Консультация для педагогов "Коррекция речевого развития детей, формирование когнитивных процессов у детей средствами игровой мотивации"


Консультация для педагогов по развитию когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Тема: «Коррекция речевого развития детей, формирование когнитивных процессов у детей средствами игровой мотивации».


Дошкольное детство - уникальный период в психическом развитии ребёнка. Именно он обеспечивает общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности.

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой - в течение последних двадцати лет количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По результатам проведенного международного исследования PISA Россия заняла 45 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников. По данным разных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% обучающихся начальных классов общеобразовательной школы. У детей данной группы, помимо речевой патологии, в той или иной мере присутствуют недостатки развития когнитивной деятельности, основу которой составляют когнитивные процессы.

Это - ощущения, восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь.

Существует ряд определений когнитивных процессов. Рассмотрим наиболее распространенные из них. Ощущение - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов. Память - отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании. Мышление - высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов. Воображение - отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. Речь - процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.

Существует прямая зависимость уровня недоразвития речи и уровня развития когнитивных функций, т.е. чем грубее нарушена речь, тем ниже показатели интеллектуального развития. Соответственно, эти два процесса связаны между собой теснейшим образом, и влияют друг на друга. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками у детей данной категории отмечаются определенные особенности процесса протекания когнитивных операций.

Выявлено резкое снижение тонуса познавательной активности, низкий уровень концентрации и распределения внимания, слабая продуктивность запоминания. Интеллектуальная готовность к обучению у детей с общим недоразвитием речи значительно ниже, чем у детей, чья речь соответствует возрастным нормам. Перечисленные особенности, несомненно, ведут к стойкой неуспеваемости. Если такому ребенку не будет своевременно оказана специализированная помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой и как следствие - школьной программой в целом.

Работая с дошкольниками, мы опираемся на возрастные особенности детей. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно поэтому, один из основных методов нашей работы - игровой. Большинство игр можно разделить по формам, методам и целям.

Нас интересуют игры на развитие речи (фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи), и игры на развитие других когнитивных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления). Работая над развитием речи, мы не должны забывать о развитии когнитивных процессов, работая над развитием когнитивных процессов, мы должны помнить, что в нашей работе первично развитие речи. На наш взгляд, успешное решение задач коррекционных мероприятий в отношении детей с речевыми проблемами - это развитие всех когнитивных процессов при совместной деятельности всех специалистов коррекционно -образовательного учреждения.

Познание, особенно в младшем дошкольном возрасте, как известно, начинается с восприятия, и для его развития ребенку важно приобрести сенсорный опыт и овладеть наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств. Сенсорное воспитание младших дошкольников должно быть направлено на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Также необходимо в младшем дошкольном возрасте заниматься коррекцией двигательной сферы у детей с недоразвитием речи, так как они испытывают большие трудности при выполнении заданий по словесной инструкции: нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.

Нормализация речи в сочетании с коррекцией двигательной сферы, совершенствованием сенсорных процессов детей, активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы в дошкольном возрасте позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.



"Сборник "Умные игры и упражнения по развитию когнитивных способностей у дошкольников"

Игры на когнитивное развитие направлены на формирование и развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, воображения.

Игра «Найди такой же».

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 3 лет

Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать  с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Игра «Кто позвал?»

цель: развитие внимания, слухового восприятия.

возраст: с 4 лет

Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.


Кто за кем?
Цель – развивать активное внимание.
Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.
Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими.

Будь внимателен!
Цель – стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Игровой материал: соответствующее музыкальное сопровождение.
Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.
В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
Команды Движение
“Зайчики!” Дети прыгают, имитируя движение зайца
“Лошадки!” Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом
“Раки!” Дети пятятся , как раки (спиной)
“Воробьишки!” Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птицы)
“Аист!” Стоять на одной ноге
“Лягушка!” Присесть и скакать вприсядку
“Собачки!” Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака “служит”) и лают
“Курочки!” Дети ходят, “ищут зёрна” на полу и произносят “ко-ко-ко!”
Занятия проводились в большой комнате, на ковре при помощи музыкального руководителя.

Выполни по образцу
Цель - тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: образцы для выполнения узора.
Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
- анализ каждого элемента узора;
- правильное воспроизведение каждого элемента;
- удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.

Игра с палочками «Повторяй за мной!».
Цель – увеличение объема внимания и памяти.
Игровой материал: счетные палочки.
Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию . Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.

  Упражнение «Ладошки»
Цель – развитие устойчивости внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.




Полный текст материала Консультация для педагогов "Коррекция речевого развития детей, формирование когнитивных процессов у детей средствами игровой мотивации" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саченко Татьяна Валерьевна  Публикатор
20.05.2025 0 203 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.