Статья "Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста"


Лядова О.В.

« Центр развития ребенка-

детский сад № 100»

г.Пермь


Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста


Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Непосредственно организованная деятельность по художественному творчеству создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включить в педагогический процесс деятельность детей по художественно-творческой направленности.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддерживать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Именно эти вопросы решает художественное конструирование в программе «Детский сад-дом радости». К художественному конструированию относится конструирование из бумаги.

Дети в основном создают художественно- эстетический продукт: сказочные фигурки для игр, поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи «Колобок», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка», так и придуманные образы «Солнечный человечек», « Вакса-клякса» и другие. Даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и другие) и живые образы (лисичка, поросенок), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Техника работы с бумагой разная: сжимание, разрывание, разрезание, сгибание. Техника получение поделок из бумаги путем многократного сгибания в разных направлениях называется оригами. Данная техника пришла к нам из Японии. И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким.

Дети старшего дошкольного возраста осваивают три новых способа техники оригами: сгибание боковых сторон прямоугольника к его центру; отгибание нижних сторон углов треугольника к соответствующим его сторонам и один наиболее простой для них способ новой техники: объемная фигура, это закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание полукруга в конус.

В ходе проведения организованной деятельности с детьми следует учитывать:

- сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования, которые позволяют организовать содержательное общение детей, способствующие осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности;

- обеспечение взаимосвязи конструирования с другими видами детской деятельности: игрой ( театрализованной, сюжетно-ролевой), рисования и другие.

Определили основную цель – формирование у детей умения конструировать из бумаги самостоятельно и творчески.

Задачи:

- развивать умение, анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям по операционным картам, схемам, действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;

- познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку;

- развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;

- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца;

- развивать мелкую моторику рук;

- приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

Непосредственно организованная деятельность проводилась два раза в неделю с подгруппой детей в вечерний отрезок времени. Работа велась поэтапно: на первом этапе проводилась диагностика умений и навыков, имеющихся у детей на данный момент; изучалась дополнительная литература по данной теме; отбирались критерии отслеживания результатов работы, велась работа по подбору тем по технологии «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой. На основе данных тем были разработаны конспекты в соответствии с перспективным планом. На втором этапе работы дети знакомились с разными видами бумаги: картоном, фольгой, калькой, гофрированной, бархатной и т.п. Ребята знакомились с поделками из бумаги, выполненные детьми подготовительной группы, рассматривали иллюстрации в книгах по работе с бумагой. Слушали русские народные сказки, загадки, потешки, познавательную литературу – энциклопедии. На третьем этапе работы дети закрепляли имеющиеся у них навыки работы с бумагой, изготавливали фонари, кружки, коробочки. На четвертом этапе дети познакомились с новыми способами работы с бумагой, как с объемными моделями, так и с техникой оригами. Учились изготавливать конус и дополнять его различными деталями, соединяли две техники работы с бумагой: оригами и объемная фигура. Изготовленные поделки использовались в играх – драматизациях «Теремок», «Маша и медведь». Цветы из оригами использовались в дидактической игре «Садовые и полевые цветы». Поделки птиц использовались в дидактической игре «Птичий двор».

Одновременно осуществлялась работа с родителями: предоставлялась возможность присутствовать на организации совместной деятельности взрослого и ребенка, чтобы показать, как можно организовать досуг ребенка дома; проведены индивидуальные консультации по вопросам организации этой деятельности.

Были отобраны основные параметры отслеживания работы с бумагой:

- отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру.

- отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата к противоположным сторонам.

- отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к соответствующим сторонам.

- закручивание прямоугольника в цилиндр.

- закручивание круга в конус ( тупой конус).

- закручивание полукруга в конус ( острый конус).

- плетение, преобразование квадрата в куб.

Дети с удовольствием занимаются конструированием из бумаги, проявляют эмоциональную отзывчивость на прекрасное, всматриваются в предмет и образность изображений, создают композицию из различных поделок; проявляют творчество как в индивидуальной, так и в совместной деятельности, с радостью участвуют в постановке спектаклей, используя свои поделки.



Сказка «Теремок» (фрагмент перспективного планирования)

1

Лягушка

Познакомить детей с новым способом «Объемной скульптуры»: закручивание круга в конус (низкий). Учить выполнять инструкции педагога.

2

Лиса

Познакомить детей с новым способом «Объемной скульптуры»: закручивание полукруга в конус (высокий). Закрепить умение пользоваться ножницами.

3

Заяц

Продолжать учить детей делать игрушки на основе высокого конуса. Воспитывать аккуратность.

4

Медведь

Продолжать учить детей мастерить поделки на основе высокого и низкого конуса. Украшать поделку готовыми формами.

5

Мышка

Упражнять детей в умении мастерить поделку из бумаги на основе высокого конуса, упражнять в умении пользоваться ножницами.

6

Волк

Упражнять детей в умении мастерить поделки на основе конуса. Учить детей самим изготавливать дополнительные детали.

7

Деревья

Познакомить детей с новым способом изготовления объемных поделок. Закрепить умение пользоваться ножницами, воспитывать аккуратность.

8

Теремок

Продолжать учить детей изготавливать поделки на основе конуса и цилиндра. Учить создавать композицию из поделок, сделанных детьми на прошлых занятиях.



Полный текст материала Статья "Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лядова Ольга Владимировна  Ola_Lydova_Vl_79
31.12.2011 1 8172 719

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК