Конспект занятия по психологии на тему: «Я знаю эту эмоцию» (для детей дошкольного возраста)








ФИО: Максимова Мария Валерьевна

Место работы: ГБОУ ЦППРК «Детская личность»

Должность: педагог-психолог



Конспект занятия по психологии на тему: «Я знаю эту эмоцию»

(для детей дошкольного возраста)

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать его в мимике.

Задачи:

- развитие умения различать эмоции по их проявлениям,

- развитие выразительной мимики,

- проигрывание различных эмоциональных состояний,

- расширение представлений детей о том, что музыка может характеризовать эмоционально – чувственную сферу людей,

- дать опыт проживания негативных ситуаций,

-обучение детей способам регуляции своих эмоций (снятие психоэмоционального напряжения, страхов, умение изменить свое настроение).

Методические приемы:

- показ

- обсуждение

- элементы сюжетно – ролевой игры

- релаксационные приемы

Оборудование:

- магнитофон - покрывало

- кассеты с записями - черный мешочек

- мягкая игрушка «Гусь» - бусы

- пиктограммы эмоций - бант

- два колпачка из бумаги - платок

Ход занятия:

  1. Приветствие

  2. Игра – разминка «Нос, умойся!». Дети с помощью психолога инсценируют стихотворение Э.Мошковской (из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему «Я»).

  3. Основная часть

Основное содержание

Предполагаемые ответы и действия детей

Психолог: - Сегодня к нам в гости пришли эмоции. (Он снимает покрывало со стульев, на которых разложены пиктограммы, обозначающие разные эмоции, а дети должны догадаться, что за эмоции перед ними).

Психолог: - Узнаете вы их?

Психолог: - Молодцы! Эмоции пришли не с пустыми руками, они принесли для нас свои игры и задания.

Психолог показывает на пиктограмму «радости»:

- Что это за эмоция?

- Как вы догадались?


- Изобразим её.


- Хорошо! А теперь, представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Всё, что в середине нашего круга – это сцена. У меня в руках колпачки. Когда я вам надену их, вы станете клоунами и попробуете с помощью движений и выражения лица изобразить веселых клоунов. Кто хочет попробовать? (Выбирается два клоуна). А все остальные – зрители. Я включаю музыку, и представление начинается!




- Ребята, получилось у … ? (обсуждается каждый ребенок).

- Понравилось вам исполнять роли?

- Мы с вами весело посмеялись, но посмотрим, что приготовила нам грусть (психолог показывает на пиктограмму «грусти»).

- Слышите? (Включается запись с шумом дождя). Дождь пошел, и сразу стало грустно. Стали печальны цветы и грибы в лесу. Давайте покажем, как цветы наклонили головки до самой земли и грустно качают своими бутончиками (демонстрируется картинка с цветами под дождем). Для этого соединим руки над головой – это наши бутончики, будем медленно опускать руки вперед и раскачивать ими, а лицо у нас грустное, печальное; тяжелые капли дождя колотят по нежным бутончикам и листочкам.

- А недалеко от цветов растет старый гриб. Гриб настолько старый, что вот – вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает порывов сильного ветра и тяжести большой намокшей шляпки (демонстрируется картинка с грибом под дождем). - Давайте покажем этот печальный гриб. Расставим ноги, опустим плечи и руки, голова клонится к плечу. На лице у нас грусть, мы плачем.


- Но дождь, наконец, закончился (запись дождя выключается), мы уже не плачем, но все еще грустно. Давайте покажем, как нам грустно.

- А вы знаете, как можно прогнать грусть? Нам поможет стихотворение:

- Я от грусти не заплачу,

Поведу себя иначе.

Чтобы грусти не бояться,

Надо весело смеяться!

- Давайте вместе прочитаем этот волшебный стишок!


- А мы умеем с вами смеяться?


- Посмеялись, вот грусть и ушла!

- Посмотрите, какая эмоция готовит для нас следующее задание (психолог показывает на пиктограмму «страха»). Включается музыка.


- Да, это эмоция страха. Попытаемся изобразить страх на своем лице: широко откроем глаза, рот, мы вот – вот закричим от страха! Послушайте музыку, посмотрите на меня.

- Молодцы! (психолог хвалит детей, у которых получилось лучше всех).

- Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте. А потом мы разыграем сценку (зачитывается рассказ «Галя и гусь»). Итак, чтобы разыграть эту сценку, нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить?

- Гусь у нас есть – вот он (демонстрируется игрушка). И еще нам нужна бабушка.

