по закреплению навыков, полученных на логопедических занятиях (фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая стороны и связная речь).
Список использованной литературы:
Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
Васильева С.В., Соколова Н.// Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985
Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998
Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001
Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997
Лопухиной И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996
Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994
Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009
Отдел образования Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно- эстетического развития воспитанников № 165
Рекомендации для родителей.
Приложение к рабочей программе
по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта
Подготовила:
учитель-логопед 1 квалификационной категории
Пархоменко Надежда Сергеевна
Екатеринбург, 2009
Месяц |
нед |
Тема |
Лексико-грамматический строй и связная речь |
Фонетика и фонематический слух |
Звуковой анализ и синтез |
Сентябрь |
3 |
Понятие «звук», «гласный звук». Звуки А, У,О Буквы У, А
|
|
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 4- взрослый называет разные звуки, ребенок повторяет только звук А: АУОУААОУ, № 5- повторить только те слова, которые начинаются на А: ОЛЯ, АЛЯ, АСЯ, ОСЯ, ИННА, АННА, АРКА, УРНА, ОСТРОВ, АСТРА, АСЫ, ОСЫ. УТКА. № 6-назвать фрукты, названия которых начинаются на А (АЙВА, ГРУША, АВОКАДО, АПЕЛЬСИН, АНАНАС, АБРИКОС, ЯБЛОКО, ПЕРСИК, МАНДАРИН, АРБУЗ) № 14- какой первый звук слышится в словах: УМНИЦА, УЛЕЙ, УГОРЬ, УШИ, УГОЛЬ, УСИКИ, УЗЕЛ, УГОЛ, УРНА № 21 – назвать среди картинок предметы, названия которых начинаются на О: ОКУНЬ, ОБРУЧ, ОКНО, ОСТРОВ, ОВЦЫ |
Васильева. Логопедические игры для дошкольников № 4-назвать звуки по порядку в заданном слове, № 5 – звуки «ходят друг к другу в гости»: Звук А «пришел» к звуку И = получилась песенка АИ (К+О=КО и т.д.)
Васильева. Логопедические игры для дошкольников № 11 «Звуковые кружочки» - ребенку предлагается собрать схему слова из кружочков трех цветов (красный – гласные звуки, синий – твердые согласные, зеленый – мягкие согласные) |
4 |
Грибы Буквы И, П Понятие «согласный звук», характеристи-ки согласного звука Дифференциа-ция понятий «слог», «слово»
|
Отгадывание и заучивание загадок про грибы. (Е.Савельева. 305 веселых загадок в стихах. Стр. , 58-59 1.Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это (гриб) 2. Разместился под сосной этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это белый (боровик). 3. На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки. Эти дружные ребята называются (маслята) Этот миленький грибок выбрал тихий уголок. Ножичком его ты срежь-ка, ведь съедобна (сыроежка) 4. Если их найдут в лесу, сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички называются (лисички) 5. Он живет под ёлками, скрытый их иголками. Много у него братишек. Рыжий гриб зовется (рыжик) 6. В шляпке беленькой на ножке рос грибочек у дорожки. А теперь в корзинке пусть полежит съедобный (груздь) 7. Точки белые на красном – ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор – не срывайте (мухомор) |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 27-назови первый звук в словах: ИСКРЫ, ИННА, ИГОРЬ, ИГЛЫ, ИРА, ИЗБЫ, ИНЕЙ, ИЛ, ИНДИЯ, ИВА, ИМЯ, ИВОЛГА, ИРИС № 29 – взрослый называет один предмет, а ребенок множество таких же предметов: НОСОК – НОСКИ, ЧУЛОК-, КЛИНОК-, ГУДОК-, ЗАМОК-, ГРЕНОК-, ПЕСОК-, БЕЛОК-, МЕЛОК-, КОМОК- № 30 – повторить слова, в которых прячется И: БАС, БАЛ, МИЛ, НИЛ, БИС, БИЛ, ПИЛ, НОС, РИС, ВИЛ, ПОЛ, ТИП, РОС, ВАЛ, КИТ, ТОП, РЫСЬ, МАЛ, КОТ. |
Куликова. Мастерская букв стр. 10 – буква П – дверной проем. Мы три палочки возьмем. Две дорожкой ровной сложим. Третью наверху положим. Прописывание буквы П Коноваленко. Фронтальные логопед. занятия Сосчитай, сколько звуков стр. 29
ОУИ, АИУ, ИУА, ИАУ, УАИ, УИА
|
|
Октябрь |
1 |
Овощи Звуки Т, К, К' Буквы Т, К
|
Д/и «Какой овощ не назвали» - взрослый раскладывает картинки, называя их, один овощ не называет. Ребенок должен отгадать, какой. «Повар» - ребенок по набору картинок должен назвать блюдо, которое можно приготовить из заданных овощей. (С.Васильева. Логопедические игры для дошкольников, стр. 44-45) |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 62- повторить слова за взрослым, чем интересны эти слова? Где находится К в этих словах? (КАБАЧОК, КУБИК, КУСОК, КОМОК, КАБЛУК, КОНЕК, КАЗАК, КЛУБОК, № 63 - Какой звук пропал в словах: АПУСТА, АРТОШ А, АБАЧО , ПЕТРУШ А, ЛУ , У РОП, ТЫ ВА, СВЕ ЛА, БРЮ ВА, РЕДИС А, МОР ОВЬ, РЕДЬ А. № 64 – 4 лишний: капуста, картофель, огурец, кабачок. № 113-сколько звуков? Какой первый звук? Какой второй? УТ АТ ОТ ЫТ ИТ ЭТ № 167 – заучивание – ТАТКЕ НАДЕЛИ ТАПКИ НА ЛАПКИ. ТАПКИ НА ТАТКЕ, НА ТАПКАХ ЗАПЛАТКИ!. |
Куликова. Мастерская букв Стр 11 –Гриб на букву Т похож. С тонкой ножкой. Ну и что ж! Потрудись-ка ты немножко: палка-шляпка, палка-ножка. Прописывание буквы Т Стр.12 Длинная палочка грустно стояла. Пара
коротких к ней подбежала. Пара коротких
в угол сложилась справа от длинной
расположилась.
Коноваленко. Фронтальные логопед. занятия Запомни, повтори стр 39 КА-КО-КУ-КИ КО-КУ-КИ-КА КУ-КИ-КА-КО КИ-КА-КО-КУ |
2 |
Фрукты Звуки М, М', Л' Буква М
|
Нарисовать фрукты и овощи, объяснить, где растут фрукты, где растут овощи Отгадывание загадок об овощах и фруктах (Е.Савельева. 305 веселых загадок в стихах. Стр. 50-56 1. Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты вместе все зовутся (фрукты) 2. Жарким солнышком согрет, в . шкурку как в броню одет. Удивит собою нас толстокожий (ананас) 3. Фрукт похож на неваляшку, носит желтую рубашку. . Тишину в саду нарушив, с дерева упала (груша) 4. Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (лимон) 5.Листья собраны в кочан в огороде у сельчан. Без нее во щах негусто. Как зовут ее? (капуста) 6. Он на грядке вырастает, никого не обижает. Ну а плачут все вокруг, потому что чистят (лук) 7. Эти крепкие ребятки в листьях прячутся на грядке. Лежебоки-близнецы зеленеют (огурцы) |
Козырева. Звуковые разминки и упражнения стр. 88-89 повторить на одном дыхании: ЛЯ-ЛЕ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ ЯЛЬ-ЕЛЬ-ЁЛЬ-ЮЛЬ-ИЛЬ ЛЮЛЬКА-ТЮЛЬКА-ПИЛЮЛЬКА ЛЕДИ-ЛЕДНИК-ЛЕДЕНЕЦ-ЛЕДЯНОЙ
|
Куликова. Мастерская букв Стр. 14 Длинные палочки крепко дружили. Их две короткие соединили: мы эту букву всегда узнаем. «Мама» писать с этой буквы начнем. Прописывание буквы М |
|
3 |
Ягоды. Домашние заготовки Повторение, дифференциа-ция согласных К и Х, К' и Х' Буква О
|
Нарисовать ягоды и вспомнить, что из них можно приготовить |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 187-189 Заучивание наизусть скороговорок: Крошки хомяк за щеку клал, Корм хорек из хлева украл. Жеребенка Коля холит, жеребенку Коля моет Хребет, копыта, холку, Круп, гриву, хвост и челку. На лесной опушке собрались лягушки. Квакают хвастушки, хвастают квакушки. Хватит квакать, хватит хвастать! Не хвастайте, квакушки! Не квакайте, хвастушки! |
Куликова. Мастерская букв Стр. 6-сверни веревочку в кольцо, получилась буква О, Прописывание буквы О
Коноваленко. Фронтальные логопед. занятия Запомни, повтори, стр. 41 ПО-ТО-КО ТО-КО-ПО КО-ПО-ТО ХО-КО-ХО КУ-ХУ-КУ ХА-КА-КА КЫ-ХЫ-ХЫ КЭ-КЭ-ХЭ
|
|
4 |
Осень, деревья Дифференциа-ция звуков j, Л' Дифференциа-ция понятий «слог», «слово», закрепление пройденного
|
Отгадывание загадок (Е.Савельева. 305 веселых загадок в стихах. Стр. 40) 1. Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года? – спросим.Нам ответят: «Это (осень)» 2. Опустели наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали (урожай) 3. Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад – это просто (листопад) 4. Стало ночью холодать, стали лужи замерзать. А на травке – бархат синий. Это что такое? (иней) 5. Ветер тучу позовет, туча по небу плывет. И поверх садов и рощ моросит холодный (дождь) 6. Стало хмуро за окном, дождик (лужи) 7. В сером небе низко тучи ходят близко, закрывают горизонт. Будет дождь. Мы взяли (зонт) |
Селиверстов. Речевые игры с детьми Стр. 106 Составить предложение со словами: юла, юля, юбка, Любка, боль, бой, ель, ей, даль, дай Козырева. Звуковые разминки и упражнения Стр. 91 Заучивание чистоговорки: Ай-аль-аль – стальная магистраль Ю-ю-лю – елочку срублю Оль-оль-ой – следуйте за мной Ля –я –я – счастливая семья |
Васильева. Логопедические игры для дошкольников Найди слог Стр. 19 Прочесть слоги, состоящие из Г+С, затем С+Г Ап оп уп ип Па по пу пи Ам Ом ум им МА мо му ми |
|
Ноябрь |
1 |
Дикие животные Твердые и мягкие звуки Буква И
|
Д/и «Кто лишний»: - волк, медведь, заяц, лиса, - белка, заяц, лось, волк -Бельчонок, лисенок, зайчонок, медведь «Кто чем питается» (хищные животные – мясом других животных, травоядные – травой, корой, ягодами, грибами, орехами) |
Кто больше слов назовет (На твердые и мягкие пройденные звуки- по выбору родителя) |
Куликова. Мастерская букв стр. 7- Для И три палочки возьми, две прямо, третью наклони, Прописывание буквы И
Васильева. Логопедические игры для дошкольников Слоговой магнитофон Стр. 20 Составление с ребенком слов из слогов: но ги, лу жа, зу бы, ре ка, пас та, боч ка
|
2
|
Дикие животные готовятся к зиме Звук С Двухсложные слова |
Нарисовать дикое животное и придумать про него загадку (по описательным признакам) |
Козырева. Звуковые разминки и упражнения Стр. 54-55 Прочитай со сменой ударения: СА-со-су-сы-сэ са-СО-су-сы-сэ са-со-СУ-сы-сэ са-со-су-СЫ-сэ са-со-су-сы-СЭ Са-са-са - на траве роса Сы-сы-сы - нет уже росы Су-су-су - мы видели лису Со-со-со - у машины колесо д/и «Ловим звук С» среди Ц, З, Ш, Ч, Щ (звуковой ряд произвольный) |
Васильева. Логопедические игры для дошкольников Допиши Стр. 20 Т.Т ТА. .АТ (и подобные слоги с пройденными буквами) |
|
3 |
Перелетные птицы Дифференциа-ция Звуков С- С' Буква Н, ударный гласный звук
|
Нарисовать перелетных птиц и назвать их |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 331 Заучивание стиха с прав. С': Клюв –гусиный носик- Гуси гордо носят. Если дразнить гуся- берегись –укусит! № 314 Вспомни, в каких названиях посуды есть С: Самовар, сковородка, скороварка, кастрюля, миска, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница |
Куликова. Мастерская букв Стр 16 Надо букву Н построить, Палочки побеспокоить. Поскорей две ровно встали вместе третью приподняли. Прописать букву Н Васильева. Логопедические игры для дошкольников Восстанови слово Стр. 21 Босака, посаги, лекосо, коныска, мосавар, мосалет, нисатар, расафан, сафлетка, ловосы, смакейка, скороводка, спутеньки. |
|
4 |
Зимующие птицы Дифференциа-ция звуков С- С' Буква Я
|
Отгадывание загадок про зимующих птиц (Е.Савельева. 305 веселых загадок в стихах. Стр.74-75) 1. птица пестрая стрекочет, замолчать на миг не хочет. С ней у нас одна морока. Птицу как зовут? (сорока) 2. Кто глядит на тротуар и кричит нам с ветки: «Кар»? Покроши кусок батона – прилетит поесть (ворона) 3. Прилетели стайкой гулкой птицы с ярко-красной грудкой. За окошко посмотри – там на ветках (снегири) 4. Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке? Это маленькая птичка, а зовут ее (синичка) 5. На головке – хохолок, хвост как желтый лоскуток. Зимовать к нам прилетели что за птицы? (свиристели) 6. Что за птица на суку в рощице поет ку-ку? Неприметная пеструшка, а зовут ее (кукушка) 7. Догадайтесь, что за птица: ночью ей совсем нне поможет сон-трава, только днем заснет (сова) |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 334 – заучивание стихов: Снегопад Тихо, тихо, как во сне , падает на землю снег. С неба все скользят пушинки – серебристые снежинки. Кружатся над головой каруселью снеговой. На проселки, на лужок все снижается снежок. Землю белой, чистой, нежной застелил постелью снежной. Вот веселье для ребят – все сильнее снегопад. Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки. Снежный ком на снежный ком, все украсили снежком, словно в белый пуховик мы одели снеговик. Рядом снежная фигурка – это девочка Снегурка. На снегу-то посмотри – с красной грудкой снегири. Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег.
|
Куликова. Мастерская букв стр.36 Влево выставила ножку, подняла кружок немножко палочка у буквы Я. Называем так себя. Прописать букву Я Коноваленко. Фронтальные логопед. занятия Телеграф Стр. 121 Деление слов на слоги: котята, утята, гусята, земляника, лягушка, играть, пляски, десять, десятка, зяблик |
|
Декабрь |
1 |
Домашние животные Дифференциа-ция звуков С - З, С' - З' Буква З
|
Отгадывание загадок о домашних животных (Е.Савельева. 305 веселых загадок, стр. 62-63 1. Чтобы другом ее стать, нужно косточку ей дать. Нет, она не забияка. В конуре живет (собака) 2. Прыгать может высоко, пьет из блюдца молоко. И, разлегшись у окошка, жмурит глазки наша (кошка) 3. Отгадать я помогу, кто пасется на лугу. Чтобы были мы здоровы, молоко дают (коровы) 4. часто помогает нам, но бывает он упрям. Ношу из далеких сел на спине везет (осел) 5. Посмотрите, посмотрите: это кто уснул в корыте? Грязным стал он, как чертенок, - непоседа (поросенок) 6. Завиточки на рогах, а колечки на боках. Вышел он поесть ромашек. Как зовут его? (барашек) 7. В стаде все они живут, целый день траву жуют. Шерсть закручена в колечки. Это дружные (овечки) |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 357 Слушай и запоминай, звонко, чисто называй все слова со слогом ЗА: бирюза, завод, коза. Слушай и запоминай звонко, чисто называй все слова со слогом ЗЫ: пузыри, возы, тазы. Слушай и закрой глаза. Вот слова со слогом ЗА: стрекоза, забор, гроза. Повтори, открыв глаза! Вот со звуком С слова: сахар, сад, салют, сова. Не подходит слово «звон»! Выходи из круга вон! Вот со звуком С считалка: полоса, насос, скакалка, соловей, сорока, сон. А фазан из круга вон!
|
Куликова. Мастерская букв Стр.18 Половиночку колечек – завиточки у овечек. Влево завитки глядят учат З писать ребят. Прописать букву З. Васильева. Логопедические игры для дошкольников Допиши словечко Стр. 21 Дается неполное слово или слово с пропущенными гласными или согласными буквами, ребенок должен дописать слово: КОТЫ: К.Т., .О.Ы КО.. ..ТЫ |
2 |
Домашние животные и птицы и их детёныши Дифференциа-ция звуков Б - П Буква Х, Б
|
Д/и «Какой, какая» - взрослый называет домашнее животное, птицу, а ребенок подбирает слова-определения. «Кто чем питается» - взрослый называет домашнее животное или птицу – ребенок говорит, чем питается названное животное или птица |
д/и «Телефон» - повтори слово, догадайся, какой звук – Б или П в этом слове. Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 269- произне БА или ПА: Жа. Шай, ре, ли, тум, лам, вер, шля, бом, Лу, шу, сту, ры, ла, тор.
|
Куликова. Мастерская букв Стр. 15 Крест буква Х напоминает. Руки расставив, буква шагает. Если ты букву перевернешь – где руки, где ноги – не разберешь – Прописать букву Х. Стр. 19 Был когда-то полукруг, к палочке пришел он вдруг. Справа встал, остановился, сверху крышею накрылся. – Прописать букву Б. д/и «Живые буквы», разрезная азбука – составление слов: зубы, пионы, изба, губы, пух, бусы, батон |
|
3 |
Зима. Зимняя одежда Звук Т' Закрепление пройденного, буква В
|
Закрепление признаков зимы, названий зимней одежды |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 132 Замени слог ТЫ на ТИ: ЦВЕТЫ МОСТЫ ЗАПЛАТЫ КОТЫ КРУТЫ ПАСТЫ |
Куликова. Мастерская букв Стр. 20 Вот нам нужно две веревки вон на эти вот подковки. К палочке приложим справа – буква В счастливой стала. – Прописать букву В Васильева. Логопедические игры для дошкольников Собери словечко Стр. 23 По первым звукам слов составить новое слово: Мама Аня Коля = МАК |
|
4 |
Зимние забавы. Новый год Дифференциа-ция звуков Т-Д Буква Д
|
д/и «Собери предложение» Ира, на, катание, фигурное, заниматься, каток. «Объясни словечко» (поземка, горнолыжник, подледная рыбалка, снеговик, снегоуборочная машина) |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 157 – Доскажи ТА или ДА: ПОМА, ОГРА, ГРАНА, ШАРА, ПОБЕ, ПОЩА, ОДЕЖ, ПОГО, ЗАРПЛА, ЗАПЛА, ЛОПА, ВОРО, РАБО, ЗАБО, ВЕРАН, КОТЛЕ, ЗАЩИ, КОНФЕ, РЕБЯ, КАЮ |
Куликова. Мастерская букв Стр. 34 Коноваленко. Фронтальные логопед. занятия Большой-маленький, Стр. 87 Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: (кот- котик, зуб, завод, дым, конь, зверь, стол, хвост, куст, утюг, друг, пирог, круг, снег, лист, огонь, дуб, пень, дом, день, голос, ноготь, голубь, угол, бинт, волос, мост, стог, сад, лед, колос, луг, сапог, берег, рог, холод. Стебель, глаз, творог, порог, билет, бант, молот) |
|
Январь |
|
|
|
|
|
2 |
Человек. Части тела Дифференциа-ция звуков Д'-Т' Закрепление пройденного
|
Закрепление названий частей тела |
Козырева. Звуковые разминки и упражнения СТР. 41 Проговаривание на одном дыхании: ДИ-ДЕ-ДЯ-ДЁ-ДЮ ТИ-ТЕ-ТЯ-ТЁ-ТЮ ДЕТИ-ДЯТЕЛ-ДЕЛИТЬ-ДЕВЯТЬ
|
Васильева. Логопедические игры для дошкольников Наоборот Стр. 24 Предлагается ребенку прочесть слово наоборот: КОТ-ТОК СОН-НОС ТОМ-МОТ
|
|
3 |
Транспорт Дифференциа-ция звуков Г - К Буква Э
|
Д/и «Собери предложение» - на материале лексической темы ребенку предлагается набор слов, из которых надо составить предложение, «Собери словечко» (возит молоко …, мешает бетон…, возит воду…, черпает землю…, укладывает трубы…, дробит камни…) |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 112 Заучивание скороговорки: В коробке –гвозди, в корзинке –грозди, в кузове – грузы, в лукошке – грузди. |
Куликова. Мастерская букв Стр.9 Две веревки на столе, мы свернем их в букву Э. Это месяц молодой, язычок внутри витой. – Прописать букву Э. Васильева. Логопедические игры для дошкольников Белиберда Стр. 25 Ребенку предлагается прочитать слова, определить, какие из них имеют смысл, а какие – нет: КОТ, КОГ, САД, ВОБ, ДУК, ЗУБ, ВАН, ЛОК… |
|
4 |
Транспорт. Правила дорожного движения Дифференциа-ция звуков Г'-К' Буква Г
|
Упр.: «Как назвать колеса?» (у автомобиля, у велосипеда, у мотоцикла) Д/и «Назови ласково»: катер, лодка, грузовик, самолет, вертолет, машина. |
Козырева. Звуковые разминки и упражнения СТР. 53 Заучивание чистоговорки, скороговорки: КА-ГА-КА мне нужна сейчас мука ГИ-КИ-ГИ-испекли мы пироги КЕ-ГЕ-КЕ – все вокруг у нас в муке ГА-КА-ГА – Галя! Хочешь пирога? Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб. Сено граблями, краб, грабь! |
Куликова. Мастерская букв Стр.13 Вот две палочки. Вот угол. Кочергой гребем мы уголь. Смотрит вправо кочерга, у нее одна нога. – Прописать букву Г. Васильева. Логопедические игры для дошкольников Глазастики Стр. 24 Ребенку предлагается буква Г разного размера, нарисованная правильно и в обратную сторону. Ребенок должен увидеть все буквы Г, написанные правильно
|
|
Февраль |
1 |
Материалы и инструменты Звук Ш Буква Ш Правило написания " ШИ"
|
Отгадывание загадок стр. 115 Зубы есть, а хлеба не ест (пила) Одна нога, и та без сапога (Гвоздь) Д/и «Исправь ошибки» стр. 117 Дыркой сверлят сверло. Гаечный ключ откручивают гайкой. Стекло упало на пол потому, что разбилось |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 384- Повторить слова только с двумя слогами: ШАПКА, ШИЛО, ШАЛЬ, ШАРИК, ШИНА, ШАР, ШАРФ, ШКУРА, ШАХТА, ШАШКА, ШЛЯПА, ШАХ, ШЁПОТ, ШПАЛА, ШИП. № 387 Повтори слова, назови звук, который изменился в слове: МИШКА-МЫШКА-МАШКА
МУШКА-МОШКА-КОШКА
КАШКА-ПАШКА-ПЫШКА
ПУШКА-ДУШКА-ДАШКА № 395 Заучивание потешек: Штанишки Хороши штанишки у нашего малышки – что за кармашки, ремешки да пряжки! Шапка У шапки-ушанки шнурочки на ушках, чтоб кверху завязывать Шапкины ушки. Шубка Теплую шубку наденем на Мишутку. В шубке наш малышка как медвежонок Мишка! Рубашка На Мишиной рубашке вышиты ромашки, вышиты ромашки, ландыши да «кашки» |
Куликова. Мастерская букв Стр.28 Буква Ш как гребешок. Куклу причеши, дружок. Три зубца рядочком ставим и внизу соединяем. – Прописать букву Ш Васильева. Логопедические игры для дошкольников Диктовочка стр. 25 Запись слов под диктовку, с предварительным анализом каждого слова: Шок, шут, шутка, шапка, Маша, каша.
|
2 |
Профессии, строительство Дифференциа-ция С и Ш Буква Е
|
Д/и «Собери предложения» (из заданных слов) стр. 122, 124 Крановщик, подниматься, в, свой, кабина. Экскаватор, рыть, земля, огромный, ковш. Строитель-дом Маляр-кисть Крановщик-кран. Д/и «Угадай, от каких профессий произошли фамилии» (Столяров, Гончаров, Плотников, Портнов, Поваров, Кузнецов, Сапожников, Конюхов) |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 415-416 Заучивание чистоговорок, скороговорок с правильными С и Ш: У киски игрушка – плюшевый мишка, у мишки игрушка –пушистая киска. Пушистая кошка на солнышке сушит шерстку на спинке, хвостик и уши!
|
Куликова. Мастерская букв Стр. 31 Есть три полочки, есть стенка – Получилась этажерка. Стенка слева. Это видно. Е узнал ты очевидно. Прописать букву Е Коноваленко. Фронтальные логопед. занятия Замени О на Е: Стр. 104 Тома – тема Мол – мел Воз – вес
|
|
3 |
Защитники Отечества Звуки Л, Л' Буква Л
|
Д/и «Один-много» Один боец-много бойцов, Один солдат- много солдат) Д/и «Исправь предложения» Летчик поднял самолет в воздух и разогнал его по взлетной полосе. Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка. стр. 130 Отгадывание загадок Не трактор, а с гусеницами, не крепость, а с башней, не ружье, а с дулом (танк) |
Селиверстов. Речевые игры с детьми Стр. 92 «Вспомни стих Мяч попал под (колесо) Лопнул (хлопнул) Вот и все!
Головой кивает (слон) Он слонихе шлет (поклон)
Пальчик, пальчик, где ты (был)? С этим братцем в лес (ходил), С этим братцем кашу (ел), С этим братцем песни (пел). |
Куликова. Мастерская букв Стр.23 Ладная вышла крыша у дома, Палочек пара – крыша готова. Словно ладошки сложились углом. Л эту букву мы назовем. – Прописать букву Л. Заучивание рассказа Толстого «Белка и волк» Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: — Пусти
меня. — Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы на ёлках всё прыгаете. Белка сказала: — Пусти меня на ёлку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на ёлку и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
|
|
4 |
Времена года. Календарь. Весна Дифференциа-ция звуков З и Ж Буква Ж Правило написания " ЖИ".
|
Д/и «Собери предложение из слов»: Зубы чистим и встаем утром мы |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 425 Добавь ЖА или ЗА: НЕВЕ, РОГО, БЕРЕ, ЗАНО, СТРА, МИМО, ПОДЛИ, МАРКИ, БАР, МЕДУ, УГРО, САР, ВА, БРОН, БИР, ЛЫ, БРЫН.
Добавь ЖИ или ЗЫ: АРБУ, МОРО, МОР, СТРИ, КАРНИ, СЕРВИ, МАНЕ, ЭКИПА, РАЗРЕ, КАПРИ, ГАРА, ЧЕРТЕ, ВОДОЛА, ДИКОБРА, ЭТА. |
Куликова. Мастерская букв Стр. 22 Буква Ж и жук здесь есть: палочка и ножек шесть. – Прописать букву Ж Заучивание скороговорок на Ж: Ежу на ужин мышонок нужен. Жук упал и встать не может, ждет он – кто ему поможет? |
|
Март |
1 |
Мамин день. Семья Дифференциа-ция звуков З-С-Ж-Ш Буква Ё
|
Д/и «Исправь предложения» стр. 143 Сначала родились мы, а потом – наши родители. Бабушка младше мамы. Я – бабушкина дочка.
|
Селиверстов. Речевые игры с детьми Стр. 85 «Выпал беленький снежок» Речь с движением: Выпал беленький снежок, Соберемся мы в кружок. Снег, снег, снег, засыпает он нас всех.
|
Куликова. Мастерская букв Стр.32 Если в комнате темно, Переделаем Е в Ё. Этажерка, а над ней Зажги две лампочки скорей. Прописать букву Ё |
2 |
Ранние признаки весны. Первые цветы Звуки Р, Р' Буква Р
|
Д/и «Исправь предложения» стр. 147 Солнце взошло, потому что стало тепло. Солнце светит потому, что звенит капель. |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 502 Заучивание стихов: Метро Нам проехать не хитро через город на метро. Нет машин и пешеходов, перекрестков, переходов. Путь проложен под землей самый быстрый и прямой.
Трамвай Трамвай гремит, трамвай звонит. По рельсам быстро мчится. В любую сторону домчит. Кто хочет прокатиться? Грузовик Грузовик огромный, труженик большой. Грузы многотонные возит день деньской. Кирпичи – на стройку, трубы на завод. В детский сад игрушки грузовик везет. |
Куликова. Мастерская букв Стр.24 Палочка. Вверху колечко. Р – рычит из-под крылечка: «Не забудь – колечко спрррава», - нам собачка прорычала. – Прописать букву Р. Пересказ сказки «Ворона и рак» Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть? Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!» Ворона отвечает: «У-гу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: <Шомню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы!)) — «У-гу»,—второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает. Тогда рак стал говорить про ворону. «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты„ Ты лучше их».—«А-га!»—радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.
|
|
3 |
Электроприборы Ателье Дифференциа-ция звуков Р,Р',Л,Л' Буква Й
|
Отгадывание загадок Д/и «Исправь предложения» стр. 155 Белье было грязное потому, что его постирали.
Скатерть мятая потому, что ее погладили. Яичница поджарилась, и после этого ее поставили на плиту. |
Лопухина. 550 занимательных упражнений для развития речи № 529 Замени в слове Л на Р: ЛАК, ЛОВ, ЛАД, ЛОЖКИ, ЛАМА, ЛУКА, ПИЛ, ПЛОШКИ, ЛОЗЫ, ЛОЖЬ, ЖИЛ. Козырева. Звуковые разминки и упражнения Стр. 104-105 Произнеси на одном выдохе: ЛЯ-ЛЕ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ РЯ-РЕ-РЁ-РЮ-РИ |
Куликова. Мастерская букв Стр.27 Буква Й – сестричка И, Сверху птичку помести. - Пропиши букву Й Коноваленко. Фронтальные логопед. занятия Запомни и повтори Стр. 173 Воспроизведение ряда слов: Майка-лайка-мойка-лейка-змейка |
|
4 |
Весна в природе Повторение. Дифференциа-ция пройденных ранее звуков Буква Ь.
|
Д/и «Скажи наоборот» Холод –тепло Солнечный-пасмурный Ветреный – тихий Радостный-печальный Глубокий-мелкий Быстрый-медленный Д/и «Кто лишний?» Сова-белка-дятел Зайчиха-волчонок-бельчонок стр.160 |
Селиверстов. Речевые игры с детьми Стр. 111-112 Заучивание диалогов: - что делаешь? - ничего - а он что? - мне помогает
-куда идете, детушки7 - по ягоды, бабушка -Где же ягоды, детушки? - над землицей, бабушка -уж не клюква ли, детушки? - нет, повыше, бабушка -не калина ли, детушки? - угадала, бабушка.
|
Куликова. Мастерская букв Стр.25 Палочка, колечко справа – мягкий знак я написала. Звуки он не называет, Лишь согласные смягчает. – Прописывание буквы Ь Подбери слово к схеме: СГС СГСГ СГССГ СГСГСГ |
|
Апрель |
1 |
Труд людей весной. Звук и буква Ч. Правило написания «ЧА», «ЧУ». |
Д/и «Исправь ошибку» Цветы полили потому, что они выросли. Д/и «Назови ласково» (сад, огород, грядка, парник, яблоня) |
Лопухина. Д/и «Скажи ласково, еще ласковей» Бак-бачок-бачочек Бык-бычок-бычочек Бок-бочок-бочочек Сук-сучок-сучочек Лак-лачок-лачочек Знак-значок-значочек Крюк-крючок-крючочек Волк-волчок-волчочек Внук-внучок-внучочек «Измени слово» Легко-легче Мягко-мягче Громко-громче Звонко-звонче Крепко-крепче Жарко-жарче Ярко-ярче Круто-круче Мелко-мельче Коротко-короче Богато-богаче Заучивание скороговорки: Горячи кирпичи! Соскочи-ка с печи. Испеки-ка в печи Из муки калачи! |
Выкладывание буквы Ч, называние слов со звуком [ч], Доучивание потешки «Бычок» Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу. Ой-ой, доска кончается, Сейчас я упаду. |
2 |
Космос. Звук и буква Ц. |
«Скажи наоборот» Далеко – близко Высоко-…, улететь-…, взлететь-…, темно-…, ярко-…, тесно-…
Отгадывание загадок: Светит, сверкает, всех согревает (солнце) Рассыпался горох на тысячи дорог (Звезды) Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небо, звезды, месяц) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (Месяц) |
Заучивание стихов со звуком Ц: Над селом метелица Белым снегом стелется, Замела все озерцо, Запорошила сельцо. Снег замел все лужицы, Кружится по улицам, В оконца стучится, На крыльцо ложится. Над рощицей, над мельницей Кружится метелица.
Ну и баловница младшая сестрица! Бабушка ругается: -Экая проказница! Мама улыбается: -Просто безобразница! Этой озорнице спокойно не сидится: Скачет, кувыркается, вечно улыбается, Допоздна кружится, Не хочет спать ложиться. Ох и баловница младшая сестрица!
Над кузницей, мельницей вьется метелица, По лесу танцует, и по полю стелется. А зайцы метелицы не боятся, Под снегом танцуют и веселятся. |
Раскрашивание буквы Ц. Игра «Закончи слово»: Пале…, зая…, матра…, жне…, ране…, скворе…, колоде…, боре…, ледене…, плове…, кузне…, пехотине… |
|
3 |
Возвращение птиц. Насекомые. Дифференциация Ц-С. Буква Ю. |
Д/и «Назови ласково» Комар – комарик, Паук-…, гусеница-…, пчела-…, жук-…, гнездо-…, кукушка-…, соловей-…, скворец-… Отгадай загадку: В деревянные дворцы возвращаются… (скворцы) |
Лопухина. «Закончи слово на Ц или С» Автобу…, колоде…, дворе…, абрико…, компа…, глобу…, коло…, ледене…, огуре…, матро…, пару…, страу…, певе…, анана…, мизине…
«Закончи на ЦА или СА» Мыльни…, кузни…, колба…, пятни…, поло…, кури…, умни…, актри…, грани…, больни…, терра…, пшени… |
Раскрашивание буквы Ю. д\и «Назови задуманное слово» насо…, зая…, пылесо.., скворе…, кузне…, матро…, ква…, кла…, ледене…, колоде…., боре…., пару… |
|
4 |
Посуда. Продукты питания. Звук и буква Щ. Правило написания «ЩА», «ЩУ» |
Д/и «Назови одну» (фасоль – фасолина, горох, виноград, картофель, макароны, изюм, мармелад, рыба) |
Лопухина. Д/и «Замени второй слог на ЩИ» Плати, лети, пили, иди, плети, розы, веки, чаши.
Д/и «По занятию человека догадайся о его профессии» Танцов…щик Зимов… Стеколь… Фонар… Закрой… Набор… Сигналь… Литей… Кладов… Упаков… Электросвар… Чистиль… |
Выкладывание буквы Щ. Заучивание стихотворения А.Барто «Щегол» Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошёл, А он боится кошки.
Запомни слова, запиши их по слуху: роща, пища, щука, ищут. |
|
Май |
1 |
Животные жарких стран. Дифференциация Щ-Ч. Буква Ф. |
«Найди общее и отличия» (заяц и кенгуру, жираф и коза, попугай и воробей) Отгадывание загадок: Самое длинношее животное -… Самое длинноносое животное - … Самое быстрое животное - … Самое похожее на человека животное - … |
Лопухина. Д/и «Дифференциация звуков» Четыре веселых, шумных щенка Прячут вещи в четыре угла. Щенок Чурка, Щенок Шурка, Щенок Сенька, Щенок Щенька. Вещи прячут они: Шурка в шкаф кладет, Сенька в сетку несет, Чурка в чемодан прячет, Щенька в щель тащит. (Показываются картинки, показанную картинку берет тот ребенок, у кого имя щенка начинается на тот же звук, который есть в названии предмета на картинке. |
Прописывание буквы Ф в тетради. Чтение Е.Чарушина «Волчишко». |
2 |
Город Екатеринбург. Адрес. Дифференциация Щ, Ч, ТЬ, Ц, С, СЬ. Разделительный Ь. |
Д/и «Лишнее слово» Парк, сквер, лес; Екатеринбург, Москва, Проспект Ленина; Машина, улица, проспект. |
Заучиваем считалки: Ч-Щ Мы со звуком Ч играем, Слово к слову подбираем: Чайка, чайник, чай, шпион… -Выходи из круга вон!!!
Мы со звуком Щ играем, Слово к слову подбираем: Щётка, щука, щель, сифон… Выходи из круга вон!!!
Мы со звуком Ш играем, Слово к слову подбираем: Шайба, клюшка, чемпион… -выходи из круга вон!!!
Мы со звуком Ч играем, Слово к слову подбираем: Чашка, чуб, чулок, зайчиха… - Не подходит слово «тихо»! |
Раскрашивание Ь. Выкладывание схем слов, составление с этими словами предложений и их запись: Платье, пью, филин, мышь, колья. |
|
3 |
Повторение пройденного. Разделительный Ъ. |
|
Заучивание потешек:
А баиньки-баиньки, Купили сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке, Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить.
Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, зубки белые. Выйдет котя в огород – Всполошится весь народ, И петух, и курица С деревенской улицы. Станут котю в гости звать, Станут котю угощать.
Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке тостопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, кому в зобок, Кому в лапочку.
Курица-красавица у меня жила Ах, какая умница курица была! Шила мне кафтаны, шила сапоги, Сладкие, румяные пекла мне пироги. А когда управится, сядет у ворот – Сказочку расскажет, песенку споет. |
Выкладывание Ъ. Выкладывание схем слов и письмо слов и предложений (подъезд, въезд, объём). |
|
4 |
Повторение пройденного |
|
Как по речке, по реке Ехал рыжий на быке. Рыжий на быке. Рыжий красного спросил: «Чем ты бороду красил?» «Я ни краской, ни помазкой, Я на солнышке лежал. Кверху бороду держал».
Ой, люди, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе лужок, А на том лужку дубок, А на том дубку сидит Ворон в красных сапогах, Во зелененьких серьгах. Черный ворон на дубу Играет во трубу – Труба точеная – Позолоченная. Он утром во трубу трубит, А вечером сказки говорит. Сбегаются зверьки Ворона послушать, Прянички покушать.
Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок, Выпал беленький снежок, Ехал Ваньшка-дружок. Ваня ехал, поспешал, Со добра коня упал. Он упал, упал, лежит – Никто к Ване не бежит. Две девушки увидали, Прямо к Ване подбежали, Прямо к Ване подбежали, На коня Ваню сажали, На коня Ваню сажали, Путь-дорогу показали. Путь-дорогу показывали Да наказывали: «Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!» |
Чтение рассказов Л.Толстого, К. Ушинского. Пересказ. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пархоменко Надежда Сергеевна
→ nadeghda 30.09.2010 8 4900 938 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.