Статья "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Чумадевская Наталья Сергеевна, воспитатель
Филиал «Детский сад №43» - «детский сад №41»
Взаимодействие человека с природой – очень актуальная проблема в современном мире. С каждым годом её значение становится сильнее, так как живой природе нанесён великий урон. Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет. Каждый ребенок должен понимать важность её охраны и восстановления, знать экологически целесообразное поведение в природе. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о ней? Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать её?
В период дошкольного возраста происходит становление личности, формирование начала экологической культуры. В этот период важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Необходимо научить детей осознанному правильному отношению к объектам живой природы. Нужно показать каждому ребенку, что красота природы родного края – безгранична, бесценна, поэтому её надо охранять и защищать.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
- овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
- осуществление систематической работы с детьми;
- развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Критериями сформированного, осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается природа, безнравственны.
Как же сформировать у детей уважительное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, а именно впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, можно помочь ребенку почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют полезное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Активная позиция обычно способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными и зимующими птицами. Умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное запрет на действия, причиняющие страдание и боль живому миру. Важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны. Они должны беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей и давать им соответствующую нравственную оценку. В силу возможностей противостоять жестоким действиям. Необходимо помнить о том, что небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольника экологических знаний, которая включает:
представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие).
Таким образом, необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных через дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы и загадки.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чумадевская Наталья Сергеевна
→ Публикатор 19.08.2024 0 199 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.