На ребенка, изображающего Галю, надеваются бусы и бант, на бабушку – платок.

- Теперь покажем нашу сценку…








- Очень хорошо получилось у ребят! Кто – то еще хочет разыграть эту сценку?



- Смотрите ребята, получается, чтобы прогнать страх, нужно защитить того, кто боится, утешить его. Как мы можем это сделать?













- Давайте вместе сначала испугаемся, сделаем испуганное лицо, а потом улыбнемся.


- Но нас ждет еще одна эмоция. Посмотрите на выражение лица. Что произошло с его ртом, бровями? Какие у него глаза? (психолог показывает пиктограмму «злость»). Что это за эмоция?

- Правильно. Это злость (включается музыка). Попробуем изобразить её: нахмурим брови, расширим глаза, оскалим рот в страшной ухмылке.

- Молодцы, хорошо получилось … (обсуждается каждый ребенок).

- Злость приготовила для нас игру под названием «Жужа». Жужа – это пчела, которую дети хотят выманить из улья, чтобы полакомиться медом. Они кричат ей:

- Жужа, Жужа, выходи!

Жужа, Жужа, догони!

А Жужа смотрит из улья, показывает кулаки, делает страшное лицо, топает ногами от злости, не хочет выходить из улья, а когда ей все это надоедает, она выскакивает из улья и начинает гоняться за детьми, стараясь их поймать.

- Кто у нас будет Жужей?


- Итак, Жужа у нас есть, она сидит в улье, а мы дразним её, стараясь выманить из улья.







- Понравилась игра?




- Но мы с вами не будем злиться. Вот это волшебный мешочек и мы спрячем сюда всю злость (демонстрируется черный мешочек). Покричим в него:

- Уходи, злость! Уходи!



- Вся злость ушла?

- Теперь крепко завяжем его и спрячем (мешочек завязывается и убирается).

- Скажите, какие эмоции были у нас в гостях сегодня?

- Изобразим их с помощью выражения лица.




- Молодцы!







Ответы детей.





- Это радость.

- Потому что лицо с улыбкой.

Психолог улыбается, дети повторяют за ним.








Дети под веселую музыку улыбаются и изображают радостных клоунов. (Каждый ребенок должен побывать в роли клоунов).


Ответы детей.





Дети прислушиваются к шуму дождя.





Психолог показывает движения «грустных» цветов, дети повторяют за ним.







Психолог показывает движения и мимику, дети повторяют за ним.

Дети показывают мимикой грусть вместе с психологом. Отмечаются лучшие показы.







Дети читают стихотворение вместе с психологом.

Дети смеются вместе с психологом.




- Страх, испуг.


Психолог показывает мимикой «страх», дети повторяют за ним.








Выбираются желающие из детей.





Психолог медленно зачитывает рассказ, ребенок, играющий Галю, мимикой показывает, как он испугался, бабушка в конце истории гладит Галю по голове, успокаивая её.

Сценка разыгрывается несколько раз, чтобы все дети поучаствовали в роли испугавшейся Гали.



Обсуждение вариантов с детьми: погладить по голове, обнять, сказать ласковое слово, помочь сделать то, чего боится этот человек. Если мы сами чего – то боимся, можно попросить помощи у друга, воспитателя, мамы или вспомнить что – нибудь хорошее, улыбнуться и страх… убежит.

Дети выполняют вместе с психологом, отмечаются лучшие показы.




- Злость, гнев.

Дети выполняют вместе с психологом.















Выбирается водящий из детей.


Дети с психологом играют в игру…

Проигрываем игру несколько раз, чтобы все дети смогли побывать сердитой Жужей.

В конце игры обсуждается, что у кого получилось и что пока не получается.




Каждый ребенок по – очереди кричит в мешочек слова.





Ответы детей.



- Радость, грусть, страх и злость.

Дети изображают эмоции вместе с психологом, отмечаются умения каждого ребенка.



4) Заключительная часть

- Наше занятие подходит к концу, и я уже слышу, как журчит наш ручеек радости (упражнение из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему «Я»). Давайте возьмемся за руки, представим, как чистый ручеек течет по нашему кружочку, и поделимся своей улыбкой друг с другом (дети передают свою улыбку по кругу).

- Все получили улыбку и хорошее настроение! Занятие закончено. До свидания!




Полный текст материала Конспект занятия по психологии на тему: «Я знаю эту эмоцию» (для детей дошкольного возраста) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максимова Мария Валерьевна  MaRiyA_M
17.10.2012 0 5352 1016

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК