Статья "Развитие творческого воображения и словесно-логического мышления у детей методами ТРИЗ–технологий"
«Развитие творческого воображения и словесно- логического мышления у детей методами ТРИЗ – технологий».
Доказано, что дошкольник может и должен находиться в среде развивающего обучения, наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. Ведь, когда ребенок творит, он меньше устает и практика показывает, что возможен даже оздоровительный эффект (сказкотерапия, игротерапия , изотерапия). Любому педагогу, любящему свое дело по-настоящему, нравятся дети, которые мыслят, рассуждают своеобразно, делают неординарные умозаключения. Инновационная технология ТРИЗ способствует решению этих задач в полной мере.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приёмов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать истину, он должен учить ребёнка самому искать её. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ.
Следует отметить, что технология ТРИЗ обучает творческой педагогике не только ребёнка, но и воспитателя. Как правило, дети с самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, история колеса и т. п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать - это значит решать противоречия. Невозможно описать все методы и приёмы ТРИЗ, но можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлечённости.
Используя в своей работе различные ТРИЗ – технологии, я убедилась в том, что решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию таких умственных способностей: логика, рассуждение и действие, гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, пространственные представления. Не нужно ждать, когда ребёнок пойдет в школу, чтобы развить у него логическое мышление. Каждый , безусловно, рождается с определёнными способностями и талантами, но в наших руках научить ребёнка мыслить логически. Работая много лет в области формирования у ребёнка логического мышления и творческого воображения в различных образовательных областях в соответствии с требованиями ФГОС.
Одним из условий развития логики ребёнка является формирование речи ребёнка как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений, закреплённые в словах. Для этого у нас подобрана картотека речевых игр. Дети с удовольствием играют в «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Часть и целое», «Логические концовки», «Что лишнее?» и др.
Практика показала, что речь ребёнка является неотъемлемым фактором развития и творческого мышления, и воображения. Здесь отлично срабатывает один из интересных приёмов ТРИЗ – символические аналогии. Они могут быть словесные или графические. С детьми проводятся задания – игры, связанные с символами. Например, зарисовка сказки с помощью символов. Эта технология способствует обогащению воображения, умению обнаружить скрытые закономерности и связи, а так же мыслить нестандартными образами. · Развитие речи детей через ТРИЗ - технологию.
-
I этап - Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
-
Цель II этапа - развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).
Задачи:
• Развивать связную и диалогическую речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).
• Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Играли с детьми в игру «Заколдуем слова». На листочках нарисованы 5 клеток, в которых нужно заколдовать животных. Медленно произношу слова, а дети изображают карандашом нужные символы (волк, лиса, кошка, ёж, собака), в клетках появляются символы. Этому приёму я уделяю особое внимание. Он служит не только для расширения ассоциативного словаря, развитию логического мышления и памяти, но и способствует развитию связной речи (т.к. дети должны объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке), развитию мелкой моторики (т.к. необходимо быстро схематически изобразить его).
Интересным приёмом мнемотехники на мой взгляд является и пиктограмма - рисунчатое письмо. Её отличие от мнемотаблицы в том, что она рисуется взрослым (в дальнейшем детьми) одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения.
Читаемый детям стишок рисую по ходу чтения. При этом использую знакомые детям символы. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, и дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по – одному, по желанию. Таблицу – рисунок оставляю на видном месте, в групповой комнате в течение нескольких дней. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволило повысить компетентность детей в умении пользоваться ими и эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию и воспроизводить её.
Когда этот материал освоен, предлагаю детям составить мнемотаблицу по лексической теме самостоятельно.
При обучении составлению рассказов – описаний на занятиях использовала сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (первоначально схема составляется в ходе обследования предмета, позже дети работают по готовому плану – мнемотаблице).
Затем таблицу преобразовала в пособие, которое мы с детьми назвали "Расскажи о предмете". Пособие позволяет не только составлять полный описательный рассказ о предмете, но и обучает отгадыванию загадок – описаний.
-
Цель III этапа - развитие речи детей через ТРИЗ - технологию.
Задачи :
- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
- формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
- воспитывать творческую личность.
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.
2. Учить детей фантазировать, изобретать. (Например, придумать новый дом красивый и необычный.)
3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться
-
Советы и рекомендации при работе по формированию у ребёнка творческого воображения и логического мышления:
-
Никаких лекций!
-
Если ребёнок ответит «Не знаю» - советуем ему подумать.
-
Максимум экспериментальной проверки.
-
Первая гипотеза может быть любой.
-
Никогда не говорите: «Нет, это не правильно».
-
Старайтесь выстраивать цепи гипотез.
-
Пользуйтесь только теми знаниями, образами, которые есть у ребёнка.
-
Чтобы чему-то научить ребёнка, нужно знать самому.
С самого раннего детства можно ребёнка научить системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Но не нужно начинать эту работу стихийно, помните , что в любом деле важна системность и последовательность. Большую роль в этой работе , впрочем как и везде, играет преемственность в работе детского сада и семьи. Дома при одевании предложите ребёнку сравнить туфельки младшего или старшего брата со своими: выяснить какая туфелька больше или меньше, путём прикладывания подошвы друг к другу. А во время обеда спросите у ребёнка, что он будет есть большой ложкой, а что – маленькой. На прогулке предложите собирать большие и маленькие камешки, листья красные, жёлтые, зелёные, коричневые. Принесите ребёнку много разных баночек и флаконов с крышками, чтобы он мог подбирать крышки по размеру баночек. Замесив тесто для печенья, делайте его вместе с ребёнком. Дайте ребёнку возможность проявить фантазию , придумайте смешные названия его произведениям. Включите свою фантазию, предложите ребёнку поменяться ролями: «Представь, что случилось чудо: ты вместо меня была мамой, а я – твоя доченька».
На самом деле существует множество занимательных игр и упражнений для развития воображения и логического мышления. Хотелось бы отметить некоторые из них:
-
«Теремок» (Тренирует аналитическое мышление, учит выделять общие признаки путём сравнения.)
-
«Запомни картинки» (Развивает зрительную память, произвольное запоминание с использованием приёма «группировки»)
-
«Да – Нетки» или «Угадай, что я загадала»
-
«Перевирание сказки»( Обучает ребёнка одновременно операции декомпозиции и композиции)
-
«Колумбово яйцо» (творчество с использованием геометрических фигур)
-
«Путешествие бабочки» (Учит ориентироваться на плоскости по слуховому восприятию команд воспитателя) и множество других игр .
Многолетний опыт работы по воспитанию творческой личности, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы, показал, что ребёнок, овладев всеми мыслительными операциями, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться.
Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Список использованной литературы:
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.
2. Дьяченко О.М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006
3. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.
4. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лысак Татьяна Викторовна
→ Публикатор 14.11.2021 0 1298 154 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.