Формирование у детей правильной осанки
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида №22 « Солнышко»
города Мичуринска Тамбовской области
статья для воспитателей дошкольных учреждений
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
подготовила:
воспитатель
Мельниченко Ирина Владимировна
г.Мичуринск -2011
На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушение телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность вследствие переуплотнённости групп, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха, недостаточное внимание к закаливающим и физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
К нарушению осанки могут привести и такие заболевания как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а так же неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи- солей, микроэлементов, витаминов.
Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Наиболее часто встречающиеся нарушение осанки у дошкольников: искривление позвоночника в виде боковых его отклонений ( сколиозы), чрезмерное отклонения позвоночника в грудном отделе ( кифозы) и поясничном ( лордозы); плоскостопие и врождённая косолапость; асимметрия положения печь, и др.
Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки во фронтальной плоскости заметно выражено и тем более если они прогрессируют, надо идти к врачу.
Формирование правильной осанки надо начинать с того, что показать и объяснить детям, как надо ставить стул к столу: сиденье должно намного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложить поупражняться в этом. Показать, что сидеть надо так, чтобы стола находился на ширину ладони от груди.
В перерыве между занятиями необходимо проводить физкультминутки, предлагая ряд упражнений стоя.
Соблюдать правильную осанку нужно не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении.
На занятиях по физическому воспитанию нужно использовать специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки и устранение её дефектов. При использовании этих упражнений должны использоваться индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребёнка и в соответствии с этим продумывать объём и интенсивность нагрузок.
Упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы могут применяться на занятиях по физической культуре, на утренней гимнастике. Зарядка после сна, в качестве домашнего задания. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовки детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия. Загадки, песни, соответствующие комплексу. Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений. В работе с детьми можно использовать упражнения для коррекции осанки на основе китайского искусства движения: цигун, тай-цзи, кунг-фу. Упражнения носят игровой , сюжетный характер, выполняются на высоком эмоциональном уровне, плавно. Одно движение без остановок плавно переходит в другое , помогая сохранить образ. Способствуют исправлению имеющихся нарушений, их коррекции, укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса-« мышечного корсета».Широко использовать оздоровительные игры (см. приложение №1)
Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника – выработка правильной осанки. К сожалению, эта трудная задача не столько для ребёнка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях у совершенно здорового, переполненного энергией , гармонично развитого ребёнка.
Всем остальным необходимо :
Обеспечить условия для формирования правильной осанки;
Знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять , сидеть, двигаться не сутулясь;
Сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор- позвоночнику;
Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений;
Правильному положению и отчётливому ощущению прямой спины способствуют упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.
Здоровый ребёнок должен много двигаться, тем боле что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится с нескольких минут, ребёнок « обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка ( плавание, домашние тренажёры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Работа по профилактике нарушения осанки и опорно- двигательного аппарата – один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность её проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, воспитателей, родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Оздоровительные игры на формирование правильной осанки
ЕДИМ В ЗООПАРК
Цель
игры:
развитие
координации и быстроты движений в
крупных
и мелких мышечных группах, формирование
правиль-
ной
осанки, тренировка внимания, улучшение
функции зри-
тельного
и слухового анализаторов, их координации
с движени-
ями
туловища и конечностей, улучшение
осанки.
Необходимый материал: обручи, стулья, мел.
Ход
игры.
Дети
выбирают себе роль животного. Каждый
«зверь»
садится
в свою «клетку» — в обруч, на стул, в
круг, нарисован-
ный
на полу, земле. В «клетке» может быть и
несколько «зверей» —
обезьяны,
зайки, гуси и т.д. Не занятые в ролях дети
встают за
ведущим,
садятся в «поезд» и едут на прогулку в
«зоопарк». При-
ехав
и прогуливаясь по «зоопарку», ведущий,
подходя к «клет-
ке», спрашивает:
«Какой зверь проживает в этой клетке?»
Сидя-
щие
там «звери» должны показать движениями,
мимикой, зву-
ками,
кого они изображают, а приехавшие
«экскурсанты»
отгадывают
зверей. И так от «клетки» к «клетке».
Отмечаются
дети,
которые наиболее удачно изобразили
зверей.
МАСТЕР МЯЧА
Цель
игры:
укрепление
мышц туловища и конечностей; раз-
витие
ловкости, меткости, координации движений
в крупных и
мелких
мышечных группах; формирование правильной
осанки.
Необходимый материал: мячи, по одному на каждого игрока.
Ход
игры.
Ведущий
раздает детям мячи, и они по его
команде
выполняют
задания.
Вариант 1.
Бросить
мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной
и поймать
мяч.
Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.
Сесть
на корточки, бросить мяч вверх, вскочить
на ноги и
поймать
мяч.
Бросить
мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться
кон-
цами
пальцев до носков ног, выпрямиться и
поймать мяч.
Вариант 2.
Ударить
мяч о
землю
так, чтобы он высоко подпрыгнул,
затем
нагнуться, дотронуться концами пальцев
до носков ног и,
выпрямившись,
поймать мяч.
Сильно
ударить мяч перед собой о землю,
повернуться кру-
гом
и поймать мяч.
Начертить
на земле круг (в окружности 12 шагов, в
попе-
речнике
4 шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч
ладонью одной
руки
(то правой, то левой).
Приподнять
правую ногу, слегка вытянув ее вперед,
и бро-
сить
мяч левой рукой о землю так, чтобы он
пролетел под пра-
вой ногой. Затем
поймать отскочивший мяч справа, не
опуская
ноги. Сделать то же упражнение,
приподняв левую ногу и бро-
сив
мяч правой рукой.
Побеждает тот, кто наберет большее число очков.
Примечание.
Каждое
упражнение играющий вначале повторя-
ет
по одному разу. Затем после выполнения
всех упражнений
или при допущенной
ребенком во время игры ошибке в игру
вступает
партнер и повторяет те же упражнения.
Игра постепен-
но усложняется —
увеличивается количество бросков.
Упражне-
ния
выполняются последовательно одно за
другим. На каждое
упражнение
допускается по две попытки. За упражнение,
пра-
вильно выполненное с первой
попытки, участник получает два
очка,
выполненное со второй попытки — одно
очко. Побеждает
набравший
большее число очков.
Во
время выполнения заданий ведущий следит,
чтобы дети
делали их правильно. После
того как дети ознакомятся с задани-
ями,
ведущий диктует их вновь. Игроки,
правильно выполнив-
шие
задания, получают жетоны.
Выигрывает
игрок, набравший больше всего жетонов.
Этого
игрока
назначают «Мастером мяча».
РАЗБЕЙ ЦЕЛЬ
Цель
игры:
общеукрепляющее
воздействие на весь организм;
формирование
правильной осанки; воспитание творческого
ре-
шения
задачи, развитие инициативы, быстроты
реакции.
Ход
игры.
Играющие,
взявшись за руки, образуют цепь. Пер-
вый
(водящий) в цепи тянет за собой цепь,
меняя направление в
ходьбе, заплетает
различные фигуры, обвивая вею цепь
вокруг
себя,
снова расплетает ее, останавливается,
бежит и потом ста-
рается
быстрым поворотом разорвать цепь. Кто
не смог удержать
цепь,
выходит из игры, а цепь снова замыкается.
Играют до тех
пор,
пока остается 2-3 человека в цепи, потом
игру повторяют.
РЕГУЛИРОВЩИК
Цель
игры:
формирование
правильной осанки, походки; раз-
витие
координации движений, умения ориентироваться
в про-
странстве,
на месте; развитие быстроты реакции на
сигнал, тор-
мозных
реакций; уравновешивание нервных
процессов.
Необходимый
материал:
небольшие
кольца, тарелочки, па-
лочка-жезл.
Ход
игры.
Дети
подразделяются на две команды: «машины»
и
«пешеходы».
«Машины» идут по параллельным «улицам».
У де-
тей,
изображающих машины, в руках тарелки в
качестве «руля»,
и
двигаются они на полусогнутых ногах.
«Пешеходы» ждут на
перекрестке.
Регулировщик-«водящий» поднимает
палочку - «ма-
шины»
движутся, опускает - «пешеходы» идут по
своим «попе-
речным»
«улицам».
Игра
повторяется 2—3 раза. Если «машины» или
«пешеходы»
вовремя не останавливаются,
то «милиционер» берет с них штраф
(«фант»)
или на время сажает на скамейку в зале.
После игры
оштрафованные
должны что-нибудь исполнить.
ВОСТОЧНЫЙ ОФИЦИАНТ
Цель:
развитие
координации движений, равновесия,
ук-
репление
мышечного «корсета» позвоночника.
Материалы: поднос или книга, кубик.
Ход
игры.
Ведущий
предлагает поиграть в «восточного
офи-
цианта»
и показывает, как на Востоке переносят
грузы на голове.
Ребенок
должен выпрямиться, принять правильную
осанку. Те-
перь
нужно положить книгу или поднос с кубиком
на голову и
пройти
вперед. Выигрывает тот, кто дальше
пройдет. Ведущий
должен
следить, чтобы мышцы не были слишком
напряжены.
После
игры следует провести расслабляющие
движения: руки вверх
(на
цыпочках) и вниз, согнуться в поясе,
расслабиться — и так
несколько
раз. Руки должны быть полностью
расслабленными.
ПОПРЫГУНЧИК- ЛЯГУШОНОК
Цель:
обучение
равновесию, улучшение координации
дви-
жений,
укрепление опорно-двигательного
аппарата.
Ход
игры.
Ведущий
рассказывает о лягушках и показывает,
как
они прыгают, квакают. После чего ребенку
предлагают по-
прыгать,
как лягушка. Ребенок садится на корточки,
опираясь
на
руки (на четвереньках). Ведущий обхватывает
его за пояс и
помогает
выпрямить назад согнутые ноги (сначала
одну, потом
другую,
затем обе одновременно). На мгновение
ребенок опира-
ется
только на руки (с помощью ведущего).
Упражнение необхо-
димо
повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал
ступни от земли
и
поднимал прямые ноги как можно выше.
ХОДИМ БОКОМ
Цель:
развитие
координации движений, равновесия,
ук-
репление
мышечного «корсета» позвоночника,
мышечного ап-
парата
стопы. i
Материалы: кубик или книга.
Ход
игры.
Ребенок
должен выпрямиться, принять
правильную
«осанку. Нужно положить
ребенку на голову кубик или книгу
и
предложить
подвигаться вправо приставным шагом.
Потом те же
движения
проделать влево, стараться не уронить
кубик. Выигры-
вает
тот, кто сможет сделать больше шагов.
Список используемой литературы:
1.Мартынов С.М. « Здоровье ребёнка в ваших руках» Москва « Просвещение» 1991г.
2. Лебедева Л.В., Борисова М.М. Физическое воспитание дошкольников ч.2 ( методическое пособие) « АК Апринт» Москва 2005г.
3.А.С. Галанов « Игры , которые лечат» педагогическое общество России, Москва 2005г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мельниченко Ирина Владимировна
→ polovina73 03.09.2011 0 2334 701 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.