Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания и самоконтроля.
Боголюб Людмила Викторовна,
педагог-психолог
МБДОУ д/с №30 г.Арзамас, Нижегородская обл.
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания и самоконтроля.
Цели и задачи: Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Оптимизация тонуса мышц, ритмирование организма, улучшение зрительного восприятия, развитие межполушарного взаимодействия, повышение энергетизации организма. Продолжать учить произвольно расслаблять мышцы рук, ног, туловища.
Оборудование и материалы: Мягкая игрушка заяц, игрушечный барабан с открывающимся верхом, воздушный шарик, магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой для релаксации.
Предварительная работа: Экскурсия в театральную комнату с целью ознакомления с различными куклами.
Структура занятия: - растяжка;
-дыхательное упражнение;
- глазодвигательное упражнение;
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
-функциональные упражнения;
- релаксация.
Ход занятия:
Занятие проводится в кабинете психолога. Психолог приветствует ребёнка и предлагает ему приступить к занятию:
Пс-г: - И так, приступим к занятию? Ты готов?
Ребёнок говорит о своей готовности приступить к занятию, психолог предлагает ему сесть на стул, сам садится напротив.
1.Упражнение «Растяжка».
Пс-г – Сначала сделаем спокойный глубокий вдох носом - выдох (3 цикла).
А сейчас напряги всё своё тело, расслабься. (Далее поочерёдно напрягаем и расслабляем левую руку, правую руку, шею, спину, живот, ягодицы, левую ногу, правую ногу.)
2.Дыхательное упражнение.
Пс-г - Посмотри, что я тебе покажу. (Показывает барабан). Да, это барабан, но он не простой, в нём что-то лежит. Опусти в него руку и попробуй наощупь определить, что там лежит. Догадался, что там?
Реб-к - Это воздушный шарик.
(Пс-г вынимает шарик из барабана). - Сейчас он маленький. Что нужно сделать, чтобы он стал большим?
Реб-к – Его надо надуть воздухом.
Пс-г - Правильно. (Надувает шарик) – Смотри, когда воздух из шарика выходит, он опять становится маленьким (выпускает из шарика воздух). Давай представим, что у тебя в животе тоже воздушный шарик. Какого цвета будет у тебя шарик? (Ответ ребёнка). Сейчас он не надут. Надуем его через нос. Делаем глубокий вдох и следим за животом- он увеличивается, шарик надувается. А сейчас сдуваем его, выпускаем воздух из него через рот, шарик сдувается, живот уменьшается (несколько раз).
3.Глазодвигательное упражнение.
Пс-г – Сегодня с тобой захотел поиграть зайчик. Смотри на него: куда он - туда и твои глазки, но голова при этом не должна двигаться.
(Психолог держит игрушку на расстоянии вытянутой руки от ребёнка, медленно перемещая её по осям через центр: влево - пауза, вправо - пауза, вверх - пауза, вниз - пауза, в левый верхний угол - пауза, в правый нижний угол -пауза, в правый верхний угол -пауза, в левый нижний угол. То же самое: на расстоянии локтя, а затем около носа.)
А сейчас посмотри на верхушки деревьев за окном, а теперь- на прозрачную штору на окне. Сейчас мы пересядем за стол и продолжим.
4.Упражнения на мелкую моторику.
Пс-г – За то, что ты старался, заяц предлагает тебе поучиться игре на барабане, ведь зайцы самые лучшие в мире барабанщики. Вот как они это делают. (Поочерёдно стучит по столу указательными пальцами сначала медленно, затем быстрее и быстрее, далее - замедляя ритм.) Ребёнок выполняет упражнение.
А сейчас выполним упражнение «Колечки». (Ребёнок соединяет в колечко большой и указательный пальцы, поочерёдно большой палец соединяется с остальными пальцами руки до мизинца и обратно – сначала правая, затем левая, а потом обе руки вместе, с постепенным убыстрением темпа.
Упражнение «Кулак - ребро-ладонь» (Ребёнок вместе с психологом, а затем по памяти выполняет моторную программу: три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга - ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Упражнение выполняется сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе в течение 8-10 циклов.)
Пс-г - Посмотри, как скачет лягушка. (Упражнение «Лягушка») Одна рука кладётся на стол кулаком, другая – ладонью. Приподнимая руки над столом, меняем их положение, постепенно увеличивая темп. (Показ, выполнение упражнения вместе с ребёнком).
5.Игра «Замри-отомри».
Пс-г – Сегодня я предлагаю тебе поиграть в игру «Замри- отомри». Пока звучит музыка, ты можешь делать что хочешь, по моей команде «замри»- замираешь, «отомри» -продолжаешь делать что хочешь. Далее правила меняются: ребёнок сам даёт себе эти команды (вслух).
6. Игра «Прыжки на месте».
Пс-г - Сейчас нам надо встать друг напротив друга.
Мы будем делать прыжки сначала на правой ноге 5 раз, потом на левой 5 раз, потом вместе на двух ногах 5 раз, далее по 4 раза на правой, на левой и на двух ногах, и так - по 3, 2 и 1 разу. ( Психолог выполняет упражнение вместе с ребёнком).
7.Игра «Пошумелки».
Пс-г – Сядем на стульчики. Сейчас ты опять будешь считать, но теперь до 10, при этом слушай, как я хлопаю в ладоши перед каждым числом. Если тихо - ты произносишь число шепотом, немного громче - вслух, громкий хлопок- прокричишь число.
8.Игра «Марионетки»
Пс-г - Помнишь кукол – марионеток, которых я показывала тебе? Как они двигаются? Какие у них руки, ноги, туловище? (Ответы ребёнка). Попробуй превратиться в такую куклу. Представь, что куклу положили после спектакля, она отдыхает. (Ребёнок ложится на мягкий мат, включается спокойная музыка, психолог предлагает сделать ребёнку несколько циклов глубокого дыхания, расслабиться: руки становятся тяжёлыми, расслабляются, ноги становятся, тяжёлыми , расслабляются, всё тело расслабляется и становится будто ватное. Психолог немного приподнимает одну руку ребёнка и отпускает её, она падает, потом рука приподнимается выше и отпускается, далее - ещё выше. Так – с другой рукой, правой, левой ногами.
Пс-г - Вот ты и отдохнул. А теперь можно потихоньку вставать.
Список использованной литературы:
Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоравливающие учебные игры. Санкт- Петербург, 2001.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.М.,2002.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боголюб Людмила Викторовна
→ Ludb 12.07.2012 0 12603 1595 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.