Программа коррекции детско–родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушенным слухом
























П рограмма коррекции

детско–родительских отношений

в семьях воспитывающих детей

с нарушенным слухом






























В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушенным слухом, имеют некоторые особенности такие как:

1. Инвалидизация, инфантилизация ребенка;

2. Авторитарность воспитания;

3. Когнитивный компонент родительского отношения характеризуется преобладанием социально одобряемых вариантов ответов, перенос ответственности за воспитание ребенка на других воспитывающих взрослых (воспитателей, специалистов);

4. Поведенческий компонент детско-родительских отношений отличает рассогласованность, недостаточное использование таких форм контакта, как голосовой, тактильный, зрительный;

5. Эмоциональный компонент имеет признаки отстраненности, неприятия ребенка, отдаленной психологической дистанции.

В рамках нашего ДОУ организована работа детско-родительского клуба поддержки матерей имеющих детей с нарушенным слухом «Мой особый ребенок».

На занятиях клуба проводятся беседы, в которых матери получают информацию о значимости своей роли в процессе развития детей, необходимости учета индивидуальных особенностей детей и вреде, который наносит ребенку неправильное отношение к нему в семье. Проводится работа по формированию и отработки навыков установления различных видов контакта (голосового, визуального, тактильного эмоционального) матери и ребенка.

Целью коррекционной работы является создание благоприятного климата в семьях детей с нарушенным слухом, формирование положительных установок в сознании родителей.

Задачи программы:

        • Получение родителями информации об особенностях развития детей с нарушенным слухом, роли среды и родителей в этом процессе;

        • Обеспечить формирование у родителей навыков установления визуального, тактильного и голосового контактов с детьми.

        • Содействовать формированию положительного восприятия, эмоционального отношения родителей к ребенку.

В работе клуба с семьей придерживаемся следующих принципов:

  • Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми;

  • Принцип учета интересов ребенка и его родителей;

  • Принцип сравнения достижений ребенка только с тем, что он сам мог раньше, то есть сравнения ребенка с самим собой.





ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ.


ЗНАКОМСТВО ДРУГ С ДРУГОМ.

Цель




Содержание

Знакомство участников группы.

Создание групповой атмосферы.

Формирование позитивной мотивации общения.


Взрослые обсуждают вопрос о том, как их будут называть дети, в ходе занятий.

Участники тренинга располагаются по кругу. Тренер предлагает, передавая мяч или мягкую игрушку по кругу каждому участнику назвать свое имя и два занятия, которыми участник любит заниматься в свободное время.

КАРУСЕЛЬ

Цель



Содержание







Знакомство участников группы, формирование позитивной мотивации общения, выработка позитивного отношения к себе и другому.

Родители и дети делятся на два круга. Внутренний круг образуют взрослые, а внешний дети.

По сигналу ведущего участники внешнего круга смещаются на одного по часовой стрелке. Таким образом возникают новые пары. Участникам нужно познакомиться в паре и пожать друг другу руки. Задание повторяется в новых парах. И так до тех пор, пока каждый участник не вернется к своей паре.

МОЯ И МАМИНА РУКА

Цель






Содержание















Опираясь в первую очередь на телесную и эмоциональную память, закрепить представление участников о схеме тела (правая и левая стороны); отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.


В детско-родительских парах участникам предлагается встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий. Психолог последовательно предлагает:

  • «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.

  • Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.

  • Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.

  • Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.

  • Попрощаться с партнером безымянными пальцами.

На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой.

ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…

Цель




Содержание

Создание эмоционально непринужденной обстановки в группе, укрепление ее сплоченности, развитие внимания, наблюдательности.


Все участники сидят в кругу, а ведущий в центре. Он смотрит на окружающих, находит несколько человек с каким-либо сходством во внешности, одежде или каких-либо других качествах и просит их поменяться местами, а сам при этом стремиться занять место одного из них. Количество стульев на один меньше числа участников, всем необходимо двигаться как можно быстрее, чтобы занять свободный стул. Участник, оставшийся без места, становиться ведущим.

КОМПЛИМЕНТЫ

Цель



Содержание




Освоение навыков конструктивного взаимодействия и выражение поддержки, а также ее получения.


Все участники садятся в круг и берутся за руки. Последовательно каждый поворачивается к своему соседу и, глядя ему в глаза, говорит комплимент. Сосед выражает благодарность. В случае необходимости родители помогают детям.

РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

Цель



Содержание


Формирование позитивной мотивации общения, создание групповой атмосферы, развитие внимания к другому человеку.


Каждый участник круга говорит о том, что ему понравилось и запомнилось в этом занятии больше всего.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ»


ПРИВЕТСТВИЕ

Цель


Содержание


Вспомнить имена всех участников тренинга.


Перед началом проведения упражнения группа садится в круг и психолог объясняет участникам, как все будут приветствовать друг друга. Для этого всем надо встать и ходить в свободном направлении по комнате, здороваясь с каждым участником группы за руки и произнося слова: «Здравствуй, Лена!» или «Здравствуйте, тетя Оксана!» и т.д. Если кто-то из участников забудет чьё-нибудь имя, прежде чем поздороваться, он может спросить: «Как тебя (вас) зовут?» или «Напомни, пожалуйста, свое имя» и т.д. Обязательно надо поздороваться с каждым и каждого назвать по имени.

РАЗГОВОР РУКАМИ

Цель



Содержание


Развитие наглядно-образного мышления; развитие навыков конструктивного сотрудничества; гармонизация детско-родительских отношений.

Участникам круга предлагается с помощью средств пантомимы изобразить любое животное. Остальные участники досмотрев пантомиму до конца должны отгадать это животное.

АВТОМОБИЛИ

Цель




Содержание


Формирование позитивной мотивации общения, развитие базового доверия, развитие лидерских качеств, обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия.


Группа делится на пары. Взрослый встает сзади ребенка. Ребенок- автомобиль, взрослый водитель. Прикосновение к голове ребенка – газ, к правому плечу- поворот направо, к левому плечу- поворот налево, к спине- задний ход. Скорость движения выбирает ребенок.

Примерно через 2-3 минуты игры ведущий предлагает детям (автомобилям) закрыть глаза. Теперь успешность движения зависит от внимания взрослых к ситуации и внимания детей к прикосновениям взрослых.

ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ

Цель





Содержание


Почувствовать покой и расслабление прежде всего на уровне тела; повысить степень доверия по отношению к другим людям; развивать чувство эмпатии и желание доставлять приятные переживания окружающим


Упражнение выполняется в парах (родитель-ребенок) под негромко звучащую музыку. Первоначально на коврике лежит ребенок, а родитель дотрагивается до различных частей тела, последовательно называемых психологом. Например, легко и быстро дотрагиваться подушечками пальцев, ладонями, кулачками и т.п. ребрами ладоней провести волнистую линию и др. на следующем этапе родитель и ребенок могут поменяться ролями.


ЭМБРИОН

Цель




Содержание


Гармонизация отношений между родителем и ребенком, получение ребенком эмоционального опыта близких телесных отношений с матерью, обсуждение этого опыта с родителями.

Упражнение выполняется в детско-родительской паре. Каждому предлагается найти удобное для них место в пространстве. Затем ребенок садится на коврик и принимает позу эмбриона и закрывает глаза. Согнув ноги в коленях, родитель вплотную подсаживается к ребенку со спины и мягко обнимает его. Под плавную, нежную, тихую музыку он отрывает ноги ребенка от пола и бережно покачивает его. Важно, чтобы при покачивании родители постоянно меняли направление движения и сохраняли молчание.

Время: 3-5 минут

УПРАЖНЕНИЕ «ТЫ У МЕНЯ САМАЯ (САМЫЙ)…»

Цель


Содержание


Формирование доброжелательной атмосферы внутри диады.


Участники работают в семейных парах, пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто не кому не мешал. Ребенок и взрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждое предложение словами: «Ты у меня самая (самый)…». В конце упражнения можно выделить одно самое –самое важное качество: «Лиза, а еще ты у меня самая-самая…»


РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ

Цель



Содержание


Формирование положительного эмоционального настроя участников группы, эмоциональная разгрузка.


Каждый участник хлопает в ладоши другому, тот – следующему и т.д. последнему участнику аплодирует вся группа. «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».




ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ»


ПРИВЕТСТВИЕ

Цель


Содержание


Формирование положительного настроя на занятие.


Участники ходят по кругу и здороваются друг с другом за руку. По сигналу колокольчика все прячут руки за спину и здороваются друг с другом кивком головы.

«ВЕСЕЛАЯ ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»

Цель


Содержание


Развитие внимания в слуховой модальности.


Участники садятся в круг, выбирается один водящий, которому завязывают глаза. В это время участники передают по кругу колокольчик в любом направлении. Задача водящего- поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик нельзя. Игра повторяется несколько раз.

«КАРАНДАШНЫЙ МОСТИК»

Цель



Содержание


Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы.


Семейным диадам предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий на столе карандаш, поддерживая его с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняется: удерживая первый «мостик», пальцами свободной руки участники берут со стола второй карандаш. То же самое они могут проделать в тройках, четверках… всей группой.

Упражнение выполняется без слов. По окончании обсуждаются чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.

СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ «ОЖИВИ КЛЯКСУ»

Цель



Содержание


Выработка навыков совместного конструктивного взаимодействия на демократическом уровне. Развитие воображения, создание ситуации успеха.

Участники работают в семейных парах, пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто не кому не мешал. Каждая пара выбирает себе листок с кляксами. Задание, для участников следующее нужно внимательно рассмотреть кляксы, обсудить, на что они похожи. Дорисовать кляксу так, чтобы остальные участники могли догадаться, кто изображен на рисунке. Рисунок выполняется совместно одним карандашом.

Проводится выставка клякс. Каждую кляксу рассматривают всей группой, отгадывают, что это. Можно предложить участникам придумать небольшие истории по своим рисункам.

ИГРА «СНЕЖИНКИ»

Цель


Содержание


Развитие коммуникативных склонностей.


Все участники двигаются под музыку в свободном направлении. Как только музыка заканчивается, все останавливаются и слушают команду психолога, который говорит: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники должны выполнить эту команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она прервана, участникам надо будет выполнить следующую команду, например: «Снежинки объединяются в группы по две, по пять и т.д.»


РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

Цель



Содержание


Формирование позитивной мотивации общения, создание групповой атмосферы, развитие внимания к другому человеку.


Каждый участник круга говорит о том, что ему понравилось и запомнилось в этом занятии больше всего.



ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ»


УПРАЖНЕНИЕ «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»

Цель



Содержание


Установление первичного невербального эмоционально положительного контакта


Все участники садятся в круг, каждый по очереди поворачивается к соседу и улыбается ему, словно передавая улыбку по кругу.

ЗЕРКАЛО

Цель



Содержание


Развитие внимания, а также чувства эмпатии, получении поддержки.


Участники работают в семейных парах, один из которых изображает любые действия, строит рожицы и пр., а второй, словно зеркало, все повторяет. Периодически происходит смена ролей.


ПЕРЕДАЙ МЯЧИК

Цель



Содержание


Развитие ловкости и сообразительности. Развитие навыков сотрудничества.


Участники становятся в ряд. Первый игрок удерживает мячик (диаметром 7-8см.) подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин следующему игроку.

ЛАДОШКИ

Цель



Содержание


На основе партнерских равноправных взаимоотношений развитие у детей навыков произвольной регуляции деятельности, внимания; сплочения группы.

Сидя в кругу, участники кладут руки на колени находящихся рядом игроков. Участники каждый по очереди поднимает свою руку, не пропуская не одной. Если кто-то пропустил свою очередь, то эта рука на время исключается из игры. Время игры по желанию группы.

ХВОСТ ДРАКОНА

Цель



Содержание


Создание эмоционально теплой обстановки для более непосредственного выражения себя; установление равноправных отношений между родителями и детьми.

Участники становятся друг за другом (чередуются родители и дети), держась за впереди стоящего. Первый участник –«голова», последний «хвост» дракона. Голова должна догнать Хвост и дотронуться до него, а Хвост старается убежать. Как только Голова схватила Хвост, она становиться Хвостом. Каждый участник должен побывать в обеих ролях.




КОМПЛИМЕНТЫ

Цель



Содержание


Освоение навыков конструктивного взаимодействие и выражение поддержки, а также ее получение.

Все участники садятся в круг и берутся за руки. Последовательно каждый поворачивается к своему соседу и, глядя ему в глаза, говорит комплимент. Сосед же после этого выражает благодарность. В случае необходимости родители помогают детям.

РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

Цель


Содержание


Организация доверительной атмосферы и обратной связи.


Участники садятся в круг и, передавая горящую свечу, делятся своими впечатлениями.


ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ»


КАРУСЕЛЬ ПОЖЕЛАНИЙ

Цель



Содержание


Формирование позитивной мотивации общения, выработка позитивного отношения к себе и другому.


Участники делятся на две команды, образуя два круга внутренний и внешний. У каждого участника внутреннего круга должна быть пара во внешнем. Внутренний круг взрослые, а внешний дети.

По сигналу ведущего участники внешнего круга смещаются на одного по часовой стрелке. Таким образом возникают новые пары. Участники должны пожать друг другу руки и пожелать что-нибудь приятное.

Задание повторяется снова. И так до тех пор, пока каждый не вернется к своей паре.


«РАЗВЕДЧИК»

Цель


Содержание


Развитие внимания и зрительной памяти. Сплочение группы


Участники садятся в общий круг. Семейная пара выходит за дверь. Остальным участникам предлагается изменить у себя что-нибудь в своем облике или поменяться местами с другими участниками. Задача водящих определить, что изменилось.

БОЙ ПОДУШКАМИ

Цель





Содержание


Легализация агрессивных чувств и действий, снятие запрета на их проявление; отреагирование актуальных, энергетически и эмоционально заряженных состояний участников; установление равного права родителей и детей испытывать и предъявлять негативные чувства.

Участникам предлагается подушка, которой они перекидываются друг с другом, стоя в кругу. Эти движения сопровождаются «ругательными» словами-названиями овощей, животных, фруктов и т.д.(по договоренности). Когда энергия в группе повышается, и все участники активно включаются в игру, можно добавить вторую подушку.(2-4 подушки)

УПРАЖНЕНИЕ «ТЫ У МЕНЯ САМАЯ (САМЫЙ)…»

Цель



Содержание


Формирование доброжелательной атмосферы внутри диады.


Участники работают в семейных парах, пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто не кому не мешал. Ребенок и взрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждое предложение словами: «Ты у меня самая (самый)…». В конце упражнения можно выделить одно самое –самое важное качество: «Лиза, а еще ты у меня самая-самая…»


РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

«РИСОВАНИЕ СВОЕГО НАСТРОЕНИЯ»

Цель



Содержание


Развитие эмоционального мира, снижение тревожности.


В конце занятия участникам предлагается выразить свое настроение цветом можно использовать один цвет или несколько цветов. Участники группы работают автономно. Когда большинство завершит работу над рисунками, проводится выставка «Настроение нашей группы». Ведущий обращает внимание участников на то, что все люди разные, у всех разное настроение и настроение в группе зависит от каждого.


ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ»


ПРИВЕТСТВИЕ

Цель

Содержание


Создание положительного рабочего настроения участников

каждый участник берет в руки по игрушке, затем все начинают перемещаться по комнате и в течение нескольких минут здороваться примерно следующим образом:«Привет, Лиза, привет, зайка», «Привет, тетя Наташа, привет, лиса» и т.д.

«МЕНЯЛКИ ИГРУШЕК»

Цель


Содержание


Развитие внимания и памяти в зрительной модальности.


Каждый участник вместе со своими игрушками садятся в круг. Водящие ребенок и родитель поворачиваются спиной к остальным и считают до пяти. В это время участники меняются друг с другом игрушками. Задача водящих - определить, кто с кем поменялся.

«КТО ЧТО УМЕЕТ»

Цель



Содержание


Оказание эмоциональной поддержки и принятие каждого участника группы, укрепление навыков равноправных, партнерских взаимоотношений между родителями и детьми.

Участников группы заранее просят подумать над вопросом: «Кто что умеет?» чтобы не просто рассказать, но и наглядно показать (например, танец, вышивка вкусный пирог и т.п.) каждую демонстрацию группа встречает аплодисментами, выражением положительных эмоций, комплиментами.

СНЕЖКИ

Цель


Содержание


Игра дает возможность вернуть бодрость и активность . позволяет сбросить беспокойство и напряжение.

Каждому участнику предлагается сделать плотный мячик из большого листа старой газеты. Затем участники делятся на две команды. Команды выстраиваются друг напротив друга на расстоянии примерно четыре метра. По сигналу участники начинают бросать мячики на сторону противника. Стремясь как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне на полу оказалось меньше мячей. Время игры от 3-5минут.

ИГРА ПО ЖЕЛАНИЮ УЧАСТНИКОВ

Цель


Содержание


Создание хорошего настроения, активизация участников группы.


Ведущий спрашивает, в какую игру хотели бы поиграть участники тренинга. Выбирается та игра, в которую хочет поиграть большинство участников.

СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ

Цель



Содержание


Формирование позитивной мотивации общения, создание групповой атмосферы, развитие внимания к другому человеку.


Каждый участник круга благодарит остальных участников за прекрасный день говорит о том, что ему понравилось и запомнилось в этом занятии больше всего.



ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ»


ЛЮБИМЫЕ ИГРЫ

Цель


Содержание


Развитие пространственной ориентации.


Психолог интересуется у детей, в какие игры они хотели бы поиграть со своими родителями. Это могут быть как игры, в которые играли на занятиях так и новые придуманные детьми. Группа играет в предложенные игры.

ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ

Цель


Содержание


Повышение самооценки участников.


Каждой семейной паре вручаются награды за участие. Это могут быть грамоты или медали за сплоченность, за организованность, за находчивость, за проявление творческих способностей, за инициативность, за отличное чувство юмора, за смекалку и т.д.

ЧАЕПИТИЕ

Цель


Создание комфортной атмосферы для участников

Участники, сидя за чашечкой чая делятся о своих впечатлениях, о работе клуба «Мой особый ребенок».

























Список использованной литературы:


  1. Дидактические игры для дошкольников с нарушением слуха. Сборник игр для педагогов и родителей./Под ред. Л.А.Головчиц.- М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.-160с.

  2. «Детский сад».научно-методический журнал для педагогов и родителей №3 2007г.

  3. Дети с отклонениями в развитии: Методич.пособие./ сост.Н.Д.Шматко. М.,Аквариум, 1997.128с.

  4. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.-190 с.,ил.

  5. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007.-224 с.: ил.

  6. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.-87с.




Полный текст материала Программа коррекции детско–родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушенным слухом смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Старцева Елена Геннадиевна  wolverine
20.05.2011 1 3600 518

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК